Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг 17. Выяснение проблем системы управления школой, из-за которых возникли проблемы условий и процесса. 3 страница
§ 8. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий Комментарий редактора книги. Параграф, который Вам, уважаемый читатель, предстоит прочесть, занимает в книге особое место. Он по сути своей инновационен. Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие образование хорошего качества. Раздел о новых информационных технологиях, если можно так выразиться, опрокинут в будущее. Он только для ищущих, любящих осваивать новое учителей и руководителей образовательных учреждений всех видов и типов. Он для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог и управленец современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего. Читателя ожидает нелегкое, но интересное чтение, предполагающее интеллектуальное творчество, радость постижения нового. Было бы неверным считать, что текст раздела доступен только учителям информатики и математики. Он вполне постижим и абсолютно необходим прежде всего учителям всех гуманитарных и естественно-научных дисциплин, руководителям школ и их заместителям по учебно-воспитательной работе и научно-методическому обеспечению инновационных процессов современной школы. Охарактеризуем содержательные достоинства раздела: • в нем впервые построена система управления качеством образования (в когнитивной области) на основе новых информационных технологий; • описана валидная система педагогического и психологического мониторингов; • впервые представлена технология формирования содержания школьного образования на основе базисного учебного плана и федеральных стандартов: от технологии разработки оптимального учебного плана до электронных моделей учебников; • предложена для освоения система электронных моделей федеральных учебников с системой контроля качества знаний, полученных на новой технологической основе; • использована впервые разработанная академиком Ю. К. Бабанским прогрессивная методика проведения педагогического консилиума для определения учебных возможностей ученика, группы и класса, которая была усовершенствована и развита авторами за счет новых разнообразных возможностей компьютеров и которая обеспечивает психологический мониторинг учащихся V—XI классов; • построена модель, позволяющая учителю прогнозировать наиболее вероятную педагогическую и психологическую траекторию развития ученика. Естественен вопрос: " Что нового дает применение новых информационных технологий в управлении качеством образования? " Попытаемся ответить на него. Как и в любом производстве, для получения качественного результата, нужно иметь качественное сырье. В нашем случае таковым в первую очередь являются содержание образования и школьник. Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые информационные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам и управленцам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить, достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозировали. Материал, представленный в параграфе, подготовлен группой специалистов из Челябинска под руководством доктора педагогических наук, профессора Д. Ш. Матроса. Это только малая часть того, что разработано. Мы надеемся, что представленный фрагмент заинтересует читателей. Обстоятельно же изучить способы и средства управления качеством образования на основе новых информационных технологий можно по книге Д. Ш. Матроса, Д. М. Полева и Н. Н. Мельниковой, имеющей название, идентичное названию предлагаемого раздела, вышедшей в издательстве " Педагогическое общество России" в 1999 г., а также в серии журналов " Педагогические технологии" 1999, №№ 1, 2, 3, 4. Технологии были апробированы в школах №№ 89 и 93 г. Челябинска и еще на двадцати пяти опытных площадках. За консультацией, помощью и для заключения договоров о сотрудничестве желающие могут обратиться к авторам по адресу: Россия. 454080. г. Челябинск-80, просп. Ленина, 69, ЧГПУ, Центр новых информационных технологий. Тел.: (3512) - 33-48-49; 33-54-96; 33-93-53. Напомним, что под качеством образования мы понимаем соотношение цели и результата, меру достижения цели. Из этого определения следует, что мы должны научиться измерять в одинаковых единицах: 1) цель, поставленную перед образовательным учреждением (школой); 2) результат, достигнутый этим образовательным учреждением (школой). Всюду в дальнейшем будем писать " школа", не различая типы образовательных учреждений, так как они и будут отличаться друг от друга поставленной целью. Существенного повышения эффективности управления качеством образования можно добиться, наряду со всеми рассмотренными ранее способами, с учетом названных выше факторов и условий, еще и за счет применения новых информационных технологий (НИТ). Рассмотрим суть этого способа. Одной из целей современной антропоцентричной школы является, как известно, интеллектуальное (умственное) воспитание. Интеллект — это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта (М. А. Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. —М., 1997). Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания ребенка в свою очередь вынуждает пересмотреть основные компоненты школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя. 1. Назначение образования. Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не только и не столько усвоение математики, физики, истории и т. д., сколько расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, физики, истории и т. д. 2. Содержание образования. В рамках антропоцентричной школы не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под возможности, интересы, потребности ребенка. 3. Критерии эффективности форм и методов обучения — показатели сформированности знаний, умений, навыков и определенных интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника. 4. Роль школьного учебника. Сейчас, как нам представляется, нужны школьные учебники принципиально нового типа, которые могли бы выполнять роль интеллектуального самоучителя, а образование, таким образом, все более бы становилось самообразованием. 5. Функции учителя. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции социального опыта, то в современной школе учитель должен реализовывать еще и функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ребенка В этих условиях именно внедрение НИТ обуславливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. С внедрением НИТ связано более широкое понимаяие управления обучением, осознаваемое не только как управление школой, но и как управление процессом обучения каждого учащегося. При этом субъектами управления выступают уже не только руководители школ, но и учитель, и сам ученик. Речь идет о кибернетическом подходе к управлению обучением, когда под управлением понимается такое воздействие на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта, то есть к приближению цели (А. Я. Лернер. Начала кибернетики. — М., 1967). В рамках такого подхода в общей структуре управления можно выделить отдельный уровень — непосредственное управление процессом усвоения учащимися учебно- го материала и формирования у них определенных интеллектуальных качеств. Это дает возможность объективно персонифицировать оценку с учетом личностных особенностей каждого учащегося. Сделаем одно важное замечание, которое, с первого взгляда, как будто ограничивает наш подход к управлению качеством образования — ведущей мы будем рас сматривать когнитивную (познавательную) область. На самом деле это замечание не противоречит предыдущим утверждениям об антропоцентричной школе, так как, во-первых, " обучение ведет развитие" (Л. С. Выготский) и, чем качественнее обучение, тем достигается более высокий уровень развития, и, во-вторых, разработанный и описанный ниже психологический блок обеспечивает достижение указанной выше цели как раз в условиях ведущей роли когнитивной практики. Кроме этого, предложенный подход позволяет, как будет видно в дальнейшем, довести теоретические рассуждения до технологических решений. В 70—е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию» и определению. Во многих изданиях, посвящённых педагогической технологии, можно обнаружить это её новое толкование, а именно: педагогическая технология — это " не просто-использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность конструированием и применением приёмов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов" (International yearbook of educational and instructional technology, 1978/ 1979. L., 1978). Суть этого похода (см.: Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. — М., 1991) заключена в идее максимально возможной управляемости работы школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего её основного звена — учебного процесса. Отметим, что, добившись прочных результатов обучения технологическим путём, учитель окажется в состоянии уделить больше внимания собственно педагогическому творчеству, развитию учащихся. Правды ради заметим, творчество в обучении сама педагогическая технология непосредственно не обеспечивает: она сосредоточена на воспроизводимых моментах учебного процесса, хотя и в её рамках есть большая возможность для эвристического, творческого подхода, и эту возможность мы покажем в ходе дальнейшего изложения. Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на чётко определённые цели. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причём таких, которые учитель или другой эксперт могут надёжно опознать. При реализации этой достаточно плодотворной идеи обычно сталкиваются со следующими трудностями: не знают, каким способом перевести результаты обучения на язык действий и как добиться однозначности этого перевода. Эти проблемы решаются двумя основными способами: 1) построением чёткой системы целей, внутри которой выделены их последовательные уровни (иерархия), — такие системы получили название педагогических таксономии; 2) созданием максимально ясяого, конкретного языка для описания целей обучения, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки. Использование чёткой, упорядоченной, иерархической классификации целей важно прежде всего для учителя, поскольку обеспечивает: 1) концентрацию усилий на главном, существенном; 2) ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников; 3) создание эталонов оценки результатов обучения; Естественно, что таксономия, как и любая научно разработанная система, обладает известной " жёсткостью". Но такая " жёсткость" — оборотная сторона целенаправленности учебного процесса. Она вовсе не диктует однозначного способа работы ни учителю, ни детям, хотя искушение искать такой способ может возникнуть. Наибольшее распространение получила таксономия, разработанная известным американским ученым Б. Блумом, на которую мы и будем ориентироваться. Чтобы сделать цели полностью диагностичными, то есть полностью проверяемыми, а обучение — воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерий достижения каждой цели. Иначе говоря, учебная цель должна быть описана так, чтобы о её достижении можно было судить однозначно. Цель, в описании которой заложены полно и надёжно описывающие её признаки, называют идентифицируемой. Обычно конкретизация целей осуществляется через переход от обобщённых образовательных целей к общим учебным и далее — через детализацию последних. Последовательная ориентация на диагностические цели определила своеобразие оценки и её функций в " технологическом" обучении. Если цель описана диагностично, то весь ход обучения может ориентироваться наеё признаки как на эталон. В ходе обучения текущая оценка играет роль обратной связи и подчинена именно достижению цели — эталона (или её составных частей). Если цель не достигнута, то результаты текущего контроля рассматриваются лишь как указание на необходимость внести коррективы в процесс обучения. Поэтому текущая оценка является лишь формирующей и, как правило, не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения, которые слышит ученик, носят содержательный характер и должны помочь ему скорректировать свою работу. Итоговая оценка выражается в баллах. Для постоянного слежения за состоянием ученика введем понятие " мониторинг". Оно пришло в педагогику из экологии, где мониторинг — это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды для предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. Образовательный мониторинг — это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Помня название данной книги, будем рассматривать управление (воздействие и обратную связь) как процесс обучения личности ученика, то есть объектом наблюдения является ребенок и то, какое изменение в нем происходит в процессе обучения. Обзор реальной картины формирования и функционирования образовательного мониторинга позволяет в рамках системного представления о нем выделить несколько уровней, иерархия которых предстает в следующем виде: 1. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого здесь вырабатывается соответствующая прогнозная психолого-педагогическая информация. 2. Муниципальный уровень. Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента школы самых разных видов (лицеи, колледжи, гимназии). Вырабатывается прогноз развития системы образования на данном уровне. 3. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций школ разных типов внутри региона. Вырабатывается прогноз развития системы образования в регионе. 4. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем. Как известно, структура данных об ученике в нашем подходе состоит из двух частей: психическое развитие и усвоение содержания образования. Следовательно, и характеристика образовательных систем всех уровней (школьный, муниципальный, региональный и федеральный) также должна включать обе эти части (психологический и педагогический мониторинги). Очевидно, что и прогнозирование строится по описанной структуре на каждом уровне — от ученика до федеральной системы образования. Так как обучение в кибернетическом аспекте является передачей информации ученику, то, следуя определению академика В. Н. Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология — это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что последние давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин " новая информационная технология обучения". Как мы видим, главное в НИТ — это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, что прослеживается и в имеющемся определении: новые информационные технологии обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии как применение технических средств в обучении. Суть современного подхода, как указывалось выше, заключена в идее максимально возможной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена — процесса обучения, а компьютер — это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи. Как мы уже отмечали, в образовании " педагогическая технология" и " информационная технология" — это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии новой? По нашему мнению, — нет. Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще опирается) на известные (хорошие и не очень) педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяют основным требованиям понятия " технологии". Используя современные обучающие средства, создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информа- ции с бумажных носителей на магнитные и т. д., что несколько экономит учебное время, но не более. Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если: 1) она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (целостность, предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование); 2) она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены; 3) средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер. Проводимая последовательная детализация целей гарантирует согласованность решаемых задач всех описанных уровней таким образом, чтобы композиция решений этих локальных задач была согласована с решением глобальных задач. Естественно рассмотрение последовательно педагогического и психологического мониторингов как взаимосвязанных составляющих образовательного мониторинга. Структура управления качеством образования с использованием НИТ может быть представлена в виде следующей последовательности действий: 1. Формирование цели. 2. Конкретизация цели. 3. Создание педагогической системы контроля. 4. Создание психологической системы контроля. 5. Создание системы педагогического мониторинга. 6. Создание системы психологического мониторинга. 7. Характеристика (определение) начального состояния ученика: а) педагогическая; б) психологическая. 8. Выработка прогноза по ученику: а) педагогическая траектория; б) психологическая траектория. 9. Формулировка цели для ученика: а) педагогическая; б) психологическая. 10. Анализ полученных результатов процесса обучения. 11. Корректировка целеполагания и деятельности на всех уровнях: а) внутришкольный; б) муниципальный; в) региональный; г) федеральный. Пункты 1-6 относятся к уровню проекта и, вообще говоря, являются инвариантными относительно школ, реализующих одинаковое содержание образования. Пункты 7—11 являются конкретизацией проекта для реальных учеников выбранной школы, включают анализ и корректировку полученных результатов на всех уровнях. Предложенная структура управления предъявляет свои требования к процессу обучения (он " находится" между пунктами 9 и 10). Таким образом, в дальнейшем мы должны изложить теоретические основы и технологию действия по педагогической и психологической составляющим на каждом уровне по всей структуре управления качеством образования. В связи с особой важностью прогнозирования, а также необходимостью получения единого прогноза по ученику (без разделения на педагогическую и психологическую составляющие), мы рассмотрим его отдельно в конце. А сейчас рассмотрим педагогический мониторинг. Для процесса обучения педагогическая интерпретация цели, стоящей перед школой, — содержание образования (Теоретические основы содержания общего среднего образования. - М.: Педагогика, 1983). Иерархия уровней формирования этого содержания предстает в следующем виде: 1. Уровень теоретического представления — учебный план. 2. Уровень учебного предмета — учебные программы. 3. Уровень учебного материала — учебники, учебные пособия, сборники задач и т. п. Эти три уровня и составляют вместе содержание среднего образования как педагогическую модель социального заказа. Они относятся к проектируемому содержанию (цель!), еще не реализованному в действительности, существующему как заданная норма, как то, что необходимо материализовать в процессе обучения. Реализуясь в этом процессе, содержание образования становится в конечном счете достоянием каждого ученика (результат!). Таким образом, цель и результат в педагогической области могут выражаться через содержание образования, реализованное в данной школе, а управление качеством образования осуществляется на всех ранее названных уровнях. При этом внутришкольный мониторинг относится ко всей указанной иерархии, а муниципальный, региональный и федеральный — только к учебному плану. Рассмотрим теперь работу на каждом уровне. Учебный план. На вопрос " Что такое учебный план? " нам наверняка покажут один, максимум три листика с указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план — сетка часов. Это в школах. Если же мы возьмем книги, посвященные учебному плану (М. О. Веселов, М. П. Кашин, А. Г. Каспржак и др.), то там та же картина - приведены сетки часов в отечественной и зарубежной школе, сравниваются (в %) их гуманитарная или естественно-математическая составляющая. При этом можно прочитать выражение типа " Процент естественно-математической составляющей традиционно остается достаточно высоким и обеспечивает эквивалентность отечественного и зарубежных аттестатов о среднем образовании", хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что эквивалентность обеспечивается, во-первых, содержанием этой составляющей, а уже потом количеством часов. Тот, кто хотя бы немного интересовался математическим образованием, прекрасно знает, что школьный предмет " математика" " у нас" и " у них" - это, как шутят в Одессе, " две большие разницы", хотя число часов и не очень разнится. Дело в том, что сетка часов выполняет нормативную функцию. Именно от нее зависит количество ставок по различным предметам, специфика аудиторий (кабинетов) в здании школы, особенности финансирования и т. д. и т. п. Но главный вопрос в другом: является ли сетка часов первичным школьным документом или она должна откуда-то следовать? Попробуем ответить. По нашему мнению, учебный план должен состоять как минимум из двух частей: объяснительной записки и сетки часов. Сетка часов, выполняя нормативную функцию, представляет вторую часть учебного плана не только по порядку, но и по существу, должна быть следствием первой (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Объяснительная записка должна содержать совокупность теоретических положений, обосновывающих последующие нормативные материалы. В документах большинства российских школ учебный план не имеет объяснительной записки, а имеющийся текст (2-3 страницы) не имеет никакого значения для работы школы. Потому-то на первое место и вышла сетка часов. Это, в частности, приводит к тому, что при разработке программ и учебников по такому учебному плану в расчет практически берется только количество часов (неизвестно откуда взявшееся!), и каждый предмет преподается сам по себе, без связи с другими. Следствия этого хорошо известны: нестыковки между предметами, например, историей и литературой, химией и общей биологией, математикой и физикой. Так как никто не знает, какой смысл авторы учебного плана заложили в предметы (математика, физика, химия, история и т. д.), то дискуссия вокруг количества часов сводится к дискуссии вокруг самого содержания образования, которое разными людьми понимается по-разному, что, естественно, приводит к большому расхождению в требованиях к сетке часов. Возникает типичный замкнутый круг. Опишем два этапа, которые позволяют его избежать. Сначала создается объяснительная записка. Прежде всего, в ней должны быть представлены общие цели школьного образования, которое предлагается реализовать с помощью данного содержания образования, место и роль каждого предмета в достижении этих целей. Далее должны быть раскрыты особенности отдельных учебных предметов и их общие черты, позволяющие сблизить учебные предметы, объединить их в циклы, группы. По ведущему компоненту учебные предметы должны быть разведены по типам, что дает дополнительные сведения о составе планируемого содержания образования. Здесь же даются указания о необходимости межпредметной координации учебного материала, приводятся основания межпредметного взаимодействия, место межпредметных связей как средства и межпредметных связей как целей. Таким образом, объяснительная записка играет роль своеобразной образовательной модели социального заказа, обращенного к школе. Только на следующем этапе строится сетка часов, которая регламентирует основные временные показатели работы школы: количество часов на предмет в год и количество часов на предмет в неделю. Первый норматив получается как следствие основных теоретических положений, заложенных в объяснительной записке. Только в этом случае можно проводить сравнение различных учебных планов и говорить об их оптимизации. Второй норматив получается простым арифметическим делением первого норматива на количество недель в учебном году. Итак, учебный план — это дидактическая модель процесса обучения, содержащая общие цели школьного об- разования, состав и обобщенное содержание учебных предметов и обязательно — связей между ними, их распределение по годам обучения, недельные и годовое распределения времени, отводимые на каждый предмет. В связи с этим нами разработан алгоритм конструирования оптимального учебного плана школы и полной, валидной, надежной системы контроля по нему в условиях функционирования базисного учебного плана и образовательных стандартов — алгоритм, представляющий систему мер по управлению качеством образования на основе новых информационных технологий. Последовательная ориентация на диагностичные цели определила своеобразие оценки при технологическом подходе в обучении. Поскольку наша цель описана диагностично, то весь процесс обучения может ориентироваться на ее признаки как на эталон. С этой точки зрения весь внутришкольный контроль играет роль обратной связи и подчинен именно достижению цели-эталона (или ее составных частей). Если цель не достигнута, то результаты внутришкольного контроля свидетельствуют лишь о необходимости внести коррективы в процесс обучения и указывают, где именно. В отличие от него итоговая оценка по имеющимся стандартам проводится на основе эталонных признаков диагностично поставленной цели и поэтому носит критериальный характер. Тогда соответствующую ориентацию имеет и весь процесс обучения.
|