Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг 17. Выяснение проблем системы управления школой, из-за которых возникли проблемы условий и процесса. 5 страница
Рассмотрим примерную структуру действий в прогнозном блоке управления качеством образования на начало учебного года. 1. Определение входной информации. По каждому ученику на основании результатов образовательного мониторинга мы имеем: а)траекторию изменения интеллектуального развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру интеллекта); б)траекторию изменения личностного развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру личности); в)траекторию изменения индивидуального учебного времени ученика за предыдущие годы по предметам. Содержание образования, предназначенное для изучения, представляется в виде, описанном выше, с рас- учетом параметров, характеризующих его главы и параграфы. 2. Общие рекомендации. Результаты образовательного мониторинга представляются в виде условных стандартных оценок: низкая, средняя, высокая и рассматриваются возможные сочетания между оценками психологического и педагогического мониторингов. Далее они выступают как примерные схемы работы, которые наполняются разнообразными конкретными приемами, технологиями при организации непосредственной работы в школе. 3. Долгосрочный прогноз (на весь период обучения). С помощью ассоциативного метода (как вели себя в подобной ситуации другие) строится набор возможных траекторий движения ученика (по интеллектуальной, личностной и педагогической сферам в отдельности) с указанием вероятности движения ученика по каждой из них. Аналогичные траектории строятся с помощью экстраполяционного метода. 4. Среднесрочный прогноз (на учебный год): а)на основании данных об ученике за предыдущие годы строится педагогическая траектория по каждому предмету с указанием ожидаемых его временных затрат на каждую тему; б) с помощью метода ассоциаций строится набор возможных траекторий движения ученика по предметам с указанием вероятности этого движения; в) построение аналогичных траекторий с помощью экстраполяционного метода. Подобные результаты строятся по классу в целом. На их основе конструируется стратегия действий по каждой теме с учеником и классом. 5. Краткосрочный прогноз (на тему): а)на основании данных об ученике за предыдущие годы строится педагогическая траектория по каждому параграфу темы. Более того — прогнозируются ожидаемые временные затраты ученика на каждую структурную еди- ницу. На этой основе (с учетом, конечно, психологических характеристик) строится программа действий с учеником по параграфу. Аналогичная программа строится для класса в целом; б)с помощью метода ассоциаций строится набор возможных траекторий движения ученика по параграфам с указанием вероятностей этого движения; в)построение аналогичных траекторий с помощью экстраполяционного метода. Наконец, прогноз эффективности деятельности учителя. В мониторинге мы имеем оценку учителя, сделанную учащимися, и оценку результативности работы учителя, которая определяется через прирост результатов учащихся. Сравнивая негативный опыт, мы выделяем типичные особенности учителей, приводящие к такому результату. После получения этих данных у администрации школы появляется возможность не ждать отрицательного результата в работе учителя, а заранее предсказывать негативные явления. Это значит, что в школе появляется технология работы с педагогическим коллективом. § 9. Особенности управления качеством образования на разных ступенях школы Рассмотрим вышеназванные особенности в рамках минимально необходимого комплекса управленческих действий, характеризующих управляющую систему любого образовательного учреждения. Планирование. В младшем школьном возрасте это управленческое действие осуществляется учителями, родителями, членами медико-психолого-педагогического консилиума и другими взрослыми за детей, хотя взрослые стремятся объяснить малышу (как кто может), почему фактически какая-то часть его жизни спланирована (спроектирована, ориентирована, направлена) так, а не иначе. Конечно, младший школьник не всегда может понять то, что за него спланировали взрослые, но если малыш доверяет им, если он разумно любим, то все должно быть в порядке. Разумеется, само словосочетание " управление качеством образования" не входит в лексикон школьника первой ступени и заменяется разными примерами, образами, метафорами, ассоциациями, притчами, сказками и т. д. Для школьников средней возрастной ступени планирование качества обучения, воспитания и развития осуществляется тоже взрослыми, но при участии самих подростков. Они уже могут выбирать те или иные занятия, высказать свои пристрастия и интересы, которые взрослые учтут во всех проектах, моделях, видах планов и т. д. Старшеклассники же сами могут вполне осознанно осуществлять планирование целей (результатов), а потому и качества своего образования, они (при грамотном управляющем влиянии всех взрослых) все чаще задаются вопросами: " Кем я хочу стать? ", " Каким я хочу стать? " и т. п. Организация. От младших к старшим классам дети все более входят в различные управленческие структуры: сначала на уровне группы, класса, а затем и на уровне образовательного учреждения. Будучи, как говорят в науке, управляемыми объектами, они постепенно становятся субъектами собственного развития и образования в целом, входят в коллективные субъекты управления. В их функциях все больше полномочий и власти (все меньше игры в самоуправление) вплоть до права вето на какие-то решения взрослых. У школьников младшей ступени меньше субъектов управления качеством их образования, у старшеклассников и субъектов объективно больше, и они сами становятся такими субъектами. Заметим, что в классах средней и старшей ступени возникает проблема команды педагогов как коллективного субъекта управления качеством образования школьника и естественно значительно усложняется информационная и координационная работа классного руководителя, куратора параллели, заместителя ди- ректора школы, осуществляющих управление качеством образования подростков и старшеклассников. Руководство. Чтобы оценить особенности этой функции, призванной повысить качество образования за счет прежде всего мотивационных факторов в управлении, нужно вспомнить доминирующие мотивы образовательной деятельности в каждой возрастной группе школьников: у малышей — это интерес к игре, у подростков — это познавательный интерес, у старшеклассников — смыслы, ценности, интересы, связанные с работой, будущей профессией, образом жизни. Если управление учитывает эти психологические факторы (а не находится в противоречии с ними), то качество образования будет повышаться. Контроль. Известно, чем младше дети, тем больше они нуждаются в контроле образовательной деятельности (мы имеем в виду частоту контроля, обеспечивающего необходимую для эффективного управления качеством образования обратную связь). Чем старше школьники, тем большую роль играют самообразование, самопознание, самостроительство и, естественно, самоконтроль. Попытки ряда руководителей образовательных учреждений ввести уже в 8—9-х классах вместо четвертной аттестации полугодовую дали отрицательные результаты. В младших классах дети еще не умеют работать полностью самостоятельно, как говорят, учиться с опережением, учиться впрок, охватывая большие объемы учебного материала. Старшеклассники же могут охватывать больший объем, потому и контроль за результатами их образования должен быть реже (как правило, в форме зачетов по целым темам на коллоквиумах, общественных смотрах знаний и т. п.). И еще одна особенность функции контроля на разных ступенях образования: чем младше ступень, класс, тем большее значение приобретает оценка (как элемент управления) щадящих факторов, психосбережения. В связи с этим специально рассмотрим функцию контроля по управлению развитием на основе разнообразных теорий и технологий развивающего обучения (Зан- кова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Кушнира, Ильясова, Эрдниева, Шулешко, Монтессори, Штайнера и др.). Необходимость развития нами не оспоривается, но в ряде школ ложно поняли метафорическое выражение о якобы безграничных возможностях ребенка (хотя они действительно велики). Контроль должен быть направлен как на то, чтобы никто из учителей не устранялся от реализации технологий развивающего обучения, так и на то, чтобы эта сложная работа не была бы чрезмерной, торопливой, азартной, не приводила бы к раннему интеллектуальному истощению и вообще к интеллектуальному истощению в любом возрасте. Мы акцентировали внимание именно на младших школьниках потому, что все теории развивающего обучения разработаны до технологического уровня только на уровне начальной школы (некоторые захватывают еще один год классов средней ступени). Учителя же, работающие в классах второй и особенно третьей ступени, в большинстве школ вообще не знают об этих технологиях развития и потому, требуя от детей по старинке что-то учить наизусть, выполнять рутинные (нетворческие) задания и т. п., во-первых, обесценивают всю работу своих предшественников, во-вторых, вызывают стрессы, непонимание, перегрузки учеников, что резко снижает с таким трудом заложенные в начальной школе возможности получения высокого качества образования. Важную роль для ликвидации названного массового противоречия должна и может сыграть управленческая функция координации. Речь идет о согласовании методик обучения в младшей, основной и средней школе на психолого-дидактическом уровне. В этой координации заложен огромный резерв повышения качества образования. В связи с изложенным мы предлагаем читателям — руководителям школ задуматься над вопросом: " Какие управленческие действия я должен предпринимать в течение учебного года (или даже ряда ближайших лет), чтобы ликвидировать проанализированное противоречие, присущее для абсолютного большинства российских школ? " И в заключение отметим, что источником обоснованного управления являются, как известно, знание ребенка, диагностика и мониторинг его развития. Специфика тут состоит в том, что в классах начальной ступени основной источник информации - это учитель, ведущий большинство предметов и потому постоянно (ежедневно) наблюдающий за ребенком. В классах средней и старшей ступени некоторые педагоги видят ребенка всего один-два часа в неделю, что естественно в чем-то снижает качество диагностической информации, необходимой для управления качеством его образования. § 10. Специфика управления качеством образования в образовательных учреждениях разных видов Откровенно говоря, мы вообще не планировали написание этого параграфа, наивно полагая, что руководители школ хорошо знают особенности своих учреждений и поэтому имеют неодинаковые управляющие системы, которые и учитывают эти особенности. Мы думали, что достаточно будет привести в приложениях оргструктуры управления нескольких учреждений, чтобы специфика была видна. Однако исследовательская функция науки побудила нас проверить кажущееся очевидным предположение, и мы раздали группе респондентов-руководителей матрицу, попросив заполнить ее (см. рис. 17). Несмотря на добросовестность директоров и их заместителей мы ни через неделю, ни через месяц не получили ни одной заполненной таблицы. Мало что дали нам и собеседования: одни директора утверждали, что специфика очевидно так незначительна, что ее невозможно выделить, другие были осторожнее: говорили, что специфика наверняка есть, но " не дается" пока никак. Рис. 17. Сравнение параметров системы управления качеством образования в образовательных учреждениях различных видов Нужно признать, что выделить специфику управления здесь действительно нелегко, поскольку речь идет об учреждениях, создаваемых на одной и той же основе — средней общеобразовательной школы, и потому в управлении качеством образования в них очень много общего (что и описано во всей этой книге до сих пор) по сравнению с особенным. Тем не менее, выделение специфики управления качеством образования в образовательных учреждениях разных видов является совершенно необходимым и даже обязательным, что нами будет обосновано ниже. Поскольку книга уже была готова к изданию, мы решили не задерживать выход и потому адресуем задачу выделения специфики управления качеством образования в образовательных учреждениях самим читателям, оказав им консультационную помощь. Это будет, с нашей точки зрения, и хорошее интеллектуальное упражнение, и проверка на управленческую компетентность, то есть фрагмент самообучения в проблемно-поисковом режиме, значение которого трудно переоценить. В своих выводах мы будем исходить из нескольких аксиоматичных постулатов: • поскольку образовательные учреждения разных видов как объекты становления, функционирования и развития отличаются друг от друга, то системы управления качеством образования в них неизбежно должны отличаться своими особенностями; • любые унифицированные (не оптимизированные) системы управления, не учитывающие специфику конкретного объекта, изначально менее эффективны для достижения любого результата, тем более если это касается такого фундаментального показателя как качество образования. Отсюда следует, что (если можно так выразиться) невычлененность специфики управления качеством образования в учреждениях разных видов, а потому невозможность учитывать эту специфику, опираться на нее, 319 не позволяет руководителям получить образование оптимального (наивысшего для конкретных условий) качества. Иначе говоря: руководители должны видеть, что в решении проблемы, вынесенной в название параграфа, содержится значительный и, судя по анализу ситуации, неиспользованный резерв повышения качества образования в своих образовательных учреждениях. С целью оказания помощи читателю, заинтересовавшемуся обсуждаемым вопросом, напомним, какими были школы и управление в них в доперестроечные времена. Здесь уместно будет привести хрестоматийное ироничное описание гипертрофированной централизации управления учебными заведениями Франции, сделанное еще в прошлом веке К. Д. Ушинским, которое полностью можно без каких-либо натяжек отнести к нашей российской действительности недавних времен: " Централизация учебной части во Франции доведена до крайности, и не только одно училище служит вернейшим повторением другого, но все они действуют разом, по команде, как хорошо организованная рота... Каждый чиновник министерства, взглянувши на часы, может сказать с уверенностью, что в этот час во всех гимназиях Франции переводится или разбирается, с одними и теми же комментариями (которые также ежегодно определяются министерством), одна и та же страница Цицерона или пишется десятками тысяч рук сочинение на одну и ту же тему (К. Д. Ушинский. Собр. соч. М., Л., 1948. - Т. 2. - С. 97-98). Если вспомнить, что в СССР имело место еще и господство тоталитарной идеологии, пронизывающей всю систему образования от целей до способов организации образовательного процесса и оценки его результатов, если вспомнить, что методические пособия начинались словами типа " Войдя в класс, учитель сначала должен... ", что требования (не рекомендации!) методистов должны были выполняться беспрекословно, что все (более ста тысяч) школы страны имели один устав, работали по одним учебным планам, программам и учебникам, то станет ясна бессмысленность самой постановки вопроса о специфике управления, поскольку последнее всегда объектно ориентировано. Теряет смысл и проблема управления качеством образования, поскольку оно по преимуществу носило процессный характер. Полагаем, что теперь (вернувшись к нынешней действительности), если мы хотя бы частично вычленим специфику образовательных учреждений разных видов и специфику управления ими, то большую часть работы по заполнению матрицы можно оставить на ответственности самих руководителей. Специфика объектов порождает специфику управления ими и прежде всего управления результатами, а потому и качеством образования. Школа с классами коррекционно-развивающего обучения. Если говорить о функциях управления, то в школе этого вида особое значение приобретает функция диагностики интеллектуальных и прочих возможностей, психо-соматического здоровья детей, а также, насколько это выполнимо, функция реабилитации. В рамках этих функций важное значение имеет организация работы по выявлению скрытых причин неуспеваемости, отклонений в поведении, а также функция взаимодействия специалистов разных профилей в постановке диагноза и выборе оптимальной системы мер по обучению, воспитанию и развитию детей. Речь идет не только и не столько о функции координации, сколько о нередко долгом и мучительном согласовании действий, так как нередко рекомендации медиков (разных специальностей), психологов, педагогов, социологов, нейрофизиологов и др. не совпадают между собой, противоречат друг другу, а то и являются взаимоисключающими. Иную окраску в школах этого типа приобретает и функция оценки и контроля (особенно в его содержательной части). Качество образования в классах коррекционно-раз- вивающего обучения нельзя оценивать с общих позиций, ибо не все дети в этих классах изначально могут учиться на уровне федеральных образовательных стандартов. До достижения стандартного уровня, например, обученности, соответствующего оценке " З", желательно использовать безотметочные технологии с использованием вербальных приемов оценивания (устная похвала, запись в дневник и пр.), и лишь по достижении стандарта ЗУН по предмету для этой категории детей можно переходить к освоению нового образовательного модуля. Очевидно, что тут и критерии оценки обучаемости, обученности должны быть другими, а высшая оценка, характеризующая качество образования, будет определяться по достигнутости ребенком границы зоны своего потенциального развития. Тут и требования к знаниям, умениям, навыкам совершенно иные, чем в обычных классах. В этих школах никогда не будет и не может быть высокого процента детей, обучающихся на " 4" и " 5", а потому должна быть разработана своя нормативная база контроля и оценки качества образования. Специфика коррекционно-развивающего обучения проявится и в усилении статуса всей системы дополнительного образования, могущего иметь для детей из вышеназванных классов в какие-то периоды не меньшее, а большее значение, чем в обычных классах и школах. Наконец, функция работы с педагогическими кадрами тут имеет особенность, связанную с необходимостью преимущественного полидисциплинарного характера повышения квалификации и переподготовки. В организационной структуре управления появляются новые субъекты. Это, прежде всего, медико-психолого-педагогический консилиум (для выполнения сложных функций диагностики и мониторинга) и коррекционно-развивающая служба, предназначенная для оказания помощи педагогам после установления всех диагнозов. Специфика появляется и в организационном механизме управления: все действия, связанные с рекомен- дациями медико-психолого-педагогического консилиума, требуют обязательного согласия родителей, что порождает и новые аспекты деятельности многих субъектов управления; очевидным становится приоритет взаимодействия всех субъектов образовательно-развивающего процесса и управления школой над их персональными действиями, а потому совершенно необходимой становится коллегиальность в принятии любых решений, касающихся жизнедеятельности каждого ребенка. Адаптивная школа. Мы уверены, что читатель сам увидит общие со школой, где открыты классы коррекционно-развивающего обучения, специфические особенности управления адаптивной школой. Вместе с тем, в школе адаптивного типа возникает и особая функция управления по созданию и сплочению школьного коллектива, когда в нем есть классы и компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения, и обычные, и гимназические, и лицейские, и др. классы и группы. Особый характер приобретает и работа с педкадрами, поскольку учителя-воспитатели обязаны владеть различными технологиями развивающего обучения: для интеллектуально продвинутых детей (Эльконина-Давыдова, Ильясова), обычных (Занкова, Кушнира, Шулешко и др.), слаборазвитых (Монтессори, Кумариной, Забрамной, Шевченко, Штайнера) и т. д. В рамках функции организации образовательного процесса на разных уровнях (дифференцированное обучение) необходима разработка нормативной базы контроля и оценки знаний, умений и навыков, уровня воспитанности и развитости для детей разных классов и групп, ибо ясно, что оценка " 5" в гимназическом, обычном, профильном и коррекционном классах имеет разную весомость и предполагает разные требования к ученикам. Управление инновационной деятельностью требует разработки большего числа разных экспериментальных программ и обязательно — психосберегающих технологий обучения. Специфика функции организации предусматривает создание тоже медико-психолого-педагогического консилиума, но в отличие от предыдущего вида школ — с более широкими задачами: консилиум должен продиагностировать детей не только ради создания классов коррекционно-развивающего характера, но и с целью организации образовательных процессов разного уровня и направленности для всех детей, обучающихся в адаптивной школе. Тут более разнообразно и поле диагностики, больше детей, нуждающихся в разных образовательных процессах. Как показывает практика, гибкость механизма управления повышается с введением таких новых субъектов управления, как " координатор параллели классов" или " куратор образовательного потока", которые с учетом результатов психолого-педагогической диагностики регулируют движение учащихся по классам внутри параллели или образовательным потокам. Субъекты педагогического консилиума параллели классов в случае необходимости определяют оптимальный вариант перекомплектования параллели в соответствии с учебными достижениями учащихся. В рамках функции руководства возникает специфическая задача мотивации педагогов на понимание того, что с дефектными детьми работать не легче, а труднее, чем с интеллектуально продвинутыми, и что эта работа не менее почетна, значима и требует не меньше таланта, знаний, чем обучение детей в гимназических и лицейских классах. Организационный механизм управления в школах адаптивного типа предполагает создание и реализацию норм, правил, процедур перехода ребенка из класса одного уровня (типа) в другой с тем, чтобы максимально обеспечить принцип демократизма в образовании, возможность каждого наилучшим образом удовлетворить свои потребности и реализовать свои нередко поздно проявив- шие себя способности и возможности, то есть получить образование наивысшего для себя качества. Наконец, управленцам в адаптивной школе приходится решать тяжелейшую проблему устройства детей из бывших классов компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения куда-то после окончания основной школы, ибо их поступление в 10-й класс и обучение там весьма проблематично, как нередко проблематично и их устройство в профтехучилище. В рамках адаптивной школы эту проблему не решить, а потому и образование, полученное школьниками в вышеназванных классах, трудно признать качественным, если выпускник основной школы оказывается невостребованным на рынке труда и не может продолжать образование. Пути решения обозначенной проблемы мы покажем ниже (см. Центр образования). Школа с классами углубленного изучения отдельных предметов. Пожалуй, наиболее специфичной и трудной в управлении здесь является функция выбора, определения и сохранения статуса образовательного учреждения, рассчитанного на вполне конкретную миссию — удовлетворение потребностей только тех детей, которые желают по особой программе, на особо высоком уровне изучать конкретный учебный предмет, а не все предметы, от чего и зависит образование вполне определенного качества. Реализовать эту, как кажется, на первый взгляд, несложную функцию не просто, ибо, стремясь осуществить в управлении идею развития, руководители моментально подвергаются искушению изменить (как принято считать — повысить) статус учреждения: превратиться в лингвистическую или гуманитарную гимназию, хотя эти учреждения предназначены для совершенно других детей и должны обеспечивать образование иного качества. Увы, отрицательный опыт превращения бывших школ с классами углубленного изучения, например, иностранного языка в гимназии показывает, что все они утратили прежнее качество образования именно в области языка. Поэтому управленческая функция прогнозирования возможных и выбора оптимальных путей альтернативного развития учреждения осложняется тем, что развиваться несомненно необходимо, но (и это принципиально важно) сохранив вид образовательного учреждения. Иначе нужно публично отказаться от прежней миссии и менять контингент учащихся. Очевидно также, что развитие в рамках прежнего статуса возможно, например, за счет изучения второго иностранного языка, разработки и освоения новых более быстрых технологий изучения языков, преподавания других общеобразовательных дисциплин на иностранном языке и др. Необходимо осознать, что переход в статус гимназии неизбежно приводит к значительному расширению учебного плана, вынужденному сокращению учебных часов на ранее углубленно изучаемый предмет и, следовательно, к снижению результатов образования по этому предмету. Это как раз тот случай, когда так называемое повышение статуса (осуществленное из соображений престижности) имеет негативные последствия. Специфической является функция выбора и проектирования направленности образования по тому или иному углубленно изучаемому предмету. Примерами этого могут служить так называемые двухуровневые системы. В школах с классами углубленного изучения математики первый уровень соответствует прикладной направленности в обучении и фактически обеспечивает поступление в технические вузы, то есть ориентирован на довузовскую подготовку будущих инженеров. Второй уровень предполагает подготовку будущих специалистов в области математической науки и теоретической физики. Очевидно, что в математической спецшколе не каждый ученик может и хочет обучаться на втором уровне. В языковых спецшколах есть дети, которые не планируют продолжение обучения в языковых вузах, и те, чье будущее предполагает дальнейшую профессиональную подготовку лингвистической направленности. Особенность управления проявится и в обеспечении специальной материальной базы углубленно изучаемого предмета. Так, модель классов с углубленным изучением математики не может быть (если говорить о качестве образования) полноценно реализована, пока в школе не будут оборудованы самые современные кабинеты компьютерной техники, обеспечивающие обучение на основе новейших информационных технологий. То же можно сказать и о модели классов с углубленным изучением иностранного языка, где для получения качественного образования абсолютно необходимы лингафонные и видеокабинеты, а также специальная библиотека иностранной литературы. Классы с углубленным изучением физики, химии, биологии не могут обеспечить качественное образование по этим предметам без соответствующей лабораторно-экспериментальной базы. Если говорить об организационной структуре управления, то в анализируемых школах появляется новый субъект — заместитель директора по научно-методическому обеспечению углубленно изучаемого предмета со своими специальными полномочиями и обязанностями. Наконец в школах с классами углубленного изучения отдельных предметов необходимо создание специфического организационного механизма по введению хозрасчетной системы подготовки дошкольников и учащихся других школ, у которых желание обучаться углубленно по тому или иному предмету проявилось ко второй или даже третьей ступени. Речь идет о создании для этих детей специальных программ, получении лицензии на эту образовательную деятельность, разработке нормативно-правовой базы взимания платы за услуги и т. д. Школа, классы в которой спрофилированы. Под профильностью понимаются ориентация и подготовка к получению той или иной профессии. Мы имеем в виду школы: с кадетскими классами, готовящими мальчиков к будущей офицерской службе; с классами медицинского, экономического, педагогического, юридического, фер- мерского и др. профилей. Существуют разновидности этих классов: например, классы по подготовке к работе в правоохранительных органах, классы сельскохозяйственного, бизнес профиля. Поскольку наряду с входящими в федеральный стандарт общеобразовательными предметами в этих школах изучаются еще и специальные дисциплины, очевидно, что образование в итоге будет иного качества, чем в школах других видов. Среди специфических функций управления мы выделим функции проектирования, разработки, рецензирования и лицензирования образовательных программ, учебников, пособий, определения содержания внеурочной воспитательной работы и пр., связанных с профилем классов, а также определения стандартов, нормативов, критериев оценки знаний, свойств личности, по которым будет определяться качество образования у учащихся и выпускников этих классов. Это огромная по объему и сложная по сути инновационная деятельность.
|