Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активизирующий массаж.






При выполнении активизируюшего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:

движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направ­лены в основном от корня языка к кончику;

в основном используются приемы разминания и перетирания;

как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвот­ный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть до­статочно активными даже в области корня языка;

если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;

при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсалива­ция (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движе­ния.

1. Перетирание в продольном направлении. Большой палец сверху, сред­ний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой (рис. 91).

 


 

 


 

 


 

2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны­ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение на­правлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой (рис. 92).

3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой (рис. 93).

4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение (рис. 94 а).

5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых по­верхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перети­рающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка (рис. 94 б).

6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие дви­жения по краю языка (рис. 95).

7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки).

8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, ко­торый накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

 

Массаж мягкого нёба

Массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повы­шение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба.

Общие рекомендации при проведении массажа следующие:

массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягко­го нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;

массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, на­правленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;

массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.

Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчи­вающие движения в направлении от твердого нёба к увули по всей поверх­ности мягкого нёба (рис. 96).

2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа на­лево, захватывающие язычно-нёбные дужки (рис. 97).

3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.

По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.

 
 

 
 

 

4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спира­левидные движения в поперечном и продольном направлениях (рис. 98).

5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения боль­шим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.

В послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и попе­речном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям.

Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с актив­ными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлек­торное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стен­ки глотки.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал