Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг 17. Выяснение проблем системы управления школой, из-за которых возникли проблемы условий и процесса. 8 страница
В последние годы реформ в России стало очевидным, что этих 12% для оплаты нужд сфер образования, здравоохранения, культуры, армии, юстиции и т. д. стало остро не хватать. И тогда в самой системе образования возникли идея, а затем и опыт создания внебюджетных фондов поддержания и развития школы. Инициаторами были конечно наиболее прогрессивные руководители образовательных учреждений. И они честно говорили: " Пока государство с проводимыми реформами встанет на ноги, мы не должны допустить снижения качества образования". И даже федеральные министры не без изощренной словесной эквилибристики поддерживали эту идею. Так, один из быстро меняющихся в России министров общего и профессионального образования А. Тихонов, отвечая на вопросы " Известий" 19 июня 1998 г. (с. 5), сказал: " Превращение России в страну платного образования — это политический и социальный миф. Я категорически отрицаю обвинения в том, что мы строим систему образования на средства семей. Однако я реалист и понимаю, что мы живем в условиях бюджетных ограничений, и надо зарабатывать деньги (выделено нами. — Ред.). И вузы, и школы имеют право заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. Возможностей много: сдача помещений в аренду, продажа недостроя, заклад недвижимости для получения кредитов... ". Напомним руководителям школ источники формирования внебюджетных средств образовательного учреждения (цит. по кн.: Ерошин В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы. - М.: ЦСиЭИ, 1997. — С. 101): 1) плата за образовательные услуги (имеются в виду предметы, программы, не входящие в федеральный и региональный стандарт); 2) поступления от реализации собственной сельхозпродукции; 3) поступления от реализации собственной промышленной продукции; 4) поступления от оказания транспортных услуг; 5) поступления от финансовых операций; 6) поступления по аренде помещений; 7) поступления по аренде оборудования; 8) поступления от реализации продуктов интеллектуального труда; 9) поступления от реализации излишнего и пришедшего в негодность оборудования и инвентаря; 10) поступления от торговых операций; 11) поступления от посреднических услуг. Наиболее инициативные директора, например сельских школ, брали у государства землю в бесплатную аренду, силами учителей, учащихся и родителей засевали ее, выращенный урожай продавали, чтобы таким образом создать хоть какие-то дополнительные финансовые ресурсы. Другие пользовались иными источниками из числа вышеназванных. Все эти источники играли и играют определенную роль, но они нестабильны в течение года и очень трудоемки. Не отвергая их, современная российская школьная практика стала искать пути пополнения внебюджетных фондов, которые обеспечивали бы стабильность поступления во времени финансовых средств. Речь идет о добровольных, спонсорских пожертвованиях родителей и о поступлениях от организаций педагогической общественности. Рассмотрим уже состоявшийся опыт школы №10 г. Люберцы Московской области (директор — кандидат педагогических наук А. Ю. Мурашов). Вначале в Устав этой школы был внесен пункт о том, что школа выпускает свои акции, которые на абсолютно добровольной основе выкупаются родителями учащихся в один или несколько приемов один раз за все время обучения. Стоимость акции — 500 руб. При уходе ребенка из школы в любом классе или при окончании школы эти 500руб. возвращаются родителям. Если бы удалось (а здесь удалось) вовлечь в эту работу родителей 1000 учеников, то школа имела бы как минимум 500000 рублей оборотных средств в течение года на нужды своего стабильного функционирования и поступательного развития, обеспечивающих качество образования хорошего уровня. Про- центы от финансовых операций с этой суммой в банке приносили достаточный ежемесячный доход, который нетрудно себе представить. Однако вся эта процедура имела сомнительную правовую основу: школа ведь не могла быть эмитентом ценных бумаг, не имея соответствующей лицензии Центробанка, акционирование носило метафорический характер и, хотя директор, если можно так выразиться, был " прикрыт" тем, что пункт о выпуске " акций" включили в Устав школы, который утверждался учредителем (администрацией района), законность приведенной схемы легко можно было оспорить, поскольку она противоречила многим федеральным нормативным актам. И, хотя работа по так называемому акционированию была через год свернута, она сыграла огромную роль в изменении сознания родителей, в изменении их отношения к школе, к образовательному процессу в ней, к проблеме качества образования. Первоначальные разговоры о поборах с родителей изменили свою сущность: родители стали понимать, что они добровольно осуществляют инвестиции в образование своих детей, тем более что номинал, внесенный за школьную акцию, им возвращался. Школа пользовалась только процентами с общей суммы, хранимой в банке, и самой суммой как временными оборотными средствами, так необходимыми школе. Когда сознание родителей стало другим, первоначальная схема (" акционирование") была заменена на другую — законную, имеющую прочные правовые основы. Суть опыта организации управления школой №10 г. Люберцы Московской области, а в конечном счете — качеством образования в ней, сосредоточена в идее использования экономического механизма деятельности некоммерческих организаций — общественных объединений с их особенностями и преимуществами с учетом применения этой идеи в образовательной сфере. Общественные объединения могут выступать в следующих организационно-правовых формах: общественная организация, общественное объединение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. В предлагаемом организационно-экономическом механизме взята за основу организационно-правовая форма — общественная организация, так как только она основана на членстве ее участников. Вот ее определение: " Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан". Инициативная группа родителей учащихся 10-й люберецкой школы Московской области объединилась в общественную организацию " Школа радости" со своим уставом, членскими взносами и другими необходимыми атрибутами. Она была зарегистрирована в органах юстиции и получила свой счет в банке, на который зачислялись ежемесячные членские взносы родителей (50 рублей за одного ребенка, 60 рублей за двух и более детей). Членство, разумеется, было абсолютно добровольным. Эта общественная родительская организация избрала свой орган управления — Совет, во главе которого стоял председатель, наняла бухгалтера (пригласили человека для работы по совместительству из централизованной бухгалтерии управления образованием), арендовала у школы комнату, где размещались председатель, бухгалтер и проходили заседания Совета. Совет решал вопрос о наиболее рациональном использовании средств, получаемых от членских взносов. Директор школы юридически в эту организацию не входил, выполнял роль советчика, давая рекомендации о расходовании финансовых средств организации. Напомним, что если средства организации, включая прибыль от финансовых и прочих операций, реинвестируются на развитие самого образовательного учреждения (включая заработную плату работников школы), то эти средства освобож- даются от налогообложения. В какие-то месяцы по решению Совета общественной организации часть средств отчисляется на различные компенсации учителям. Совет по рекомендации директора школы оплачивает из своих средств покупку компьютеров и другого необходимого оборудования, покупку дефицитных программ, учебников, приглашает на работу в школу специалистов высокой квалификации из других школ и вузов, оплачивает в виде премий все новое, высоко эффективное из того, что создают сами педагоги, оплачивает командировки учителей на престижные актуальные курсы повышения квалификации, проводимые различными Центрами образования, и т. п. Совет общественной организации может лишить своим решением материального вознаграждения того или иного педагога, потребовать от директора школы организации той или иной образовательной услуги (бесплатной или платной), высказать свое удовлетворение или неудовлетворение работой школы, результатами образования и т. д. Организованное таким образом финансовое обеспечение (сверх бюджетных ассигнований) стало эффективным фактором, влияющим на качество образования учащихся школы №10 г-Люберцы Московской области. Научная новизна и практическая значимость анализируемого опыта состоит в том, что в нем впервые обоснованы принципы и условия, необходимые для построения организационно-экономического механизма активного, неформального участия педагогической общественности в управлении школой — механизма, в котором на законной правовой основе удалось объединить управленческие, экономические и педагогические факторы, в конечном счете эффективно влияющие на качество образования в школе. (Заметим, что в обычной массовой практике названные факторы в значительной степени разобщены и разъединены: реальные административные рычаги находятся в департаментах, комитетах, управлениях, отделах образования, экономические рычаги - в центра- лизованных бухгалтериях, а организационные и собственно педагогические — в школах.) В этой практике много плюсов, но главный из них состоит, пожалуй, в том, что родители как социальные заказчики и школа становятся единым (в психологическом плане) коллективом, обеспечивается организационное, мотивационное, волевое, эмоциональное, в целом — психологическое единство всех субъектов образовательного процесса. Тех читателей, кто впервые узнал об этом опыте, мы должны предупредить и предостеречь о недопустимости какой бы то ни было поспешности, нетерпеливости в организации такого способа дополнительного внебюджетного финансирования в интересах повышения качества образования. Прежде, чем 10-я люберецкая школа (да и сотни других в России, что осуществили этот опыт) пришли к своему нынешнему состоянию взаимодействия с родителями, был долгий сложный период достижения взаимопонимания: от момента, когда часть родителей не желала вступать в общественную организацию, до осознания временной вынужденной необходимости этой меры, от гневных возгласов со словом " поборы" и жалоб в инстанции до добровольных инвестиций в образование своих детей. Мы знаем, что представители самых разных слоев нашего общества (от госчиновников в сфере образования, членов левых партий и движений до родителей и даже учащихся) будут резко возражать против представленного опыта. Этим оппонентам мы ответим следующее. Мы бы очень хотели, чтобы среднее образование в России было высококачественным и бесплатным, как и записано в Законе РФ " Об образовании". Но реальность говорит о том, что эти требования сейчас государство выполнить не может и не выполняет, а потому мы рассматриваем описанный опыт как вынуяеденную, временную меру, которую рекомендуем только на период до возобновления полноценного, достаточного для нормальной организации образования финансирования. Какого бы высокого пафоса ни были возражения оппонентов, они должны будут понять, что голодный, бастующий, озлобленный, униженный учитель и качество образования — вещи несовместимые. Поэтому любой мало-мальски образованный в менеджменте управленец просто обязан принять действенные меры (даже если они не очень популярны) ради высших целей (и результатов), ради сохранения самой системы образования. Как только нормальное бюджетное финансирование среднего образования в России будет восстановлено, описанный нами способ привлечения средств родителей должен быть немедленно прекращен. Таково мнение большинства авторов этой книги. Однако создатель представленного опыта — директор 10-й люберецкой школы Московской области, кандидат педагогических наук А. Ю. Мурашов попросил поместить здесь и его — особое - мнение. Он считает, что, даже когда нормальное бюджетное финансирование школ будет восстановлено, то описанную форму привлечения средств родителей необходимо сохранить (а если бы ее не было, то ее стоило бы придумать), ибо она рождает, если можно так выразиться, совершенно новые " производственные" отношения школы и всех родителей, не на словах, а на деле вовлекает их в реальное управление образовательным учреждением, обеспечивает единство мотивов, ценностей и целей всего школьного коллектива, что несомненно является мощнейшим фактором повышения качества образования. Более того, 31 августа 1999 года Президент Российской Федерации издал специальный Указ № 1134 " О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации", где прямо говорится, что с целью привлечения внебюджетных финансовых средств, развития государственно-общественных форм управления и обеспечения деятельности образовательных учреждений создаются попечительские советы для осуществления общественного контроля за использова- нием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений. Органам исполнительной власти в центре и на местах предписано оказывать содействие созданию таких советов при всех общеобразовательных учреждениях. И в заключение напомним: расходы на образование - это всегда инвестиции в будущее, в стартовые возможности человека. Если простые люди могут не понимать или сомневаться, насколько их детям пригодится через 10-15 лет полученное образование высокого качества, то руководителям государства или регионов питать иллюзии на этот счет непростительно. Напомним им общеизвестное высказывание японского предпринимателя:
|