Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II Политическое развитие США на рубеже XX-XXI в.






Соединённые Штаты Америки - федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия.

В основу конституционной системы положены три основных принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Высший орган исполнительной власти - президент США. Президент - глава государства, главнокомандующий вооружёнными силами. Избирается на четырёхлетний срок, причём может занимать этот пост не более чем два срока. Президент и вице-президент избираются посредством непрямых (двухступенчатых) выборов с помощью коллегии выборщиков.

Отбор выборщиков происходит на партийных съездах в каждом штате или их выбирает партийное руководство штатного уровня. Обычно в роли выборщиков выступают сенаторы и конгрессмены, популярные политики или люди, лично близкие к кандидату в президенты. Таким образом, ко дню выборов в каждом штате существуют два списка выборщиков, представленных Демократической и Республиканской партиями. В некоторых штатах имена выборщиков заносятся в избирательные бюллетени, в других - нет. После подведения итогов голосования губернатор утверждает список выборщиков, представленный партией, чей кандидат выиграл выборы в этом штате - эти люди и избирают президента. Формально они должны голосовать в соответствии с волей избирателей, но федерального закона с таким требованием нет. Во всех штатах выборщики несут ответственность перед назначившей их партией.

Число выборщиков от каждого штата равно числу его представителей в Конгрессе (2 сенатора и члены палаты представителей, количество которых равно количеству избирательных округов на территории штата). Федеральный округ Колумбия, то есть столица страны - Вашингтон, в Конгрессе не представлен, но на президентских выборах имеет столько выборщиков, сколько бы он имел, если бы был штатом. Наибольшее количество выборщиков (55 человек) приходится на наиболее населённый штат - Калифорнию (представленную в Конгрессе 53 членами Палаты представителей и 2 сенаторами), а наименьшее - Монтана, Аляска, Вермонт, Делавэр, Вайоминг, Южная Дакота и Северная Дакота (по три). Флориду представляют 29 выборщиков, Техас - 38.

Каждый штат сам решает, как распределить отведенные ему голоса. В большинстве штатов голоса всех выборщиков автоматически получает тот кандидат, который набирает простое большинство голосов избирателей. Исключение составляют штаты Мэн (4 выборщика) и Небраска (5), законы которых предусматривают иной порядок. В каждом из избирательных округов этих штатов избирается по одному выборщику, а оставшиеся два места определяются в соответствии с голосованием в штате в целом.

Существует так называемый «План Амара» (en: Amar Plan), в соответствии с которым штаты, присоединившиеся к соглашению, будут отдавать свои голоса кандидату, получившему большинство голосов в масштабе всей страны, как только количество голосов выборщиков этих штатов превысит необходимый для победы минимум (270 голосов), что должно привести к введению на практике всенародных прямых выборов при условии соблюдения выборщиками этого соглашения. К концу 2014 года к соглашению присоединились штаты Мэриленд, Нью-Джерси, Иллинойс, Гавайи, Вашингтон, Массачусетс, округ Колумбия, Вермонт, Калифорния, Род-Айленд и Нью-Йорк, имеющие в сумме 165 голосов из 270 необходимых.

Для избрания президентом Соединенных Штатов лицо должно быть урождённым гражданином США, по меньшей мере 35-летнего возраста и жить в стране не менее 14 лет.

Кандидаты в президенты выдвигаются от одной из политических партий США, и в этом случае каждая из сторон разрабатывает метод (например, общепартийные национальные праймериз), который позволяет выбрать того, кто, по мнению партии, лучше подходит для выдвижения на эту должность. Члены партии официально выдвигают кандидатуру на должность президента от имени партии.

ПРАЙМЕРИЗ - предварительные выборы внутри партии.

Высший орган законодательной власти - двухпалатный Конгресс США:

Палата представителей США - нижняя палата Конгресса США. В ней представлен каждый штат пропорционально численности населения. Количество мест в палате постоянно и составляет 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Каждый представитель штата занимает своё место в течение двух лет и может быть переизбран неограниченное количество раз. Главой палаты является спикер, избираемый членами палаты. (Джон Бейнер из Республиканской партии).

Кандидат в члены Палаты представителей должен быть не моложе 25 лет, быть гражданином США по крайней мере последние семь лет, и жить в том штате, который он будет представлять.

Основной функцией Палаты является принятие федеральных законов, то есть таких законов, которые действуют на территории всех штатов. Билли, принятые в Палате, также проходят обсуждение в Сенате и визирование Президентом, прежде чем станут законом. Законопроекты президента США по своему статусу не ниже законов конгресса.

БИЛЛЬ - закон или постановление.

Основное полномочие Сената - кадровые назначения и контроль. Кабинет министров формируется президентом «по совету и согласию» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.

Сенат США - верхняя палата. Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых сроком на 6 лет. Выборы сенаторов прямые и они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года в порядке ротации переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат - весь штат.

Сенатором США может быть избрано лицо, достигшее 30-летнего возраста, являвшееся гражданином США как минимум предшествующие выборам 9 лет и являющееся жителем штата, который желает представлять.

Каждый сенатор имеет один голос, решение считается принятым, если за него проголосовало большинство.

Вице-президент США (Джозеф Байден из партии Демократов) является председателем Сената, однако участвовать в голосовании может лишь в тех случаях, когда голоса делятся поровну.

Только Сенат имеет исключительное право рассматривать все дела в порядке импичмента.

ИМПИЧМЕНТ - процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.

Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или дают торжественное обещание. Когда рассматривается дело Президента США, на заседании председательствует Председатель Верховного суда США; ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третьих присутствующих сенаторов.

За всю историю США их было 3: 1868 год президент Эндрю Джонсон 17 президент демократ (незаконная отставка военного министра с поста); 1974 год Ричард Никсон 37 президент республиканец (дело Уотергейта); 1998-1999 гг. Билл Клинтон 42 президент демократ (связь со стажёркой Моникой Левински).

Сенат использует постоянные и временные комитеты (и их подкомитеты) для различных целей, в том числе рассмотрение законопроектов и надзор за исполнительной властью. На данный момент Сенат США имеет 16 постоянных комитетов (министерств).

Судебная ветвь состоит из федеральных окружных судов, 11 федеральных судов и Верховного суда. Федеральные судьи назначаются президентом на пожизненный срок.

Штаты США.

Каждый штат имеет свою Конституцию, Законодательное собрание, губернатора, верховный суд и столицу. Административное деление штатов прописано в их конституциях. Так же как и Конгресс, законодательные собрания штатов являются двухпалатными (кроме Небраски), и, в большинстве штатов, созданы по образцу Конгресса США.

Легислатура штата - законодательный орган штата США.

В силу исторической традиции законодательные собрания разных штатов носят разные официальные названия. В 24 штатах законодательный орган именуется собственно «законодательным собранием штата»; в 19 штатах - «Генеральной ассамблеей». В ряде штатов - именуются Генеральным советом либо Законодательной ассамблеей. Законодательные собрания большинства штатов собираются на сессии один раз в два года. Для сохранения реальной власти законодательного собрания в межсессионный период создаётся законодательный совет, в состав которого могут входить от пяти членов до полного состава законодательного собрания. (Как правило, законодательное собрание штата избирается на двухлетний срок)

Порядок формирования ветвей власти в штатах во многом аналогичен федеральному, за исключением судебной власти. Конкретная продолжительность срока и количество верховных судей меняется от штата к штату в соответствии с местной конституцией.

Во главе каждого штата стоит губернатор, избираемый населением штата. В большинстве штатов губернатор может избираться не более чем на два четырёхлетних срока.

Параллельно избирается вице-губернатор, который может принадлежать к другой политической партии.

В штатах Аризона, Мэйн, Нью-Хемпшир, Орегон, Теннеси, Западная Вирджиния и Вайоминг местные конституции должностей вице-губернатора не предусматривают, и соответствующие функции возлагаются на президента сената штата. Кроме того, в штатах Теннесси и Западная Вирджиния вице-губернаторы выбираются сенатом штата.

Основа построения государственной системы в США заключается в том, что она строится от штатов к федерации, а не наоборот, и каждый штат обладает полным суверенитетом на своей территории, за исключением того, что было передано федеральному правительству. Поэтому штаты принимают свои законы и имеют свои налоги, а конституции многих штатов гораздо длиннее и подробнее, чем Конституция США. Однако Конституция и законы штатов не должны противоречить Конституции США.

К компетенции штатов относится все, кроме того, что было передано в ведение федерального правительства.

В ведении федерального правительства находятся такие области как:

1. образование, в том числе финансирование государственных школ и вузов и управление ими,

2. строительство транспортной инфраструктуры,

3. выдача лицензий предпринимателям и специалистам,

4. обеспечение общественного порядка и уголовного правосудия,

5. выдача водительских прав и разрешений на заключение брака,

6. надзор над финансируемыми государством больницами и домами престарелых,

7. управление парками,

8. надзор над выборами (включая федеральные выборы),

9. руководством национальной гвардией штата.

Определяющую роль при выборах Конгресса, президента США, губернаторов и иных должностных лиц играют политические партии.

В США исторически сложилась двухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают кандидаты от двух партий:

- демократической;

- республиканской.

В прошлом демократическая партия, основанная в 1828г. представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская, основанная в 1854 г., интересы промышленно Севера. После отмены рабства в 1865г. различия между партиями стали минимальными.

В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на северо-востоке страны, ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. У демократической партии сильные позиции на Юге, часто ее избирателями являются бедные слои населения, а также чернокожие и испаноязычные.

Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически невозможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии (т. е. не будучи ее кандидатом) и ее организационных структур (аппарата).

На всех выборных должностях, включая президента США, республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. Соперничество партий заставляет выборных лиц всегда быть " в форме". В то же время, поскольку цели партий схожи, государственный курс в целом остается тем же.

В США предпринимались попытки создать другие партии, помимо демократической и республиканской, выдвинуть " третьего кандидата", но все они заканчивались провалом. " Третьи" партии имели временный характер, были маловлиятельны и быстро рассыпались, не сумев поколебать сложившуюся двухпартийную систему.

Таким образом, двухпартийную систему США следует назвать высоко консолидированной. Этим она сильно отличается от двухпартийных систем других стран.

Итак, почему же в США нет сильных «третьих партий», почему вся политическая жизнь концентрируется вокруг республиканцев и демократов?

- Существование мажоритарной системы относительного большинства, препятствующей малым партиям.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.

- Федерализм, требование получить право на участие в выборах в каждом штате отдельно. Это правило особо губительно для партий, которые хотят выставить кандидата на выборы президента США. Им приходится регистрировать своего выдвиженца в 50 штатах по отдельности, далеко не всем удается выполнить эту норму.

- Требование постоянного подтверждения права на участие в выборах путем либо высоких результатов в ходе голосования (в некоторых штатах эта цифра составляет 1%, но в некоторых 20%), либо сбора подписей. При этом во многих штатах нужно собрать 1-2% (или более) подписей от числа голосовавших на выборах губернатора или президента (или от числа избирателей штата), что иногда составляет десятки тысяч. Сделать это зачастую нужно за короткий срок. Например, в Аризоне, чтобы получить право на участие в выборах, нужно собрать более 20000 подписей избирателей.

- Малые партии зачастую не допускаются к праймериз. Кандидаты в президенты могут быть выдвинуты только съездом. Казалось бы, мелочь. Однако мелочь важная. Партийные праймериз в США осуществляются на государственном уровне. Избиратель должен зарегистрироваться в качестве сторонника той или иной партии. После этого он получает право на участие во внутрипартийных выборах. Естественно, если нет праймериз, нет и зрелищного состязания между кандидатами.

- Малые партии и независимые кандидаты отсечены от денежных потоков и потому не способны вести эффективную предвыборную кампанию. Исключения бывают только в тех случаях, когда в политику приходит очень богатый человек или же если малую партию или независимого кандидата финансируют республиканцы или демократы с целью расколоть электорат конкурента.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал