Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4






После сокращения и появления экрана над желанием получать это желание прекращает быть кли для получения и выходит из системы чистых сил, и вместо него отраженный свет используется как кли для получения, а кли желания получать переходит в систему нечистых сил.

16) После сокращения и установления экрана, которое произошло на это кли, называющееся желанием получать, оно отменяется, отделяется и выходит из всей системы чистых сил, и вместо него отраженный свет становится кли для получения (как это описано в части 3). И знай, что в этом и состоит все отличие АБЕ”А чистых сил от АБЕ”А нечистых сил, т.к. кли для получения в АБЕ”А чистых сил – это отраженный свет, исправленный в совпадении свойств с Бсконечностью, а АБЕ”А нечистых сил пользуются желанием получать, которое сокращено, и это форма, противоположная Бесконечности. И этим они отсечены и отделены от жизни жизней, т.е. от Бесконечности.

Человек питается осадками от системы нечистых сил и потому пользуется желанием получать, подобно им.

17) И этим пойми корень всех неисправленностей, который входит сразу в замысел творения насладить сотворенных. И после всего развития 5 общих миров: Адам Кадмон и АБЕ”А, и раскрытия клипот также в 4 мирах АБЕ”А нечистых сил, в виде «это против этого создал Творец», теперь имеется перед нами уродливое материальное тело, о котором говорится, что склонности сердца человека злы с его младенчества, поскольку все его питание с младенчества – от осадков клипот, а вся суть клипот и нечистых сил – это форма «желания только получать», имеющаяся в них, и нет в них от желания отдачи ничего. И этим они являются противоположными Творцу, поскольку в Нем нет желания получать нисколько, а все Его желание – только отдать и насладить. И потому клипот называются мертвыми, т.к. из-за противоположности свойств от жизни жизней являются отсеченными от Него, и нет в них от света Творца ничего. И поэтому также и тело, питающееся от осадков клипот, является тоже отсеченным от жизни, и оно полно грязи. И все это – вследствие «желания только получать» и не отдавать, присущего ему. Т.к. его желание постоянно готово получить весь мир и целиком его проглотить. И потому грешники при их жизни называются мертвыми, т.к. вследствие отличия их свойств до противоположности от их корня, поскольку нет в них от свойств отдачи ничего, они отсечены от Творца и являются мертвыми полностью. И несмотря на то что иногда кажется, что и в грешниках имеется что-либо от свойств отдачи, когда подают милостыню и т.п., однако уже сказано о них в Зоар, что все то добро, что они делают, они делают для самих себя, т.к. главное их намерение при этом – для себя и самоуважения. Однако праведники, занимающиеся Торой и заповедями с намерением не получать награды, а только доставить наслаждение Творцу, очищают этим свои тела и обращают свои кли для получения в свойство отдачи. Как сказал Рабейну аКадош (раби Йегуда аНаси): «открыто и известно Тебе, что я не наслаждался даже в размере мизинца» (Ктовот, 104). И этим они являются полностью слитыми с Творцом, т.к. их свойства полностью совпадают с Его, без какого бы то ни было отличия свойств вообще. И это то, что пояснили мудрецы о высказывании: «и спросил у Циона, с кем ты»? И пояснили (в «Предисловии к книге Зоар», п.67): «с кем вы в сотрудничестве», что праведники сотрудничают с Творцом в том, что Он начал творение, а праведники завершают творение тем, что обращают кли получения в кли отдачи.

Все творение заключено в мире Бесконечности и нисходит из уже существующего. И только желание получать одно является вновь созданным и происходит из ничто.

18) И знай, что все обновление, созданное Творцом при этом сотворении, – это то, что сказали мудрецы, что Он создал это «еш ми айн» – из ничто. И это обновление не относится ни к чему, кроме формы желания насладиться, свойственной каждому творению. И кроме этого, не обновилось ничего в виде сотворения, как сказано: излучает свет и творит тьму. И пояснил Рамбан, что слово «творит» указывает на обновление, т.е. на то, чего не существовало до этого. И мы видим, что не говорится: творит свет, и это потому, что нет в нем обновления в виде создания «еш ми айн», из ничто. Свет и все, входящее в свет, т.е. все приятные ощущения и понятия в мире, все это исходит «еш ми еш» – из существующего, т.е. все это уже включено в Творца, и поэтому нет в них обновления, и потому говорится: излучает свет, показать, что нет в нем свойства обновления и сотворения, а вот о тьме, включающей все неприятные ощущения и понятия, сказано: и творит тьму, т.к. создал это «еш ми айн» – из ничто буквально. Т.е. нет этого в Творце совсем, и обновляется, создается сейчас, и корень всего этого – свойство «желания насладиться», включенное в света, распространяющиеся от Творца. В начале это только «темнее», чем свет, и потому называется тьма относительно света, однако в конце развиваются и выходят по этой причине клипот, нечистые силы (ситра ахра), и грешники, которые полностью отсечены вследствие этого от корня жизни. И это, как написано: «и ноги ее спускаются в смерть». Пояснение. Ноги указывают на окончание, и говорится, что это ноги малхут, являющейся свойством желания насладиться, имеющегося при распространении света Творца, и в конце развивается из нее свойство смерти для нечистых сил (ситра ахра) и для тех, кто ими питается и стремится к нечистым силам.

Поскольку мы – ветви, исходящие из Бесконечности, то находящееся в нашем корне воспринимается нами как наслаждение, а отсутствующее в нем – как обуза и страдание.

19) Однако здесь возможно непонимание, поскольку это изменение свойств в виде желания получать – оно обязательно должно быть создано в творениях, а если нет, как они смогут исходить из Творца и выйти из состояния Творца в состояние творения? Ведь это непредставимо иначе, как посредством изменения свойств, как сказано выше.

И еще вопрос: но ведь эта форма желания наслаждаться – это главное качество всего творения, и замысел творения является ее причиной, и это также мера количества добра и наслаждения, как мы это подробно рассмотрели выше, и она поэтому называется местом, почему же о ней говорится, что она называется тьмой и нисходит до свойства смерти, создавая в нижних получающих прерывание и отделение от жизни жизней?

И еще: следует понять, в чем причина столь сильного страха, охватывающего получающих по причине отличия свойств от Творца, и почему имеется столь сильный гнев?

И чтобы объяснить достаточно ясно эти тонкие понятия, следует прежде выяснить источник всех наслаждений и страданий, ощущаемых в нашем мире. Известно, что природа каждой ветви совпадает с ее корнем. Поэтому все свойства, присущие корню, будет желать также и ветвь, полюбит их и будет стремиться к ним. А от всех свойств, которых не имеется в корне, ветвь также будет отдаляться, не сможет их терпеть и будет ненавидеть. И этот закон действует в каждом корне и его ветви, и это непреложно. А поскольку Творец – корень всех творений, которых создал, то все, имеющееся в Нем и исходящее к нам от Него прямым образом, будет нравиться нам и будет приятным, поскольку наша природа близка к корню. А все свойства, которых не имеется в Творце и они не исходят от Него прямым образом, кроме присущих самому творению, будут против нашей природы, и нам будет тяжело их терпеть. Таким образом, мы любим покой и ненавидим движение до такой степени, что мы не делаем никаких движений, кроме как для того, чтобы достичь покоя. И это из-за того, что наш корень не обладает движением, а только покоем. В Творце нет никакого движения вообще, поэтому и нашей природе оно противоречит и ненавидимо нами. Таким же образом мы любим мудрость, силу, богатство и все хорошие качества, вследствие того что они имеются в Творце, являющемся нашим корнем, и ненавидим их противоположность: невежество, слабость, нищету, унижение и т.п. из-за того, что они отсутствуют абсолютно и полностью в нашем корне и потому отвратительны для нас, и мы ненавидим их до нестерпимости.

Однако необходимо исследовать, как это может быть, чтобы к нам попало что-либо, и это не было бы прямым образом от Творца, а было бы присуще самому творению? Ведь на что это похоже – например, на то, что какой-то богач приглашает бедняка с улицы, кормит его, поит и одаривает деньгами и драгоценностями изо дня в день, каждый день все больше. И следует различить, что этот бедняк ощущает в огромных подарках богача два вкуса, отличающихся друг от друга, одновременно. С одной стороны, ощущает огромное, бесконечное наслаждение от множества подарков. С другой стороны, ему тяжело стерпеть такое множество благодеяний, и он испытывает стыд при их получении, и это причиняет ему неудобство, вследствие множества подарков, которое растет раз за разом. И конечно, наслаждение, которое он испытывает от подарков, приходит к нему прямо от богача, дающего их. Однако нестерпимое неудобство, которое он ощущает в подарках, не исходит от дарителя-богача, а из собственной сущности получающего. В нем пробуждается стыд по причине получения и бесплатного, незаслуженного дарения, и в действительности и это тоже исходит от богача, конечно, только непрямым образом.

Поскольку желание насладиться не находится в нашем корне, мы ощущаем от этого стыд и нестерпимость. И, как сказали мудрецы, чтобы исправить это, «приготовил» Творец в этом мире возможность усилий в Торе и заповедях, чтобы обратить желание получать в желание отдать.

20) Из всего сказанного выясняется, что все свойства, приходящие к нам непрямым образом от Творца, в них будет ощущаться нестерпимость, и это против нашей природы. И из этого пойми, что новое свойство, которое создалось в получающем, а именно «желание насладиться», в нем нет в действительности никакого уменьшения и ущерба относительно Творца, и более того, в нем главная суть всего им сотворенного, а без него нет никакого сотворения вообще, однако получающий, который имеет это свойство, ощущает в этом из-за себя самого нестерпимость, потому что этого свойства нет в нашем корне, и обдумай глубоко.

И из этого мы можем понять пояснение мудрецов, что этот мир создан потому, что человек, получающий вознаграждение незаслуженно, стыдится смотреть в глаза дающему. И это показалось очень странным, а теперь нам ясно, что здесь говорится об отличии свойств в «желании насладиться», которое обязательным образом имеется в душах (нешама) вследствие того, что человек, получающий вознаграждение незаслуженно, стыдится смотреть в глаза дающему, т.е. каждый получающий подаяние испытывает стыд при получении вследствие отличия свойств от корня, в котором нет этого свойства получения. И для того чтобы исправить это, Творец сотворил этот мир (Олам аЗе), и нешама приходит в него и облачается в тело, и посредством занятий Торой и заповедями с намерением доставить наслаждение Творцу обращает кли получения нешамы в кли отдачи. То есть с ее собственной стороны нет стремления к этому наслаждению, а получает наслаждение, чтобы доставить наслаждение Творцу, который желает, чтобы души насладились его светом. И вследствие того что она чиста от желания получить для самой себя, она более не стыдится смотреть в глаза дающему и раскрывает таким образом полное совершенство сотворенных.

И смысл необходимости и обязательности такого длинного развития до нашего мира выяснится далее, т.к. эту огромную работу – обратить свойство получения в свойство отдачи, не проделать иначе, как в этом мире, как это будет описано далее.

Грешники дважды проигрывают, а праведники наследуют вдвойне.

21) Обратим внимание, что грешники проигрывают дважды, потому что хватают веревку за оба конца. Наш мир создан совершенно опустошенным от подлинного наслаждения, и для того чтобы приобрести какие-либо приобретения, необходимо движение, а известно, что умножение движений приносит человеку огорчение, потому что это исходит от Творца непрямым образом. Однако оставаться опустошенным, без приобретений и благ, также невозможно, потому что это также противоречит корню, ведь корень полон всех благ. И потому в страдании выбирают приумножение движений, чтобы достичь наполнения в виде приобретений. Однако вследствие того что все их приобретения и богатства только для самих себя, и если есть у него сто, желает двести, и получается, что нет у него в день смерти даже половины желаемого. И терпят страдания с двух сторон: и огорчения от умножения движений, и огорчения от отсутствия приобретений, т.к. недостает им половины желаемого. А праведники в своей стране наследуют дважды, т.е. и то, что обращают свое «желание получать» в желание отдачи, и то, что получают с намерением ради отдачи, и поэтому выигрывают дважды, потому что кроме того, что постигают совершенное наслаждение и изобилие приобретений, они постигают также совпадение свойств с Творцом, и этим достигают подлинного слияния и тогда находятся в состоянии покоя, т.к. наслаждение нисходит к ним свыше, безо всякого движения и усилий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал