Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В основе сценарных решений лежат предписания. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Представления человека о себе складываются в детстве. Родители и сама жизнь снабжает ребенка данными о том, какой он и какие другие люди. Эти послания он постоянно получает. К родительским посланиям ребенок особенно чувствителен, т.к. он интуитивно чувствует, что его жизнь и благополучие зависят от них. Некоторые послания имеют характер вербального сообщения, адресованного ребенку, другие – восприняты ребенком как посланные ему (эгоцентричнсть мышления), но посылались не ему или неверно им интерпретированы. Главным становится, каким смыслом наделил данные послания ребенок. Берн пришел к выводу, что в основе психологических сценариев людей, обращавшихся за терапевтической помощью, лежат неконструктивные решения. Эти неконструктивные решения приняты под влиянием родительских посланий, имеющих негативное, разрушительное содержание. Их передают родители по причине каких-то собственных отклонений. Эти предписания подобны проклятиям, которые как бы «околдовывают» ребенка. Среди словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить: 1) заклятия - негативные определения: «Ты – грязнуля! Болван! Тупица!»! Ты – ужасный ребенок! 2) проклятья – пожелания ущерба, имеющие характер прямого приказания: «Чтоб ты провалился!», «Нам было бы лучше без тебя!», «Почему ты не можешь быть человеком!» 3) негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: «Из тебя нечего толкового не выйдет!», «Тюрьма по тебе плачет!», «Ты никогда ничего не достигнешь!» 4) с топперы – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: «Не умничай», «Не думай о …», «Не трогай, у тебя не получится; дай лучше я!» Предписания могут передаваться вербально и невербально. Ребенок придумывает, фантазирует и неправильно интерпретирует события и таким образом сам делает себе предписания. Задача взрослого (родителя) четко осуществлять послание, заботу о том, чтобы ребенок правильно его интерпериртировал. Н-р, ребенок, чувства которого «критикуют», может решить: «Не надо показывать свои чувства», а которого наказывают за проявление несогласия со старшими, может заключить: «Не надо думать». Маленький ребенок не может объективно оценить себя, и родители становятся для него «зеркалами», по которым он может судить о том, кто он такой и кем являются окружающие люди. Если с ребенком обращаются как с вредным и плохим, то он воспринимает себя как вредного и считает, это эта вредность живет у него внутри. Ребенок не понимает, что зеркала могут быть «кривыми». Ребенок не может заключить: «Я не плохой ребенок. Мама шлепнула меня, потому, что она истерическая личность.» Роберт И Мери Гулдинги описали 12 прототипов разрушительных сценарных предписаний (Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов /Н.Н.Васильев.– СПб.: Речь, 2002.–174 с.Рогов, Е.И. Психология общения /ЕН.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.-174с.; С.52.) 1. Не живи, сгинь, умри! 2. Не взрослей! 3. Не будь ребенком! 4. Не делай этого! 5. Не сближайся! 6. Не будь здоровым и нормальным! 7. Не будь собой! 8. Не делай успехов! 9. Не принадлежи! 10. Не будь первым, не высовывайся! 11. Не думай! 12. Не чувствуй! Предписания не вживаются в ребенка подобно электроду. Ребенок властен принять их, проигнорировать или обратить в противоположность. Однако, если на основе предписания принято решение, его очень тяжело нарушить. Это решение определяет совокупность центральных убеждений о том, кто он такой, кто – окружающие люди, что представляет собой этот мир и как в нем следует себя вести. Сценарное решение – это глубокое и фундаментальное когнитивное образование, для подтверждения и оправдания которого человек может обратиться к отдельным иррациональным верованиям. Ранние решения становятся своеобразным фильтром, влияющим на мировосприятие. Уже в первые месяцы жизни ребенок принимает фундаментальное решение относительно собственного благополучия и ценности.
|