Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иконы графического дизайна».






Объект исследования можно выбрать самостоятельно или из приведенного списка:

Филипп Апелойг

Ребекка Фостер

Рабиа Гупта

Зузана Лико

Эллен Лаптон

Коичи Сато

Ричард Принс

Симон Паттерсон

Стефан Сагмайстер

 

Ассоциация Кэхена

“Atelier Works”

“Browns”

“Experimenetal Jetset”

“Groo visions”

“H5”

Студия ‘Myers cough”

Ассоциация “Nambe Seventeen”

“Rose Design” (Ребекка Оливер, Симон Эллотт)

 

Составить портфолио известных современных графических дизайнеров (работающих в иллюстрировании книги, журнала, рекламного плаката, ВЕБ дизайна, в том числе) или дизайнерских бюро:

А) презентация работ и желательно портрет/ты дизайнера /ов (электронная версия, выступление)

В) реферат,

С) информационный плакат в электронной версии и в печати (формат 100 см х 50 см.,

распечатка горизонталь/вертикаль - по усмотрению)

 

 

4.Выполнить «Тематическое планирование» блока уроков «Основы дизайна» для учащихся 8–9-х классов общеобразовательных школ. Подробный конспект одного из уроков.

 

Варианты заданий:

Задание №1

Тема «Цвет и стиль в дизайне современного интерьера»

В задание входит разработка плана урока и методического обеспечения:

Подробный конспект урока, презентация, таблицы, технологические карты, рабочая тетрадь и т.п.

 

Задание №2

Тема «Имидж современного человека» Стилистика образа современной молодежи. Разные субкультуры – общее и частное.

В задание входит разработка плана урока и методического обеспечения:

Подробный конспект урока, презентация, таблицы, технологические карты, рабочая тетрадь и т.п.

Задание №3

Тема «Плакат в графическом дизайне» Особенности создания экологического плаката.

В задание входит разработка плана урока и методического обеспечения:

Подробный конспект урока, презентация, таблицы, технологические карты, рабочая тетрадь и т.п.

 

Задание № 4

Тема «Граффити, как вид молодежного творчества в современном городе»

В задание входит разработка плана урока и методического обеспечения:

Подробный конспект урока, презентация, таблицы, технологические карты, рабочая тетрадь и т.п.

 

Литература для самоподготовки:

1. Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985г.

2. В.С. Кузин. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2002г.

3. Электронная версия программы “Мир дизайна” разработанная преподавателем графического дизайна средней общеобразовательной школы № 48 г. Кирова Чудиновских И.А.

4. Учебная программа Т.В.Киселевой “Дизайн изделий” Благовещенск, изд-во гос. пед. ун-та, 1999.

5. Экспериментальная программа “Архитектурная композиция” преподавателя Одиноковой М.А. г. Пенза 1999.

6. Образовательная программа “Технология дизайна” Плотниковой О.В. (учитель дизайна), Михайловой Ю.Н. (зам. директора гимназии, учитель ИЗО), экспертный совет Комитета по образованию Новгородской области.

7. Инновационно-экспериментальная программа “Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся” Макаровой О.В., учителя технологии и ИЗО. 2002.

8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. Академия, 2002.

9. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ – Пресс, 2001.

10. Майкл Грейс. Дизайн. Изд. Фалькин 1996г.

11. Щичанкова Э.Г. У истоков дизайна. – Москва, Наука 1977.

12. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.

13. Долгоматов В. Традиции крестьянского дизайна – Декоративное искусство. №9; 1979.

14. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – Москва. Педагогика, 1981.

15. Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.

16. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. – Москва. 1994 (автореферат).

17. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – Москва. Молодая гвардия, 1994.

18. 18. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. Психологический журнал №1. 1991.

19. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – Москва. Педагогика, 1976.

20. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск. Высшая школа, 1984.

21. Е.Ю. Крутских, Д.В. Литвинов. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург. У – Фактория. 2005.

22. Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ. Из сборника " Дизайн в общеобразовательной системе".

Материал для информации:

Формы и методы обучения

В ходе разработки темы в работе со старшими школьниками, предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита, презентация, экспертная деятельность. При этом учащиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, литературно-лингвистические, технологические умения.

Учащиеся должны научиться и освоить умение расчленять единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания. Активный эскизный поиск должен завершиться переводом эскиза в оригинал, что ставит дополнительные требования к овладению графическим мастерством, утонченным чувством меры и комплексного единства.

Учебные задания прививают ученикам необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.

Для того чтобы ученику выполнить поставленные перед ним задачи по освоению программы курса “Основы дизайна”, необходимо основную часть учебного времени выделить на упражнения и самостоятельную работу, при этом учитель применяет “режим консультирования”. Наряду с репродуктивным методом, который используется на первых ступенях овладения знаниями, следует применять такие методы, как частично-поисковый и метод проектов.

Учебный предмет следует рассматривать как средство развития личности и способ познания окружающего мира. Поэтому целесообразно отведенное время для творческих работ использовать на обучение детей проектной и экспертной деятельности, развивая познавательную активность. Очень важно в обучении использовать уже имеющийся субъективный опыт детей, полученный на других уроках, таких как: технология, математика, изобразительное искусство и т.д. Приводимые примеры необходимо брать из жизни, приближая предмет к практике, тем самым, показывая взаимосвязь между существующими в природе явлениями и знаниями.

Формы обучения:

  • избегание императивного подхода, т.е. информативного способа передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
  • сценарии уроков выстраиваются по схеме: " прочувствовать – осознать – выявить свое отношение";
  • активный творческий поиск (педагога и учащихся) – основа процесса обучения на уроках;
  • формы урока: беседа – диалог, коллективные формы творческой работы (развитие " коллективных эмоций"), сочетание коллективной и индивидуальной работы ворк-шоп);
  • комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи и др.).

Методы обучения:

  • эмоционально-художественное " погружение",
  • художественно-творческое и образное моделирование,
  • активизация воображения и творческого представления,
  • сравнение и сопоставление,
  • импровизация,
  • субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора),
  • дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от общего к частному и от частного к общему) и др.

Наряду с традиционными методами (объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, частично-поисковым) успешно применяется метод проекта. Под методом проекта понимается гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности путем развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Среди средств особо выделяется метод творческих проектов, под которыми подразумевается такая деятельность учащихся, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные и духовные ценности. Учащиеся сами добывают нужные для проекта сведения, учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью, но делает это ненавязчиво.

Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем. Он учится анализировать каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Учитель предоставляет ему право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Программой рекомендуется проводить беседы об истоках дизайна, о современных материалах, работу с литературой, подбор иллюстраций, оформление тематических альбомов, встречи с архитекторами – дизайнерами, беседы о перспективах застройки города, проведение конкурсов, выставок, работу над эстетизацией предметной среды школы. Эти знания являются основой для дальнейших формообразований, творческих разработок, работ над различными творческими проектами.

Важно, чтобы творческий процесс имел конкретное завершение, которое заключается в том, что эскизы после обсуждения и утверждения всей группы учащихся выполнялись в масштабе с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Все работы учащихся должны быть представлены на отчетной выставке на итоговом занятии.

Программа предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и методов в работе со школьниками. С этой целью в каждом разделе определен ежегодный перечень творческих работ:

  1. Тренировочные упражнения (не менее 12),
  2. Сюжетные (не менее 8),
  3. Декоративные (не менее 9).

Это создает условия для комплексного подхода в работе учителя в области преподавания, обеспечивает активизацию творческих способностей педагога.

Условия реализации программы»Основы дизайна»

Место предмета в базисном учебном плане.

Курс рассчитан па 70 учебных часов и может быть предложен в течение двух лет (VIII и IX классах по 34 часа, 1 занятие в неделю).

Фундаментом в изучении курса “Основы дизайна” является дисциплина “Рисунок. Композиция. Живопись”. Навыки, полученные на уроках изобразительного искусства в V-VII классах, помогают в дальнейшем связать их с проектным методом разработки основных элементов дизайна. Огромную роль при выполнении творческого задания играет то, насколько последовательно и всесторонне ведется работа.

Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данной образовательной программе.

В ходе исследования выявлены и подтверждены следующие критерии развития информационно-графической культуры учащихся: мотивационная готовность к художественно-творческой деятельности; возможность творческого решения поставленных задач различными средствами художественной выразительности. На основе данных критериев выявлены следующие уровни развития ученика: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями дизайн-технологий.

Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в дизайнерской среде.

Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений в области дизайна.

Уровни Оценка
Низкий Средний Высокий
Отсутствие работы Отсутствие работы Отсутствие работы  
Работа не аккуратная, небрежная, грязная. Работа не аккуратная, небрежная. Не старательная. Низкий уровень сложности.  
Задание выполнено, но далеко не качественно. Задание выполнено на низком уровне сложности. Выполнено, но не старательно.  
Старательное выполнение задания. Выполнено чисто, до конца. Выполнено на высоком уровне сложности.  

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными формами контроля знаний:

– Входящий контроль (Анкетирование, тестирование).

– Текущий контроль направлен на выявление особенностей деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся; опирается на самооценку учащихся; (Разработаны и используются контрольно-измерительные материалы: перфокарты, карточки с заданием, тесты).

– Промежуточный контроль (Защита дизайн-проектов) оценка проектов учащихся, в зависимости от уровней, описывающих их подготовленность в двух основных разделах – проектирование и изготовление.

– Итоговый контроль (Презентация портфолио, семинар и др.).

Контроль и проверка уровня понимания учащимися теоретических вопросов осуществляется при анализе практических и творческих работ учащихся, где наглядно отслеживается степень и качество усвоения материала. Данный вид контроля дает информацию о пробелах в пройденной теоретической части курса у каждого учащегося, что помогает в планировании восполнения знаний и оказании помощи при их усвоении.

Результативность.

Основная цель использования творческого потенциала дизайна для многостороннего развития школьника заключалась во введении учащихся в самостоятельную художественно-творческую деятельность. Этому способствовала следующая последовательность действий: апробирование системы заданий и упражнений с последующим анализом и оценкой; контроль уровня развития у детей воображения и мышления.

С целью выявления динамики формирования дизайнерского мышления у учащихся, а так же оценки эффективности программы необходимо провести исследование, н а основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных.

Результатом должен быть вывод что предлагаемая вами форма, технологии и методика проведения занятий, интенсифицирует рост творческой активности и художественных способностей у школьников. Подтверждением результативности является показатель результативности успешного участия воспитанников, под вашим руководством в выставках и конкурсах детского творчества.

Разработанная вами программа занятий существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий позволяет приблизить учащихся к требованиям времени, делая возможным формирование эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.

. Задача учителя – обеспечить творческую атмосферу для самовыражения ребенка.

НАПРИМЕР: Тематическое планирование.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал