Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель речевой деятельности Вернике-Гешвинда






На протяжении первой половины ХХ столетия в нейрофизиологии доминировало представление об эквипотенциальности, т.е. функциональной равноценности различных областей коры, а потому вплоть до 60-х годов прошлого века считалось, что речь не имеет строгого анатомического представительства. В 1965 году американский невролог Норман Гешвинд (Geschwind N.) предложил новую интерпретацию модели Вернике, которая теперь известна в научной литературе как " модель Вернике-Гешвинда". Она объясняет различия в деятельности речевых центров левого полушария при восприятии устной речи и чтении написанного текста (Рис. 14.3). Звуки человеческого голоса воспринимаются слуховыми рецепторами внутреннего уха, где происходит кодирование получаемой информации. По слуховым путям через медиальное коленчатое тело таламуса она поступает в первичную слуховую кору (41 поле), затем во вторичную слуховую кору (42 поле), а оттуда в зону Вернике (22 поле).

Зона Вернике обеспечивает понимание смысла услышанных слов, она же осуществляет конструирование собственной речи. Из зоны Вернике информация передаётся по дугообразному пучку в зону Брока, где программируются действия мышц, необходимых для воспроизведения собственной речи. Здесь у ребёнка создаются энграммы памяти о надлежащей последовательности сокращений мышц, участвующих в артикуляции звуков речи. Созданные в зоне Брока программы адресованы расположенной рядом с ней моторной коре, непосредственно управляющей мышцами.

При чтении афферентная информация от сетчатки передаётся по зрительным нервам к наружному коленчатому телу таламуса, оттуда - в первичную, а затем во вторичную зрительную кору. Переработанная там зрительная информация поступает в угловую извилину теменной доли (поле 39) для сопоставления со слуховой или тактильной информацией, что совершенно необходимо при обучении чтению. Следующий этап переработки информации осуществляется в зоне Вернике, обеспечивающей восприятие печатного или рукописного текста. Если текст нужно прочесть вслух, то для этого понадобится отправить надлежащую информацию по дугообразному пучку в зону Брока, а затем активировать первичную моторную кору. Как и любая схема, модель Вернике-Гешвинда упрощает происходящие события, однако она оказалась полезной как для уточнения классификации афазий, так и для дальнейшего развития представлений о нейрофизиологических механизмах речи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал