Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Предметное поле социальной политики.
Социальная политика является не только элементом политики, проводимой государством, но также и имеющей свой предмет учебной дисциплиной. Необходимость изучения курса социальной политики в высших учебных заведениях обусловлена следующими причинами: специфика социальных процессов в обществе, характер социального развития современного российского общества, социально-экономическая ситуация в стране, институциональная структура общества и многое другое, определяющее современную общественную ситуацию. В курсе социальной политики изучаются отношения, складывающиеся в обществе по поводу принятия и реализации решений, влияющих на уровень жизни населения (благосостояние домохозяйств). Эти отношения являются предметной областью социальной политики как учебного курса. Основным методом в курсе социальной политики является социальная экспертиза, позволяющая дать количественную и качественную оценку предполагаемых изменений условий функционирования тех или иных блоков общества, обосновать возможные варианты таких изменений. В результате изучения курса социальной политики у студентов, в какой бы области они ни работали после окончания вуза, должен появиться " социальный стиль мышления", умение предвидеть социальные последствия принимаемых на различных уровнях (от государственного до конкретных хозяйствующих субъектов) экономических и политических решений. Курс социальной политики необходим для подготовки специалистов не только в области социальной теории, экономической социологии, экономической теории, институциональной экономики, но и так называемых " прикладников", занимающихся конкретными вопросами организации социальной защиты населения, отраслей социальной сферы, политики занятости и т.п. Понятийный аппарат социальной политики необходимо рассматривать как многоуровневую систему содержательно взаимосвязанных терминов. При этом само понятие социальной политики является оболочкой для терминов, описывающих ее предмет. Используемые в социальной политике термины разделяются на четыре больших группы — общие, частные (предметные), характеризующие домохозяйства и, наконец, вспомогательные. К общим терминам относятся такие понятия, как социальная стратегия, объекты и субъекты социальной политики и некоторые другие. Частные (предметные) термины в свою очередь разделяются на две подгруппы — функциональные и отраслевые термины. В число функциональных терминов входят, например, понятия бюджета социальной политики, социального страхования, социальной защиты (поддержки) населения, а в число отраслевых — понятия, используемые в конкретных отраслях социальной сферы (здравоохранении, культуре и искусстве, образовании и др.). Термины, характеризующие домохозяйства, охватывают понятия доходов населения, уровня бедности, демографической структуры населения, уровня занятости (безработицы) экономически активного населения и т.п. В состав вспомогательных входят термины, необходимые для раскрытия понятий, относящихся к первым трем группам. Например, невозможно дать определение уровня бедности населения без использования понятия прожиточного минимума. В нашем учебном курсе мы будем вводить определения отдельных терминов, связанных с социальной политикой, по мере необходимости — при изложении соответствующих содержательных вопросов. Вообще же понятийный аппарат социальной политики в России находится в стадии формирования и поэтому не всегда является достаточно четким даже в базовых терминах. Напомним, например, о множественности определений самой социальной политики. Между тем унификация терминологии, используемой как в научных исследованиях, так и при принятии конкретных управленческих решений в этой области, чрезвычайно важна. Проведение социальной политики по включенным в социальную стратегию направлениям определяет ее предметное поле. Социальная политика как научная дисциплина имеет свою отраслевую структуру, или предметное поле. В этой структуре, как правило, выделяются четыре основных сектора жизни общества, на которые направлена социальная политика: • демография (естественное воспроизводство населения, внутренняя и внешняя миграция); • труд (рынок труда и занятость, подготовка и переподготовка кадров, условия и охрана труда, социальное партнерство); • доходы населения и их отдельные составляющие (заработная • социальная инфраструктура (жилье, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.). В социальной политике, как области принятия управленческих решений, структура ее предметного поля (но не его состав!) может изменяться с течением времени. Способами количественной оценки изменений значимости отдельных структурных составляющих этого поля являются, например, величина расходов бюджетных средств или количество вовлеченных домохозяйств, или объектов социальной политики. Например, в период социально-экономических кризисов приоритетными являются проблемы социальной поддержки населения, в то время как стабильная экономика выступает одним из факторов системных социальных реформ (например, трудовой сферы, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, той же социальной поддержки).
Таким образом, предметное поле социальной политики как области принятия управленческих решений в устойчивой социально-экономической ситуации охватывает все население страны. Работа в установленном предметном поле социальной политики требует от органов управления, или субъектов социальной политики, решения двух основных задач: 1) формирования законодательной и нормативной базы в от 2) определения размеров бюджета, необходимого для проведения социальной политики в целом и в отдельных секторах ее предметного поля. Здесь и ниже под бюджетом социальной политики (подробно он рассматривается в гл. 9 учебного пособия) будем понимать совокупность финансовых средств, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть направлены на реализацию целей социальной политики в течение определенного календарного периода (как правило, финансового года). Лишь ограниченное количество управленческих решений являются социальными, и увеличивать его неоправданно с экономической и социальной точек зрения. Это легко объяснить на примере пенсионного обеспечения граждан. Решения о разовых индексациях или абсолютных увеличениях размеров государственных пенсий, безусловно, относятся к социальным решениям. Частота принятия таких решений определяется двумя факторами — во-первых, ростом потребительских цен и, во-вторых, состоянием бюджета пенсионной системы. Однако сами эти решения не влияют на данные факторы. Иными словами, чисто социальные решения не создают предпосылок для системных изменений в социальной сфере и в конечном счете — для роста социального эффекта. Таким образом, если общество хочет добиться подобных изменений, то основными в предметном поле социальной политики должны стать не собственно социальные решения, а структурные, финансовые и институциональные преобразования, создающие предпосылки для получения социального эффекта в средне- или долгосрочной перспективе.
|