Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг 17. Выяснение проблем системы управления школой, из-за которых возникли проблемы условий и процесса. 4 страница
Ученик считается прошедшим контроль, если он правильно выполнил не менее 70% заданий. Эти результаты легко обобщаются следующим образом: I. Внутришкольное отслеживание результатов: 1. 1. По ученику: 1. 1. 1. абсолютный результат (процент правильно решенных задач); 1. 1. 2. относительный результат ученика в классе; 1. 1. 3. относительный результат ученика в школе; 1. 1. 4. абсолютный результат класса; 1. 1. 5. относительный результат класса в школе; I. 2. По структурной единице (теме): 1. 2. 1. абсолютный результат (процент правильных решений); 1. 2. 2-относительный результат в классе среди других структурных единиц (тем); 1. 2. 3. относительный результат в школе среди других структурных единиц (тем); II. Муниципальный уровень отслеживания: 2. 2. По учащимся: 2. 2. 2. абсолютный результат (какой процент набрала каждая школа); 2. 2. 3. относительный результат среди школ одного вида; 2. 3. По структурной единице (теме): 2. 3. 2. абсолютный результат (процент правильных решений); 2. 3. 3. относительный результат среди других структурных единиц (тем). Таким образом, отслеживание результатов проводится не только по учащимся, но и по единицам содержания образования на любом уровне. Учебная программа. Программы средней школы - формы фиксации содержания учебного предмета, которые подготавливают содержание образования к переводу на уровень учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, то есть служат реализации в учебном процессе планируемого содержания (Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М., Педагогика, 1983). В рамках современного подхода учебная программа — конкретизация соответствующего образовательного стандарта с учётом необходимых требований к её построению. Авторами разработан чёткий алгоритм формирования программы на основе созданного учебного плана. 10* 291 Электронная модель учебника. Учебный материал — это конкретное предметно выраженное воплощение (фиксация) различных видов содержания образования. Он подлежит усвоению за определенное время. Центральное место в учебном материале занимает учебник, поэтому дальнейшее изложение будет касаться именно его. Как известно, содержание единицы учебника (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами: 1) структурная сложность — число разнородных единиц элементов, их иерархия, связи и отношения; 2) содержательная сложность — категория цели; 3) информативность — степень изменения тезауруса учебника; 4) ясность структуры — степень близости связанных элементов. Следовательно, электронная модель учебника, кроме прочего, должна в максимально возможной степени помогать рассчитывать эти параметры. Представление учебника в компьютере может быть выполнено по-разному. Наш подход связан с ведущей ролью структурной идеи в когнитивной теории личности, связанной с принципиальной важностью изучения структурных свойств познания в отличие от его содержательных свойств. В то время как содержание познавательной сферы может нескончаемо варьироваться под влиянием социальных и других обстоятельств, структурные его свойства могут быть описаны конечным числом терминов, они более устойчивы и инвариантны по отношению ситуативным факторам. Отсюда следует необходимость структурного представления содержания учебника в компьютере как первого шага на пути его превращения в интеллектуального самоучителя. Кроме этого, подобное представление большинства учебников с единых позиций служит надежной основой для развития общенаучных учебно-интеллекту- альных умений, таких, как: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение. Наряду с этим, электронная модель учебника: — содержит все основные, базисные предложения учебника; —служит базой для автоматического расчета основных параметров учебника (то есть расчета, проводимого без вмешательства человека); —содержит такое представление информации, чтобы можно было достаточно технологично построить полную и валидную систему контроля по каждой единице процесса обучения и учебнику в целом. В соответствии с этими требованиями учебник представлен в компьютере в виде структурных формул (рис. 9), которые строятся следующим образом. В тексте учебника были выделены структурные единицы, например, понятия, задачи, вопросы, гипотезы, теоремы и т. п. Набор таких структурных единиц определяется предметом. Каждая структурная единица обозначается некоторой геометрической фигурой. Внутри указывается ее название. Каждая структурная единица получает свой номер, состоящий из трех чисел, разделенных точками. Первое число - номер главы, где вводится данная структурная единица, второе — номер параграфа, третье — порядковый номер структурной единицы внутри параграфа (для простоты будем предполагать, что учебник состоит из глав, а главы из параграфов). Номер структурной единицы указывается в левом верхнем углу ее геометрической фигуры. Например, на рис. 9 приведен параграф " Закон электромагнитной индукции" первой главы " Электромагнитная индукция" из учебника Б. Б. Буховцева " Физика — 11". Структурная единица " Закон электромагнитной индукции" имеет порядковый номер 4, а полный — 1. 4. 4. Рис. 8 Затем устанавливаются связи между структурными единицами. Если связь имеет место в пределах одного параграфа, то она указывается линией, состоящей из горизонтальных и вертикальных отрезков, от ранее вводимой структурной единицы к более поздней. Например, при изложении закона электромагнитной индукции (структурная единица 4) необходимо использовать ЭДС индукции и закон Ома для замкнутой цепи из этого параграфа (структурные единицы 2 и 3 соответственно). Поэтому на рис. 8 в структурную единицу 4 " входят" линии из структурных единиц 2 и 3. Если связь имеет место между структурными единицами из различных параграфов, то она указывается в виде ссылок. Слева от структурных единиц перечисляются те, которые используются при изложении этой структурной единицы, а справа — те, при изложении которых исполь- зуется эта структурная единица. Например, при изложении закона электромагнитной индукции (структурная единица 4 на рис. 8) используются структурные единицы 1. 1. 1, 1. 1. 3, 1. 2. 1, 1. 3. 5, а этот закон используется при изложении структурных единиц 1. 5. 1, 1. 6. 3, 1. 8. 5, 3. 24. 3, 3. 24. 5. Структурные единицы, введенные в этот параграф, являются содержательными, то есть тут цель выражается в конкретном содержании, которое ученик должен усвоить на необходимом уровне. Исходя из этого, при нажатии кнопки " Лампочка" (просмотр структурной единицы) на экране появляется полная структурная информация о нужной структурной единице: содержание, доказательство, рисунок. Этот состав определяется самим предметом. Например, в истории — это историческое место, историческое время, историческое действие. На рис. 9 представлена эта информация о законе электромагнитной индукции. Рис. 9 Таким образом, электронная модель учебника является обучающей системой, эквивалентной самому учебнику. Мы не будем сейчас останавливаться на способах использования ее в работе методического объединения учителей, при подготовке учителя и ученика к уроку, на самом уроке. На основе полученной модели компьютер рассчитывает основные характеристики учебника, о которых говорилось выше. Достаточно очевидно, что описана конкретизация целей — представление содержания учебника в виде структурных формул, а также и детализация целей — представление структурных единиц в виде трех окон. При этом структурные единицы являются единицами контролируемого содержания. Электронная модель учебника служит основанием для создания тестовой системы контроля по каждому параграфу, которая потом и используется в режиме " Тестирование" (вторая слева кнопка на рис. 8). Отметим принципиальные отличия нашей технологии создания тестов от имеющихся: 1) создание теста проходит в режиме диалога пользователя с компьютером; 2) компьютер последовательно " прогоняет" пользователя по структурной формуле выбранного параграфа, помогая создавать тестовые задания на каждую структурную единицу (и все составляющие ее окна) и каждую логическую связь, порожденную этой структурной единицей; и этим гарантируются валидность, системность и систематичность полученного теста; 3) часть тестовых заданий создается компьютером автоматически, без вмешательства пользователя, а только по его указанию; 4) часть тестовых заданий создается автоматизировано, совместно пользователем и компьютером; 5) в соответствии с теорией тестирования создаются четыре формы тестовых заданий в зависимости от типа структурной единицы, необходимого уровня усвоения и поставленной цели: закрытой, открытой, на соответствие, на знание последовательности. Рис. 10 Рис. 11
Рис. 12 На рис. 10, 11, 12 приведены примеры тестовых заданий. Кроме этого полный набор тестов по многим федеральным учебникам выпущен в виде рабочей тетради. Одно важное дополнение. Каждая глава учебника, как единица содержания образования, дополнена обобщающим параграфом (и его электронной моделью), по которому построен свой тест. Это обеспечивает тематический контроль, служащий дополнением к описанному выше текущему контролю, что реализовано также в описанной выше рабочей тетради. Сама описанная технология гарантирует получение системы, контролирующей качество усвоения учебного материала. Рис. 13, 14, 15 показывают итоги отслеживания результатов этого контроля. Рис. 15 Мониторинг по ученикам (рис. 13) показывает процент усвоения параграфа на необходимом для ученика уровне. При этом ученикам сообщаются результаты по каждой структурной единице (рис. 14). Результаты класса в целом также сообщаются по каждой структурной единице (рис. 15), что является основой для организации повторения пройденного материала на уроке. Таким образом, применение НИТ в построении педагогического мониторинга позволяет валидно, надежно и оперативно проверить, насколько результат ученика по предметам соответствует поставленной цели, то есть насколько качественен процесс о б у ч е-н и я. Кроме того, появляется возможность оперативно реагировать на появляющиеся негативные явления, то есть управлять этим процессом с целью достижения максимально возможного для конкретного ученика (оптимального) качества образования. Теперь рассмотрим психологический мониторинг в школе, который представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления ин- формации о качестве образовательного процесса в школе, а также систему накопления психолого-педагогического опыта. Он разработан как типовое средство психологической диагностики в классах средней и старшей ступени школы (5—11 классы). Мониторинг реализует следующие задачи: 1. Получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе. 2. Предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня. 3. Структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий. В соответствии с поставленными задачами в мониторинге условно можно выделить три основных блока: Рис. 16. Схема психолого-педагогического мониторинга Рассмотрим подробнее содержание каждого из блоков. Получение данных. В этом блоке выделяются следующие параметры, которые подлежат отслеживанию: а) параметры, которые отражают психические процессы, непосредственно участвующие в усвоении, переработке и хранении информации (познавательные процессы и процессы регуляции деятельности); б) параметры, которые не участвуют непосредственно в усвоении материала, но влияют на успешность обучения (структура мотивации, отдельные особенности личности и межличностных отношений). На схеме (рис. 16) первая группа параметров обозначена " Интеллект", вторая — " Личность" (существуют два подхода к определению понятия личность, которые получили название узкой и широкой трактовки. Согласно широкой трактовке, интеллектуальная сфера является одной из характеристик личности наряду с эмоциональной, мотивационной и пр. Для целей более детального анализа параметров, отслеживаемых в мониторинге, удобнее рассматривать личность и интеллект отдельно, используя узкую трактовку понятия " личность"). Данный блок состоит из двух подблоков: " Психологическое тестирование" и " Педагогический консилиум", которые направлены на изучение одних и тех же параметров, но различаются по источнику получения информации. В первом случае информация исходит непосредственно от ученика, во втором используется внешний критерий — оценка (по заданной в компьютерной программой схеме) ученика. Психологическое тестирование проводится в режиме диалога ученика с компьютером, в качестве методов сбора данных выступают компьютерные версии психодиагностических методик. Исследование интеллекта затрагивает три взаимосвязанные, но качественно различные сферы: природную составляющую интеллекта, культурно опосредованную и процессы регуляции. Совокупность получаемых данных позволяет оценить интеллектуальный потенциал ребёнка, который должен быть реализован в процессе обучения. Исследование личности предполагает сбор информации о тех личностных особенностях учащихся, которые в наибольшей степени влияют на учебные результаты. Такая постановка задачи сужает круг параметров, подлежащих измерению. Исследования показали, что успешность обучения существенно зависит от особенностей мотивации ученика, общего мироощущения, называемого иногда " чувством благополучия". На учебные результаты также влияют такие социально-психологические факторы, как взаимодействие со сверстниками, родителями и учителями. Нарушения в какой-либо из указанных сфер негативно отражаются на успеваемости ребёнка, снижая её, несмотря на возможное наличие хорошего интеллектуального потенциала. Педагогический консилиум предполагает оценку ученика педагогами по тем же параметрам, которые заложены в психологическом тестировании. Специально разработанная шкала оценки характеристик учебной деятельности ребёнка отражает внешние проявления исследуемьх психологических явлений и выдержана в терминах, псильных учителю и привычных для него. Задача педагогов — оценить учащихся через отнесение их к высокому, среднему или низкому уровнюпо всем пунктам консилиума. В результате параллельного использования психологического тестирования и педагогического консилиума мы получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления. Это значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребёнок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребёнка используются не полностью. Диагностика же личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции. Анализ результатов. Именно во втором блоке мониторинга — блоке анализа результатов — наиболее полно реализуются преимущества компьютерного варианта сбора психолого-педагогической информации. Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и с высокой степенью надёжности обрабатывать большие массивы данных, представлять их форме, удобной для пользователей. Решение этих задач обеспечивается достаточно сложным математический аппаратом, который работает " за кадром". Статистическая обработка данных даёт возможность: • получить возрастные нормы для каждого изучаемого параметра, • определить относительное место учащегося в классе и параллели, • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру, • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями, • отследить динамику изменений результатов от года к году, • провести сравнение групп (классов, параллелей, школ) по заданным параметрам, • получить сравнительную оценку качества работы учителей. Система предполагает различные уровни представления итоговых результатов. Первый уровень —информация для учени-к а. Сразу же по окончании тестирования испытуемый имеет возможность ознакомиться с краткой психологической интерпретацией полученных результатов. Интерпретации выдержаны в положительном ключе и представляют собой текст, который варьируется в зависимости от результатов, показанных ребёнком, и сообщает учащим-304 ся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т. д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником. Второй уровень —для учителя и психоло-г а. Здесь информация представлена в наиболее развёрнутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Все результаты сведены в таблицы, представлены в виде графиков, гистограмм, также имеется возможность выведения интересующих данных на бумагу. Для большей наглядности цветом выделены результаты, выходящие за пределы статистической нормы, каждая таблица снабжена системой электронных " подсказок". Дополнительно для психолога есть доступ к такой информации как сырые баллы, средние величины по группе, характеристики распределения результатов. Комплексные сведения, которыми располагают психолог и учитель, позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения. Третий, итоговый, уровень представления результатов —информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). На этот уровень выводятся наиболее обобщённые результаты, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса. Содержание информации этого раздела рассмотрим на примере возможностей работы с проблемными детьми, которые предоставляет программа. В итоговом окне " Ученик" собрана вся информация о детях, вызывающих тревогу в плане обучения и воспитания. Можно просмотреть результаты как заранее выбранного ученика, так и список наиболее сложных детей, который автоматически создаёт программа. Результаты представлены как текстовые описания, которые характеризуют основные проблемы ученика и психолого-педагогические рекомендации, предварительно составленные психологом и учителем. Здесь же фиксируются фамилии ответственных (психолог, учитель), сроки выполнения работы, описываются полученные результаты. Такая система управления позволяет автоматизировать контроль за организацией и проведением индивидуальных коррекционных мероприятий. Аналогичную структуру, которая позволяет выявить содержание конкретных проблем образовательных учреждений, имеют окна " Учитель", " Класс", " Параллель", " Школа". Информация, характеризующая учителя, представлена данными о том, как учащиеся относятся к учителю, оценивают его умение объяснить материал, умение устанавливать отношения, как воспринимают демонстрируемый стиль поведения и др. В окно " Учитель" также заносится краткая информация о результатах открытых уроков, методической работе, повышении квалификации. Вся информация в целом становится основой для проведения аттестации кадров, выдвижения лучших педагогов для участия в конкурсах, планирования и организации работы со всем педагогическим коллективом в целом. Заложенный в программу статистический аппарат дает возможность проводить сравнение любых групп по заданному параметру. Это может быть сравнение классов внутри параллели или же с классами, обучавшимися ранее (или в другой школе). Программа определяет наличие или отсутствие статистически значимых различий между исследуемыми группами. Всё это позволяет использовать полученные результаты как для планирования и организации образовательного процесса в школе, так и для научно-исследовательских целей обеспечения работы экспериментальных площадок. Систематическое отслеживание результатов из года в год приводит к пониманию закономерностей возрастной- го развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведённых коррекционных мероприятий. Рекомендации. Третий блок мониторинга — блок, оптимизирующий создание психолого-педагогических рекомендаций и организацию коррекционных мероприятий. Он позволяет целенаправленно формировать систему коррекционно-развивающей работы в школе. Описываемый блок содержит: • информацию о возможных причинах нарушений в развитии личности учащихся, • краткие рекомендации психологу и учителю, • тексты коррекционных программ, •. компьютерные версии коррекционных заданий. Мониторинг имеет встроенную систему справочной помощи, в которой описывается, что может означать тот или иной результат по тесту. Одновременно с этим в каждой таблице результатов есть окно для внесения педагогических рекомендаций. Опираясь на стандартизированную справку, психолог совместно с учителем имеет возможность занести в специальное окно собственную интерпретацию результатов, а также рекомендации для конкретного ученика. Система сохраняет в базе данных индивидуальные случаи и варианты решения проблем. Для облегчения составления рекомендаций в программу включена дополнительная справочная система, которая получила условное название " Поиск подобного ученика". Получив результаты конкретного ученика, учитель может запросить информацию о наличии аналогичных случаев, задав критерии поиска. В итоге система находит все подобные случаи, х появляется возможность ознакомиться с успешным опытом решения подобных проблем. Наличие в мониторинге данного блока превращает программу из инструмента диагностики в инструмент поиска, разработки и накопления передового педагогичес- кого опыта. Создание рекомендаций и коррекционных программ может быть основой для работе? школьных кафедр и методических объединений. Программа контролирует выполнение намеченных действий и облегчает анализ результатов проведённых коррекционных мероприятий. Таким образом, применение новых информационных технологий в построении психологического мониторинга позволяет четко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, то есть определить, каково качество предпринятых психолого-педагогических мер, иначе говоря —каково качество образования (как процесса). В заключение раздела рассмотрим прогнозирование результатов образовательного процесса, которое представляет собой специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности (Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. — Киев, 1986). Первая и главная функция прогнозирования — управленческая. Это значит, что в цепи управления необходимо иметь звено, осуществляющее функцию научного предвидения, прогнозирования результатов того или иного управленческого решения. Исходя из рассматриваемой нами проблемы управления качеством образования, следует, что необходимо получить прогноз по ученику в двух аспектах: 1) изменение его психологических характеристик (психологическая траектория); 2) изменение его знаний, умений и навыков по каждому предмету (предметная траектория). При этом прогноз может быть долгосрочный — на весь период обучения, среднесрочный — на год, краткосрочный — на тему. Психологическая траектория— это набор значений по каждому фактору из психологического мониторинга на прогнозируемый промежуток времени. Такое определение корректно, так как набор факторов, характеризующих личность, постоянен за весь период обучения. С предметными характеристиками ситуация кардинально другая: они сильно меняются от класса к классу как по количеству характеристик, так и по их качеству. Но параметр, выбранный для прогноза, должен быть единым, а с другой стороны — должен быть и интегративным и, крайне желательно, хорошо измеряемым. Таким параметром является время обучения. Мы сейчас подойдем к этому вопросу только с точки зрения успеваемости (знаний, умений и навыков), следуя Б. Блуму. Б. Блум предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Он изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Были выделены следующие категории учащихся: 1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения; 2) талантливые (около5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе; 3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются их фактическими затратами учебного времени. Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких временных рамок около95% учащихся могут полностью усвоить все содержание обучения, которое было полностью подтверждено многочисленными экспериментами. Таким образом, каждый ученик характеризуетсясвоим индивидуальным учебным временем, которое ему необходимо для усвоения знаний, умений и навыков. Педагогическая траектория ученика — это набор значений его индивидуального учебного времени по каждому параграфу, теме, учебнику для всех изучаемых предметов. Здесь уместно заметить, что использование учебного времени, его распределение между предметами, темами, параграфами не может характеризоваться такими эпитетами, как хорошее, плохое, современное, традиционное и т. д. Использование и распределение времени могут быть лишь адекватными или не адекватными тем целям, для достижения которых они были применены. Отметим, что в психологии и дидактике преобладают статистические закономерности и проявляются они обычно как тенденции. В соответствии с этим наш прогноз будет носить статистический характер и будет указывать именно тенденцию развития ученика по рассмотренным выше параметрам. Исходя из этого, решающее значение в нашем случае будет иметь имеющийся объем информации об ученике, причем информации как текущей, так и прошлой, но по одним и тем же параметрам. По мере внедрения описываемой системы информация будет накапливаться и прогноз будет более достоверным (степень неопределенности будет сниматься). Перейдем к технологии прогнозирования. По результатам педагогического и психологического мониторингов мы получаем данные, содержащие информацию, характеризующую ученика. Часть этих данных — прежде всего данные об интеллектуальном развитии ученика — является тем потенциалом, который лежит в ос- нове учебных возможностей ученика. По-другому можно сказать, что при определенном интеллектуальном развитии ребенка мы можем предсказывать то, с каким уровнем сложности задач ему удастся справиться (каковы будут его успехи в обучении). Исходя из этого, мы имеем возможность перейти к педагогическому прогнозированию. С нашей точки зрения, педагогический прогноз — это оценка перспектив получения заданного учебного результата. За точку отчета при прогнозировании мы берем данные из интеллектуального блока психологического тестирования. Эти результаты характеризуют потенциальные возможности ребенка в учебе. Одновременно с этим мы имеем ряд данных педагогической успешности учеников (оценки школьной успеваемости, оценки педагогических тестов), которые выражены в показателях низкой, средней и высокой результативности. Соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы педагогов с этим ребенком. Это и есть соотношение цели и результата, то есть качество образования.
|