Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предшествующие события






7 сентября 1977 года в Вашингтоне глава Панамы Омар Торрихос и президент США Джимми Картер подписали соглашение, в соответствии с которым 31 декабря 1999 года США должны были передать контроль над Панамским каналом правительству Панамы. В середине 1980-х годов в связи с нежеланием правительства Панамы пересмотреть условия соглашения, отношения между США и Панамой начали ухудшаться, правительство США начало оказывать давление на правительство Панамы.

В 1984-1985 годы правительство Панамы получило рекомендации Международного валютного фонда по проведению экономических реформ, в поддержку которых выступили США. Выполнение этих реформ привело к ухудшению условий жизни населения Панамы и вызвало демонстрации протеста и рост антиамериканских настроений. В 1985 году правительство Панамы начало проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, которая не совпадала с внешнеполитическим курсом правительства США. В границах этой политики, Панама начала укреплять связи со странами Центральной и Южной Америки.

С начала 1987 года, после того, как правительство Панамы отказалось предоставить США территорию страны для ведения деятельности против Никарагуа, отношения между Панамой и США ещё более ухудшились, с этого времени США непрерывно осуществляли дипломатическое, экономическое, военно-политическое и информационно-психологическое давление на правительство Панамы.

В июне 1987 года министр иностранных дел Панамы Хабадиа Ариас направил госсекретарю США ноту протеста в связи с непрекращающимся вмешательством США во внутренние дела Панамы.

В июле 1987 года правительство США объявило о прекращении экономической и военной помощи Панаме.

В марте 1988 года правительство США установило запрет на оказание и предоставление любой помощи Панаме.

В апреле 1989 года президент США принял решение о введении экономических санкций против Панамы.

3 октября 1989 года группа офицеров панамской армии при поддержке США предприняли попытку вооружённого переворота с целью смещения Норьеги. Эта попытка не увенчалась успехом. Правительство США осудило действия Норьеги за нежелание идти по демократическому пути.

10 ноября 1989 года президент Панамы Франсиско Родригес встретился на пресс-конференции с советскими журналистами. Он сообщил, что сложное социально-экономическое положение в Панаме вызвано враждебной политикой правительства США, которое не устраивает отказ правительства Панамы уступить требованиям, выдвинутым правительством США. Президент Франсиско Родригес также сообщил, что Панама готова к нормализации отношений с США на основе уважения свободы и суверенитета и невмешательства США во внутренние дела Панамы. Кроме того, президент Франсиско Родригес сообщил, что Панама планирует расширение связей со странами мира (в том числе, с СССР), чтобы уменьшить уязвимость Панамы вследствие зависимости экономики страны от «одной из великих держав».

Правительство США приняло решение о проведении военной операции против Панамы. В официальном заявлении государственного департамента США были названы следующие причины операции:

· защита граждан США, которые находились на территории Панамы;

· защита Панамского канала;

· поддержка демократически избранных государственных деятелей Панамы;

· смещение генерала Норьеги с руководящих постов и предание его суду как уголовного преступника (на основании решения американского суда).

Первоначальный план военной операции против Панамы в сентябре 1989 года был изменён и получил новое наименование.

15 декабря 1989 года Мануэль Норьега, выступая в панамском парламенте, заявил, что страна находится в состоянии войны с США.

Решение на проведение операции «Правое Дело» было принято президентом США Джорджем Бушем-старшим 17-18 декабря 1989 года.

В результате вторжения США правительство страны было свергнуто.

20 декабря 1989 года пост президента Панамы занял победитель президентских выборов мая 1989 года Гильермо Эндара, который был приведён к присяге на военной базе США.

2. В 1990–1991отправка солдат в Саудовскую Аравию для участия в коллективной военной акции против Ирака.

Война Ирака против коалиции западных и арабских государств, вызванная иракской агрессией против Кувейта.

Ирак вторгся в Кувейт в августе 1990 года, снова, как в 60-е годы, предъявив претензии на право управлять эмиратом, каковой в иракской традиции считается бывшей частью Османской империи, обвинив южного соседа в воровстве нефти (бурение по технологии наклонных скважин, которая была специально предоставлена Кувейту США) из приграничных месторождений Ирака, а также в участии в международном антииракском заговоре.

После оккупации Кувейта на кувейтско-саудовской границе появилась крупная группировка вооружённых сил Ирака. Почти сразу же стали происходить пограничные инциденты, связанные с нарушением иракскими подразделениями международной границы между странами. Намерения президента Ирака Саддама Хусейна оставались неясными. Ряд западных аналитиков предполагали, что теперь он может попытаться вторгнуться в Саудовскую Аравию, располагавшую явно недостаточной армией для отражения подобного вторжения. Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок. Ввиду этих соображений, США предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения. После некоторых колебаний король страны Фахд дал своё согласие. Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска. Операция по обеспечению безопасности страны получила название «Щит пустыни».

29 ноября 1990 года, после провала многочисленных попыток склонить Ирак к мирному урегулированию кризиса, СБ ООН принял резолюцию. Резолюция предоставляла Ираку полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномочиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе». Это означало, что ООН предоставила уже сформировавшейся на тот момент коалиции Многонациональных Сил (МНС) право на проведение военной операции по освобождению Кувейта.

17 января 1991 войска МНС начали боевую операцию по освобождению Кувейта.

17 января - 24 февраля 1991 - бесконтактная фаза: массированные удары с воздуха, в которых было задействовано до 1000 самолетов, которые базировались как на наземных военно-воздушных базах, так и на 6 авианосцах. Ирак отвечал обстрелами территории Саудовской Аравии (принимавшей участие в войне) и Израиля (не принимавшего участия в войне) баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» - сливом нефти в Персидский залив.

29 января - 1 февраля 1991 - битва при Хафджи.

24 февраля - 28 февраля 1991 - наземная операция, завершившаяся освобождением Кувейта и восстановлением статус кво. Более раннее название операции - «Меч пустыни». Командующий межнациональными силами нанес основной удар не на кувейтском направлении, где его ожидало иракское командование, подготовившее там статичную оборону, а западнее, в пустынном районе вдоль саудовско-иракской границы. Столица Кувейта была освобождена за двое суток; наступающие с запада войска коалиции подошли к Басре, практически окружив отходившие из Кувейта иракские силы. 26 февраля Саддам Хусейн в выступлении по радио поздравил иракцев с победой над коалиционными силами, но признал, что иракские войска вынуждены покинуть Кувейт. Утром 28 февраля он объявил о прекращении огня и принятии Ираком всех требований ООН. 3 марта фельдмаршал армии Саудовской Аравии и командующий межнациональными силами на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня.

Война имела тяжёлые экологические последствия для региона. В последние недели оккупации Кувейта иракские войска организовали сброс нефти в Персидский залив. Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее, до конца войны в залив вылилось около 8 млн. баррелей нефти. Это нанесло серьёзный ущерб экологии Персидского залива. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре. После окончания войны из-за густого дыма от горящих скважин разбился транспортный самолет Саудовской Аравии, перевозивший сенегальских солдат антииракской коалиции. В Кувейте, Турции, ОАЭ шли чёрные дожди. На «высыхание» 320 озёр ушло всё последующее десятилетие.

Армии антииракской коалиции широко использовали боеприпасы, содержащие обеднённый уран.

Кувейт понёс большие экономические потери в результате оккупации и войны.

Преемник Рейгана Дж. Буш-старший первоначально был настроен скептически в отношении Горбачева и несколько замедлил темпы американо-советского сближения. Но советский лидер дал согласие на свободные выборы в Восточной Европе, вывел войска из Афганистана, сократил военное присутствие СССР в государствах «третьего мира» и не стал создавать препятствий объединению Германии - все это в конечном итоге расположило к нему новую администрацию.

3. В июле 1991г. был подписан договор СНВ-1 (Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений).

Согласно СНВ-1 стороны должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой из них осталось не более 6 тысяч боезарядов.

Билл Клинтон

США при Клинтоне активно участвовали во внешней политике. Крупнейшими внешнеполитическими шагами администрации Клинтона были:

1.Налаживание тесных отношений с Россией;

Ø С Россией был заключен договор СНВ-2 в 1993г.

В соответствии с первоначальными условиями договора, подписавшие его стороны взяли на себя обязательство сократить свои стратегические ядерные силы (СЯС) в два этапа: первый этап совпадает с семилетним периодом выполнения Договора СНВ-1, заканчивающимся 5 декабря 2001 г., а второй этап заканчивается 5 декабря 2003 г.; к этой дате каждая из сторон не может развернуть более 3500 боезарядов (БЗ).

Ø Президенты России и США, Б. Ельцин и Б. Клинтон, на своей встрече 10 мая 1995г. подтвердили приверженность Договору по ПРО, заявив, что он является «краеугольным камнем стратегической стабильности», в условиях глубокого сокращения стратегических наступательных вооружений.

Ø В 1995 году Билл Клинтон выступил с лекцией в Москве в МГУ им. Ломоносова и стал почетным профессором этого университета.

Ø В марте 1997г. на новой встрече президентов России и США в Хельсинки была достигнута договоренность по высокоскоростным системам (т.е. системам с ракетой-перехватчиком, имеющей скорость более 3 км/сек.).

2. урегулирование гражданской войны в Боснии (Дейтонские соглашения 1995 г.);

Боснийская война (6 апреля 1992- 14 декабря 1995;) - острый межэтнический конфликт на территории Республики Босния и Герцеговина (бывшая Югославия) между вооружёнными формированиями сербов, боснийцев и хорватов. Война началась вследствие распада Югославии. Вашингтон устраивало существование на месте бывшей Югославии нескольких небольших демократических государств, так как это упрощало усиление влияния США в регионе. В то же время Сербия являлась той республикой, вокруг которой была образована СФРЮ, и именно она вместе с Черногорией долгое время выступала за ее сохранение. Таким образом, Сербия служила препятствием для продвижения американских интересов на Балканах. Наконец, сербское население в Боснии и Герцеговине и Хорватии тяготело к единству с Сербией, создавая нестабильность в этих республиках и представляя угрозу их территориальной целостности. Вследствие этого Союзная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории) стала противником Соединенных Штатов не только в вопросе признания Боснии и Герцеговины, но и государством, у которого имелись стратегические разногласия с Вашингтоном. В этой связи Соединенные Штаты отказались признать СРЮ (Союзная Республика Югославии (Сербия и Черногория), а также добились в Совете Безопасности ООН введения жестких санкций против нее.

Под давлением США было подписано Дейтонское соглашение - соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина 1992-1995гг. Согласовано в ноябре 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписано 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийцев Алиёй Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом.

Предусматривалось, что государство Босния и Герцеговина должно состоять из двух частей - Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Столицей осталось Сараево. Сербы получили 49% территории, боснийцы и хорваты - 51%.

3. Успешная для США война 1999г. против Югославии во главе со С. Милошевичем;

Косовская война - (28 февраля 1998-10 июня 1999г.) - вооружённый конфликт, вспыхнувший между албанскими сепаратистами и Союзной Республикой Югославией (Сербия и Черногория).

Косовская война - термин, которым характеризуют два параллельных во времени конфликты на территории Союзной Республики Югославии:

1. 28 Февраль 1998 - 24 марта 1999: Конфликт между албанскими сепаратистами и югославскими силами безопасности.

2. 24 марта - 10 июня 1999 год: Война НАТО против Югославии с одновременным наступлением албанских сил.

Первый - это конфликт в Косово (в то время автономном крае СРЮ), начатый 28 февраля 1998 этнически албанской Армии освобождения Косово, целью которой было получение независимости края, против сербской полиции и югославской армии.

Второй - это бомбардировки Югославии силами НАТО, которое длилось с 24 марта 1999 по 11 июня 1999. В 1999 году в военные действия вмешалась НАТО: массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты. В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО и переход края под управление ООН.

Косово - область в Сербии, населенная 90% албанцами.

4. Попытки урегулировать арабо-израильский конфликт (заключение договора 1993г. о создании Палестинской автономии).

В 1993 году американская администрация выступила в роли посредника на Ближнем Востоке, результатом чего стало заключение соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины.

13 сентября 1993 года председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин после длительных переговоров подписали в Вашингтоне «Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению» (так называемое «соглашение Осло-1», договорились в Норвегии), по условиям которого ООП признала право Израиля на мир и безопасность и отказалась от терроризма и других видов насилия, а Израиль дал согласие на создание «Палестинской национальной администрации» (ПНА) на части территорий, находившихся под его контролем.

5. Клинтон также потратил большую часть своего усилия по внешней политике на попытке закончить конфликт в Северной Ирландии.

Конфликт в Северной Ирландии, в английской историографии известен как Смута - этнополитический конфликт в Северной Ирландии (Соединённое Королевство), вызванный спором между центральными британскими властями и местными республиканскими национальными организациями (представлявшими местное католическое население и имевшими левую направленность) касательно статуса региона. Главной силой, противодействовавшей Великобритании, была ИРА (Ирландская республиканская армия). В свою очередь главным противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его праворадикальные протестантские организации.

Формальным окончанием конфликта считается 10 апреля 1998 года - день, когда было подписано Белфастское соглашение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал