Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг 17. Выяснение проблем системы управления шко­лой, из-за которых возникли проблемы условий и процесса. 4 страница






Ученик считается прошедшим контроль, если он пра­вильно выполнил не менее 70% заданий.

Эти результаты легко обобщаются следующим обра­зом:

I. Внутришкольное отслеживание результатов:

1. 1. По ученику:

1. 1. 1. абсолютный результат (процент правильно решенных задач);

1. 1. 2. относительный результат ученика в классе;

1. 1. 3. относительный результат ученика в школе;

1. 1. 4. абсолютный результат класса;

1. 1. 5. относительный результат класса в школе;

I. 2. По структурной единице (теме):

1. 2. 1. абсолютный результат (процент правильных решений);

1. 2. 2-относительный результат в классе среди других структурных единиц (тем);

1. 2. 3. относительный результат в школе среди других структурных единиц (тем);

II. Муниципальный уровень отслеживания:

2. 2. По учащимся:

2. 2. 2. абсолютный результат (какой процент набрала каждая школа);

2. 2. 3. относительный результат среди школ одного вида;

2. 3. По структурной единице (теме):

2. 3. 2. абсолютный результат (процент правильных решений);

2. 3. 3. относительный результат среди других структурных единиц (тем).

Таким образом, отслеживание результатов проводит­ся не только по учащимся, но и по единицам содержа­ния образования на любом уровне.

Учебная программа. Программы средней школы - фор­мы фиксации содержания учебного предмета, которые подготавливают содержание образования к переводу на уровень учебного материала для включения его в реаль­ный учебный процесс, то есть служат реализации в учеб­ном процессе планируемого содержания (Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М., Педагогика, 1983).

В рамках современного подхода учебная программа — конкретизация соответствующего образовательного стан­дарта с учётом необходимых требований к её построе­нию.

Авторами разработан чёткий алгоритм формирования программы на основе созданного учебного плана.

10* 291

Электронная модель учебника. Учебный материал — это конкретное предметно выраженное воплощение (фикса­ция) различных видов содержания образования. Он под­лежит усвоению за определенное время.

Центральное место в учебном материале занимает учебник, поэтому дальнейшее изложение будет касаться именно его.

Как известно, содержание единицы учебника (пара­графы, главы) характеризуется следующими параметра­ми:

1) структурная сложность — число разнородных еди­ниц элементов, их иерархия, связи и отношения;

2) содержательная сложность — категория цели;

3) информативность — степень изменения тезауруса учебника;

4) ясность структуры — степень близости связанных элементов.

Следовательно, электронная модель учебника, кро­ме прочего, должна в максимально возможной степени помогать рассчитывать эти параметры.

Представление учебника в компьютере может быть выполнено по-разному.

Наш подход связан с ведущей ролью структурной идеи в когнитивной теории личности, связанной с принципи­альной важностью изучения структурных свойств позна­ния в отличие от его содержательных свойств. В то время как содержание познавательной сферы может несконча­емо варьироваться под влиянием социальных и других обстоятельств, структурные его свойства могут быть опи­саны конечным числом терминов, они более устойчивы и инвариантны по отношению ситуативным факторам.

Отсюда следует необходимость структурного представ­ления содержания учебника в компьютере как первого шага на пути его превращения в интеллектуального са­моучителя. Кроме этого, подобное представление боль­шинства учебников с единых позиций служит надежной основой для развития общенаучных учебно-интеллекту-

альных умений, таких, как: анализ и выделение главно­го, сравнение, обобщение и систематизация, определе­ние понятий, конкретизация, доказательство и опровер­жение.

Наряду с этим, электронная модель учебника:

— содержит все основные, базисные предложения учебника;

—служит базой для автоматического расчета основных параметров учебника (то есть расчета, прово­димого без вмешательства человека);

—содержит такое представление информации, чтобы можно было достаточно технологично построить полную и валидную систему контроля по каждой единице про­цесса обучения и учебнику в целом.

В соответствии с этими требованиями учебник пред­ставлен в компьютере в виде структурных формул (рис. 9), которые строятся следующим образом.

В тексте учебника были выделены структурные еди­ницы, например, понятия, задачи, вопросы, гипотезы, теоремы и т. п. Набор таких структурных единиц опреде­ляется предметом. Каждая структурная единица обозна­чается некоторой геометрической фигурой. Внутри ука­зывается ее название.

Каждая структурная единица получает свой номер, состоящий из трех чисел, разделенных точками. Первое число - номер главы, где вводится данная структурная единица, второе — номер параграфа, третье — порядко­вый номер структурной единицы внутри параграфа (для простоты будем предполагать, что учебник состоит из глав, а главы из параграфов). Номер структурной едини­цы указывается в левом верхнем углу ее геометрической фигуры. Например, на рис. 9 приведен параграф " Закон электромагнитной индукции" первой главы " Электромаг­нитная индукция" из учебника Б. Б. Буховцева " Физика — 11". Структурная единица " Закон электромагнитной ин­дукции" имеет порядковый номер 4, а полный — 1. 4. 4.

Рис. 8

Затем устанавливаются связи между структурными единицами. Если связь имеет место в пределах одного па­раграфа, то она указывается линией, состоящей из гори­зонтальных и вертикальных отрезков, от ранее вводимой структурной единицы к более поздней. Например, при изложении закона электромагнитной индукции (струк­турная единица 4) необходимо использовать ЭДС индук­ции и закон Ома для замкнутой цепи из этого параграфа (структурные единицы 2 и 3 соответственно). Поэтому на рис. 8 в структурную единицу 4 " входят" линии из струк­турных единиц 2 и 3.

Если связь имеет место между структурными едини­цами из различных параграфов, то она указывается в виде ссылок. Слева от структурных единиц перечисляются те, которые используются при изложении этой структурной единицы, а справа — те, при изложении которых исполь-

зуется эта структурная единица. Например, при изложе­нии закона электромагнитной индукции (структурная еди­ница 4 на рис. 8) используются структурные единицы 1. 1. 1, 1. 1. 3, 1. 2. 1, 1. 3. 5, а этот закон используется при изложении структурных единиц 1. 5. 1, 1. 6. 3, 1. 8. 5, 3. 24. 3, 3. 24. 5.

Структурные единицы, введенные в этот параграф, являются содержательными, то есть тут цель выражается в конкретном содержании, которое ученик должен усво­ить на необходимом уровне.

Исходя из этого, при нажатии кнопки " Лампочка" (просмотр структурной единицы) на экране появляется полная структурная информация о нужной структурной единице: содержание, доказательство, рисунок. Этот со­став определяется самим предметом. Например, в исто­рии — это историческое место, историческое время, ис­торическое действие. На рис. 9 представлена эта инфор­мация о законе электромагнитной индукции.

Рис. 9

Таким образом, электронная модель учебника явля­ется обучающей системой, эквивалентной самому учеб­нику. Мы не будем сейчас останавливаться на способах использования ее в работе методического объединения учителей, при подготовке учителя и ученика к уроку, на самом уроке. На основе полученной модели компьютер рассчитывает основные характеристики учебника, о ко­торых говорилось выше.

Достаточно очевидно, что описана конкретизация це­лей — представление содержания учебника в виде струк­турных формул, а также и детализация целей — представ­ление структурных единиц в виде трех окон. При этом структурные единицы являются единицами контролиру­емого содержания.

Электронная модель учебника служит основанием для создания тестовой системы контроля по каждому пара­графу, которая потом и используется в режиме " Тести­рование" (вторая слева кнопка на рис. 8). Отметим прин­ципиальные отличия нашей технологии создания тестов от имеющихся:

1) создание теста проходит в режиме диалога пользо­вателя с компьютером;

2) компьютер последовательно " прогоняет" пользо­вателя по структурной формуле выбранного параграфа, помогая создавать тестовые задания на каждую структур­ную единицу (и все составляющие ее окна) и каждую логическую связь, порожденную этой структурной еди­ницей; и этим гарантируются валидность, системность и систематичность полученного теста;

3) часть тестовых заданий создается компьютером ав­томатически, без вмешательства пользователя, а только по его указанию;

4) часть тестовых заданий создается автоматизирова­но, совместно пользователем и компьютером;

5) в соответствии с теорией тестирования создаются четыре формы тестовых заданий в зависимости от типа структурной единицы, необходимого уровня усвоения и

поставленной цели: закрытой, открытой, на соответствие, на знание последовательности.

Рис. 10

Рис. 11


Рис. 13


Рис. 14

 

Рис. 12

На рис. 10, 11, 12 приведены примеры тестовых зада­ний. Кроме этого полный набор тестов по многим феде­ральным учебникам выпущен в виде рабочей тетради.

Одно важное дополнение. Каждая глава учебника, как единица содержания образования, дополнена обобщаю­щим параграфом (и его электронной моделью), по кото­рому построен свой тест. Это обеспечивает тематический контроль, служащий дополнением к описанному выше текущему контролю, что реализовано также в описанной выше рабочей тетради.

Сама описанная технология гарантирует получение системы, контролирующей качество усвоения учебного материала.

Рис. 13, 14, 15 показывают итоги отслеживания резуль­татов этого контроля.

Рис. 15

Мониторинг по ученикам (рис. 13) показывает про­цент усвоения параграфа на необходимом для ученика уровне. При этом ученикам сообщаются результаты по каж­дой структурной единице (рис. 14).

Результаты класса в целом также сообщаются по каж­дой структурной единице (рис. 15), что является основой для организации повторения пройденного материала на уроке.

Таким образом, применение НИТ в построении пе­дагогического мониторинга позволяет валидно, надежно и оперативно проверить, насколько результат ученика по предметам соответствует поставленной цели, то есть насколько качественен процесс о б у ч е-н и я. Кроме того, появляется возможность оперативно реагировать на появляющиеся негативные явления, то есть управлять этим процессом с целью достижения макси­мально возможного для конкретного ученика (оптимального) качества образования.

Теперь рассмотрим психологический мо­ниторинг в школе, который представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления ин-

формации о качестве образовательного процесса в шко­ле, а также систему накопления психолого-педагогичес­кого опыта. Он разработан как типовое средство психоло­гической диагностики в классах средней и старшей сту­пени школы (5—11 классы).

Мониторинг реализует следующие задачи:

1. Получение максимально полной психологической ин­формации, характеризующей образовательный про­цесс в школе.

2. Предоставление этой информации в наиболее удоб­ном виде пользователям разного уровня.

3. Структурирование системы психолого-педагогических

коррекционных мероприятий.

В соответствии с поставленными задачами в монито­ринге условно можно выделить три основных блока:

Рис. 16. Схема психолого-педагогического мониторинга

Рассмотрим подробнее содержание каждого из бло­ков.

Получение данных. В этом блоке выделяются следую­щие параметры, которые подлежат отслеживанию:

а) параметры, которые отражают психические про­цессы, непосредственно участвующие в усвоении, пере­работке и хранении информации (познавательные про­цессы и процессы регуляции деятельности);

б) параметры, которые не участвуют непосредствен­но в усвоении материала, но влияют на успешность обу­чения (структура мотивации, отдельные особенности лич­ности и межличностных отношений).

На схеме (рис. 16) первая группа параметров обо­значена " Интеллект", вторая — " Личность" (существуют два подхода к определению понятия личность, которые получили название узкой и широкой трактовки. Согласно широкой трактовке, интеллектуальная сфера является одной из характеристик личности наряду с эмоциональ­ной, мотивационной и пр. Для целей более детального анализа параметров, отслеживаемых в мониторинге, удоб­нее рассматривать личность и интеллект отдельно, ис­пользуя узкую трактовку понятия " личность").

Данный блок состоит из двух подблоков: " Психоло­гическое тестирование" и " Педагогический консилиум", которые направлены на изучение одних и тех же парамет­ров, но различаются по источнику получения информа­ции. В первом случае информация исходит непосредственно от ученика, во втором используется внешний критерий — оценка (по заданной в компьютерной программой схе­ме) ученика.

Психологическое тестирование проводится в режиме диалога ученика с компьютером, в качестве методов сбо­ра данных выступают компьютерные версии психодиаг­ностических методик.

Исследование интеллекта затрагивает три взаимосвя­занные, но качественно различные сферы: природную со­ставляющую интеллекта, культурно опосредованную и

процессы регуляции. Совокупность получаемых данных по­зволяет оценить интеллектуальный потенциал ребёнка, который должен быть реализован в процессе обучения.

Исследование личности предполагает сбор информа­ции о тех личностных особенностях учащихся, которые в наибольшей степени влияют на учебные результаты. Та­кая постановка задачи сужает круг параметров, подлежа­щих измерению. Исследования показали, что успешность обучения существенно зависит от особенностей мотива­ции ученика, общего мироощущения, называемого иногда " чувством благополучия". На учебные результаты также влияют такие социально-психологические факторы, как взаимодействие со сверстниками, родителями и учителя­ми. Нарушения в какой-либо из указанных сфер негатив­но отражаются на успеваемости ребёнка, снижая её, не­смотря на возможное наличие хорошего интеллектуаль­ного потенциала.

Педагогический консилиум предполагает оценку уче­ника педагогами по тем же параметрам, которые заложе­ны в психологическом тестировании. Специально разра­ботанная шкала оценки характеристик учебной деятель­ности ребёнка отражает внешние проявления исследуемьх психологических явлений и выдержана в терминах, псильных учителю и привычных для него. Задача педаго­гов — оценить учащихся через отнесение их к высокому, среднему или низкому уровнюпо всем пунктам консили­ума.

В результате параллельного использования психоло­гического тестирования и педагогического консилиума мы получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления. Это значительно расширяет возможности интер­претации результатов. Так, если по оценкам учителя ре­бёнок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тес­тов, это свидетельствует о том, что потенциальные воз­можности ребёнка используются не полностью. Диагнос­тика же личностной сферы позволяет уточнить причины

создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

Анализ результатов. Именно во втором блоке мо­ниторинга — блоке анализа результатов — наиболее пол­но реализуются преимущества компьютерного варианта сбора психолого-педагогической информации. Использо­вание возможностей компьютерных технологий позволя­ет быстро и с высокой степенью надёжности обрабаты­вать большие массивы данных, представлять их форме, удобной для пользователей. Решение этих задач обеспечи­вается достаточно сложным математический аппаратом, который работает " за кадром".

Статистическая обработка данных даёт возможность:

• получить возрастные нормы для каждого изучаемого параметра,

• определить относительное место учащегося в классе и параллели,

• провести ранжирование учащихся (классов) по задан­ному параметру,

• выделить группы учащихся с высокими и низкими по­казателями,

• отследить динамику изменений результатов от года к году,

• провести сравнение групп (классов, параллелей, школ) по заданным параметрам,

• получить сравнительную оценку качества работы учи­телей.

Система предполагает различные уровни представле­ния итоговых результатов.

Первый уровень —информация для учени-к а. Сразу же по окончании тестирования испытуемый имеет возможность ознакомиться с краткой психологи­ческой интерпретацией полученных результатов. Интер­претации выдержаны в положительном ключе и представ­ляют собой текст, который варьируется в зависимости от результатов, показанных ребёнком, и сообщает учащим-304

ся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т. д. Эти результаты служат основой для фор­мирования рефлексии учащихся (особенно в старших клас­сах), и с их обсуждения может начинаться индивидуаль­ная работа психолога или учителя с учеником.

Второй уровень —для учителя и психоло-г а. Здесь информация представлена в наиболее развёрну­той форме. В зависимости от текущих целей образователь­ного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Все ре­зультаты сведены в таблицы, представлены в виде графи­ков, гистограмм, также имеется возможность выведения интересующих данных на бумагу. Для большей нагляднос­ти цветом выделены результаты, выходящие за пределы статистической нормы, каждая таблица снабжена систе­мой электронных " подсказок".

Дополнительно для психолога есть доступ к такой ин­формации как сырые баллы, средние величины по груп­пе, характеристики распределения результатов. Комплек­сные сведения, которыми располагают психолог и учи­тель, позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намеча­ющиеся нарушения.

Третий, итоговый, уровень представления результа­тов —информация для управленческо­го звена (администрации школы, районных и город­ских управлений образования). На этот уровень выводятся наиболее обобщённые результаты, так, чтобы на их ос­нове можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Содержание информации этого раздела рассмотрим на примере возможностей работы с проблемными деть­ми, которые предоставляет программа. В итоговом окне " Ученик" собрана вся информация о детях, вызывающих тревогу в плане обучения и воспитания. Можно просмот­реть результаты как заранее выбранного ученика, так и список наиболее сложных детей, который автоматически

создаёт программа. Результаты представлены как тексто­вые описания, которые характеризуют основные пробле­мы ученика и психолого-педагогические рекомендации, предварительно составленные психологом и учителем. Здесь же фиксируются фамилии ответственных (психолог, учи­тель), сроки выполнения работы, описываются получен­ные результаты. Такая система управления позволяет ав­томатизировать контроль за организацией и проведением индивидуальных коррекционных мероприятий.

Аналогичную структуру, которая позволяет выявить содержание конкретных проблем образовательных учреж­дений, имеют окна " Учитель", " Класс", " Параллель", " Школа".

Информация, характеризующая учителя, представ­лена данными о том, как учащиеся относятся к учителю, оценивают его умение объяснить материал, умение уста­навливать отношения, как воспринимают демонстрируе­мый стиль поведения и др. В окно " Учитель" также зано­сится краткая информация о результатах открытых уро­ков, методической работе, повышении квалификации. Вся информация в целом становится основой для проведения аттестации кадров, выдвижения лучших педагогов для участия в конкурсах, планирования и организации рабо­ты со всем педагогическим коллективом в целом.

Заложенный в программу статистический аппарат дает возможность проводить сравнение любых групп по задан­ному параметру. Это может быть сравнение классов внут­ри параллели или же с классами, обучавшимися ранее (или в другой школе). Программа определяет наличие или отсутствие статистически значимых различий между ис­следуемыми группами. Всё это позволяет использовать по­лученные результаты как для планирования и организации образовательного процесса в школе, так и для науч­но-исследовательских целей обеспечения работы экспе­риментальных площадок.

Систематическое отслеживание результатов из года в год приводит к пониманию закономерностей возрастной-

го развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состо­яние образовательной системы, помогает оценить успеш­ность проведённых коррекционных мероприятий.

Рекомендации. Третий блок мониторинга — блок, оп­тимизирующий создание психолого-педагогических реко­мендаций и организацию коррекционных мероприятий. Он позволяет целенаправленно формировать систему коррекционно-развивающей работы в школе.

Описываемый блок содержит:

• информацию о возможных причинах нарушений в развитии личности учащихся,

• краткие рекомендации психологу и учителю,

• тексты коррекционных программ,

•. компьютерные версии коррекционных заданий.

Мониторинг имеет встроенную систему справочной помощи, в которой описывается, что может означать тот или иной результат по тесту. Одновременно с этим в каж­дой таблице результатов есть окно для внесения педаго­гических рекомендаций. Опираясь на стандартизирован­ную справку, психолог совместно с учителем имеет воз­можность занести в специальное окно собственную ин­терпретацию результатов, а также рекомендации для кон­кретного ученика.

Система сохраняет в базе данных индивидуальные слу­чаи и варианты решения проблем. Для облегчения состав­ления рекомендаций в программу включена дополнитель­ная справочная система, которая получила условное на­звание " Поиск подобного ученика". Получив результаты конкретного ученика, учитель может запросить инфор­мацию о наличии аналогичных случаев, задав критерии поиска. В итоге система находит все подобные случаи, х появляется возможность ознакомиться с успешным опы­том решения подобных проблем.

Наличие в мониторинге данного блока превращает программу из инструмента диагностики в инструмент по­иска, разработки и накопления передового педагогичес-

кого опыта. Создание рекомендаций и коррекционных про­грамм может быть основой для работе? школьных кафедр и методических объединений. Программа контролирует вы­полнение намеченных действий и облегчает анализ ре­зультатов проведённых коррекционных мероприятий.

Таким образом, применение новых информационных технологий в построении психологического мониторинга позволяет четко увидеть динамику изменения личност­ных характеристик ученика, проанализировать соответ­ствие достижений запланированным результатам, то есть определить, каково качество предпринятых психолого-пе­дагогических мер, иначе говоря —каково качест­во образования (как процесса).

В заключение раздела рассмотрим прогнозиро­вание результатов образовательного процесса, кото­рое представляет собой специально организованный ком­плекс научных исследований, направленных на получе­ние достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью опти­мизации содержания, методов, средств и организацион­ных форм учебно-воспитательной деятельности (Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. — Киев, 1986).

Первая и главная функция прогнозирования — уп­равленческая. Это значит, что в цепи управления необхо­димо иметь звено, осуществляющее функцию научного предвидения, прогнозирования результатов того или иного управленческого решения.

Исходя из рассматриваемой нами проблемы управле­ния качеством образования, следует, что необходимо по­лучить прогноз по ученику в двух аспектах:

1) изменение его психологических характеристик (психологическая траектория);

2) изменение его знаний, умений и навыков по каж­дому предмету (предметная траектория).

При этом прогноз может быть долгосрочный — на весь период обучения, среднесрочный — на год, краткос­рочный — на тему.

Психологическая траектория— это набор значений по каждому фактору из психологическо­го мониторинга на прогнозируемый промежуток време­ни.

Такое определение корректно, так как набор факто­ров, характеризующих личность, постоянен за весь пери­од обучения.

С предметными характеристиками ситуация карди­нально другая: они сильно меняются от класса к классу как по количеству характеристик, так и по их качеству. Но параметр, выбранный для прогноза, должен быть еди­ным, а с другой стороны — должен быть и интегративным и, крайне желательно, хорошо измеряемым.

Таким параметром является время обучения. Мы сей­час подойдем к этому вопросу только с точки зрения успеваемости (знаний, умений и навыков), следуя Б. Блуму.

Б. Блум предположил, что способности ученика оп­ределяются его темпом учения не при фиксированных ус­редненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Он изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Были выделены следующие категории учащихся:

1) малоспособные, которые не в состоянии достичь за­ранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения;

2) талантливые (около5%), которым нередко по си­лам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе;

3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются их фактическими затрата­ми учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения и особенно при сня­тии жестких временных рамок около95% учащихся могут

полностью усвоить все содержание обучения, которое было полностью подтверждено многочисленными экспе­риментами.

Таким образом, каждый ученик характеризуетсясво­им индивидуальным учебным временем, которое ему не­обходимо для усвоения знаний, умений и навыков.

Педагогическая траектория учени­ка — это набор значений его индивидуального учебного времени по каждому параграфу, теме, учебнику для всех изучаемых предметов.

Здесь уместно заметить, что использование учебного времени, его распределение между предметами, темами, параграфами не может характеризоваться такими эпите­тами, как хорошее, плохое, современное, традиционное и т. д. Использование и распределение времени могут быть лишь адекватными или не адекватными тем целям, для достижения которых они были применены.

Отметим, что в психологии и дидактике преоблада­ют статистические закономерности и проявляются они обычно как тенденции. В соответствии с этим наш про­гноз будет носить статистический характер и будет ука­зывать именно тенденцию развития ученика по рассмот­ренным выше параметрам.

Исходя из этого, решающее значение в нашем слу­чае будет иметь имеющийся объем информации об уче­нике, причем информации как текущей, так и прошлой, но по одним и тем же параметрам. По мере внедрения описываемой системы информация будет накапливаться и прогноз будет более достоверным (степень неопреде­ленности будет сниматься).

Перейдем к технологии прогнозирования.

По результатам педагогического и психологического мониторингов мы получаем данные, содержащие инфор­мацию, характеризующую ученика. Часть этих данных — прежде всего данные об интеллектуальном развитии уче­ника — является тем потенциалом, который лежит в ос-

нове учебных возможностей ученика. По-другому можно сказать, что при определенном интеллектуальном разви­тии ребенка мы можем предсказывать то, с каким уров­нем сложности задач ему удастся справиться (каковы бу­дут его успехи в обучении). Исходя из этого, мы имеем возможность перейти к педагогическому прогнозирова­нию. С нашей точки зрения, педагогический прогноз — это оценка перспектив получения заданного учебного результата. За точку отчета при прогнозировании мы бе­рем данные из интеллектуального блока психологическо­го тестирования. Эти результаты характеризуют потенци­альные возможности ребенка в учебе. Одновременно с этим мы имеем ряд данных педагогической успешности учени­ков (оценки школьной успеваемости, оценки педагоги­ческих тестов), которые выражены в показателях низкой, средней и высокой результативности. Соотнесение потен­циальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы пе­дагогов с этим ребенком. Это и есть соотношение цели и результата, то есть качество образования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал