Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1






«Знай, что прежде, чем были созданы создания и сотворены творения, простой высший свет наполнял всю реальность» (Ари, «Эц хаим», шаар 1, эйхал 1). Эти слова требуют пояснения. Прежде чем были созданы миры, каким образом существовало там место для реальности, чтобы «простой свет заполнял ее всю»? А также то, что появилось желание сократиться, чтобы «раскрыть этим совершенство Его деяний» – может показаться из сказанного в книге, что вроде бы имелось там какое-то несовершенство? И также вопрос о центральной точке, «которая в Нем», в которой произошло сокращение – это очень странно, ведь он уже сказал, что там «не было ни начала ни конца», а если так, то каким образом имеется центр? При всем том эти слова глубоки, как море, и потому я должен подробно их выяснить.

Нет ничего в мироздании, чего бы не существовало в Бесконечности. Понятия, противоположные в нашем восприятии, находятся в Бесконечности в простом единении и единстве.

1) Знай, что нет ничего в нашем мире, ни в том, что мы ощущаем нашими органами чувств, ни в том, что мы познаем нашим разумом, что не существует и не находится в самом Творце, ведь все исходит из Него и ничего не может дать такого, что не имелось бы в Нем. И этот вопрос уже подробно выяснен в книгах. Однако необходимо понять, что те понятия, которые в нашем восприятии разделены или противоположны, например, понятие «наука» отличается от понятия «сладость», ведь наука и сладость – два отдельных понятия. Или понятие «деятель» – оно, конечно, отличается от понятия «действие», ведь деятель и его действие – это обязательно два отдельных понятия. А тем более понятия противоположные, такие как сладость и горечь и т.д., они, конечно, определяются каждое само по себе. Однако в Творце находятся наука и наслаждение, сладость и горечь, деятель и действие и все прочие отличающиеся и противоположные свойства и формы, – все они включены и объединены в Его простом свете, без разделения и отличий между ними вообще, в категории «Один, Единственный, Единый». Один – указывает на то, что Он полностью однороден. Единственный – указывает на исходящее из Него, что все это множество форм объединено в Нем воедино, в Его сущности. Единый – указывает, что хотя Он производит множество действий, однако единая сила делает все это, и все они снова возвращаются и объединяются воедино, и этот единый образ поглощает все формы, которые представляются нам в Его действиях. И это очень тонкие понятия, и не любой разум может вынести, воспринять это. Рамбан объясняет в комментарии на книгу «Ецира» (гл.1, м.7) понятие Его единства в виде Один, Единственный, Единый: «Существует различие между (понятиями) Один, Единственный, Единый». И поясняет: «Когда Он объединяет действия в единую силу, называется Единый. Когда Он разделяет действия, каждая Его часть называется Единственный. А когда Он полностью однороден, называется Один». Пояснение: «объединяет действия в единую силу», означает, что действует, чтобы насладить, как это и соответствует Его единству, и нет изменений в Его действиях. «Когда Он разделяет действия», т.е. Его действия отличаются друг от друга, и выглядит якобы как делающий добро и делающий зло, то называется Единственный, т.к. во всех Его различных действиях имеется единое свойство – насладить. И находим, что Он – един во всех действиях и не изменяется в различных действиях. «А когда Он полностью однороден, то называется Один», т.е. Один – указывает на Его сущность, что в Нем все противоположности – в полной однородности. И как пишет Рамбам: «В Нем узнающий, узнаваемое и знание – это одно. Т.к. очень возвышенны Его мысли над нашими мыслями и Его пути – над нашими путями».

Два отличия во влиянии свыше: до его постижения получающим и после его получения.

2) И научись на примере тех, кто ел «ман» (манна). Ман называется «хлебом с неба», т.к. он не материализуется в облачениях нашего мира. И сказали мудрецы, что каждый ощущал в нем все, что он желал. Находим, что в нем обязательно имелись противоположные свойства, т.е. один ощущал в нем сладкий вкус, а второй – вкус острый и горький, и в самом мане были, конечно, включены обе противоположности вместе, т.к. ничего не может дать такого, что не имелось бы в нем. А если так, то каким образом могут две противоположности быть в одном объекте?

И мы неизбежно должны признать, что он простой и свободен от обоих вкусов и только состоит из них таким образом, что материальный получатель может выделить для себя тот вкус, который пожелает. И на этом примере пойми любое духовное понятие, что само по себе – оно единое и простое, однако состоит из всего множества форм и свойств в мире. Но при его приходе к получателю, материальному и ограниченному, получатель выделяет в нем одну отдельную форму из всего множества форм, объединенных в этом духовном объекте. И потому всегда следует различать во влиянии свыше два вида: первый – это форма высшего наслаждения до прихода к получению, и это пока еще – свет простой и общий. Второй – после того, как наслаждение достигло получающего, что вследствие этого оно приобрело одну отдельную и частичную форму, в соответствии со свойствами получающего.

Как можно понять то, что нешама (душа) – это часть Творца.

3) И этим мы достигнем понимания того, что каббалисты говорят о сущности понятия «нешама» – душа: «нешама – это часть Творца свыше и нет в ней никаких изменений относительно «целого», кроме того, что нешама – это часть, а не «целое». И это подобно камню, отколотому от скалы, что суть камня и суть скалы одинаковы, и нет никакого отличия между камнем и скалой, кроме того, что камень – это только часть от скалы, а скала – это целое».

Таковы вкратце слова мудрецов, и слова эти вроде бы очень странные по своей сути, и наиболее сложно понять, как можно объяснить понятие отделения и части от Творца, подобные камню, отколотому от скалы. Ведь камень откалывают от скалы посредством топора и молота, но от Творца – как и чем можно отделить одно от другого.

Духовное отделяется в силу изменения свойств, как материальное отделяется «топором» – физической разделяющей силой.

4) И прежде чем приступим к выяснению этого, поясним суть понятия отделения, действующего в духовном: знай, что духовные объекты отделяются друг от друга только изменением свойств, т.е. если один духовный объект приобретает два свойства, то это уже не один, а два. Покажем это на примере душ (нефеш) людей, которые также являются духовными. Известен духовный закон, и его форма очень проста, как сказано выше. Имеется множество нефеш (душ), соответственно числу тел, и души светят в них, но они отделены друг от друга вследствие отличия свойств в каждом из них. И как сказали мудрецы, подобно тому, как их лица различны, так и их мнения различны. И есть у тела особенность выявлять свойства, форму нефеш настолько, чтобы определилось для каждой нефеш, самой по себе, что это нефеш хорошая, а это нефеш плохая, и т.д., отдельным образом.

И мы видим, что подобно тому, как материальные объекты разделяются, отсекаются и отделяются «топором», и движение их – в удалении местонахождения одной части от другой, так и духовные объекты разделяются, отсекаются и отделяются по причине отличия свойств между частями, и по мере их изменения – мера расстояния между частями. И запомни это получше.

Как формируется отличие свойств в творении относительно Бесконечности.

5) Однако пока еще это установлено только в нашем мире, в душах (нефеш) людей, но относительно нешама, о которой сказано, что это часть Творца свыше, пока не выяснили, каким образом она отделяется от Творца настолько, что ее можно назвать частью Творца. И нельзя сказать: «изменением свойств» – этого ни в коем случае нельзя говорить, ведь мы уже выяснили, что Творец – это простой свет, содержащий все разнообразие свойств и форм, включая противоположные формы и свойства, имеющиеся в мире, в простом единстве, в виде Один, Единственный и Единый. А если так, каким образом может сформироваться изменение свойств в нешама, чтобы она стала отличающейся от Творца и вследствие этого отделилась и стала называться «частью Творца»?

И действительно, эта сложность наиболее сильно проявляется в свете Бесконечности прежде сокращения, т.к. вся эта реальность перед нами, все миры, высшие и низшие вместе, определяются в двух видах: первый – это форма всей этой рельности прежде сокращения, где все было тогда без границ и без конца, и этот вид называется светом Бесконечности. Второй вид – это форма всей этой реальности после сокращения и ниже, где все уже в границах и мерах, и этот вид называется 4 мирами: Ацилут, Брия, Ецира, Асия. И знай, что в сущности Творца (ацмуто) не может мысль воспринять ничего, и нет в Нем никаких имен и названий, поскольку все, что не можем постичь, невозможно назвать по имени, ведь каждое имя – это постижение, которое показывает, какое свойство мы постигли в этом имени. И поэтому, конечно, в сущности Творца (ацмуто) нет никаких имен и названий, а все имена и названия – только в свете, который распространяется от Творца, и распространение света прежде сокращения, наполнявшее всю реальность без границ и без конца, называется по имени Бесконечность. И в соответствии с этим следует понять, что определяет свет Бесконечности и в чем он выходит из общей сущности (ацмуто) настолько, что его можно определить по имени, как мы это спросили выше относительно нешама.

Выяснение того, что говорится мудрецами: «Поэтому даны нам работа и усилия как вознаграждение для нешама (души), т.к. получающий подаяние испытывает стыд».

6) И чтобы понять хоть что-либо в таком высоком месте, следует подробно обсудить это. И займемся полюсом всей этой реальности, что перед нами, – ее общей целью, ведь нет деятеля без цели, и если так, то в чем она, эта цель, по причине которой создал Творец всю эту реальность, что перед нами, в высших мирах и в мирах низших. Однако мудрецы уже указали нам во многих местах, что все миры вместе были созданы только для Исраэля, выполняющего Тору и заповеди и т.п. Все это широко известно.

При этом следует понять вопрос мудрецов: если намерением при сотворении мира было насладить сотворенных, то зачем понадобилось Творцу создавать этот материальный мир, уродливый и полный страданий, ведь и без этого, конечно, мог бы насладить души (нешама) сколько пожелает, казалось бы? И зачем приводит душу (нешама) в это тело, такое уродливое и загрязненное? И на это ответили, что тот, кто получает подаяние, стыдится смотреть в глаза дающему. Это означает, что в каждом незаслуженном вознаграждении имеется дефект – стыд перед дающим, и чтобы души (нешама) избежали этого, создал этот мир, в котором существует факт, понятие работы и наслаждаются после приложения своих усилий, т.к. получают свою оплату в обмен на их усилия, и этим они спасаются от ощущения стыда.

Какое отношение между работой в течение 70 лет и вечным наслаждением, и нет бесплатного подарка, большего, чем этот.

7) И эти слова мудрецов очень неясны, со всех сторон. Ведь главное наше стремление и молитва: «от богатства в виде бесплатного подарка помилуй, упаси нас», и сказали мудрецы, что богатство в виде бесплатного подарка приготовлено только для душ (нешама) самых больших в мире. И наиболее неясно их основное пояснение, когда поясняют, что в бесплатном подарке имеется большой недостаток, т.е. стыд перед дающим, который появляется у каждого, получающего незаслуженный, бесплатный подарок, и для исправления этого дефекта приготовил Творец этот мир, в котором имеется факт, понятия усилий и работы, для того чтобы в будущем мире получили свою оплату, награду в обмен за их старания и усилия.

И их пояснение очень неясно, ведь это похоже на человека, который говорит другому: поработай на меня один маленький миг, и в награду за это дам тебе все наслаждения мира и удовлетворение страстей во все дни твоей жизни. И нет бесплатного подарка, большего, чем этот, ведь у награды нет никакого сравнения с работой, поскольку работа производится в этом мире, мире преходящем, у которого нет никакой ценности относительно награды и наслаждений вечного мира, и какая ценность может быть у количества в мире преходящем относительно количества в мире вечном. И уж тем более относительно качества усилий, у которого нет совершенно никакой ценности относительно качества награды, и как пишут мудрецы, уготовил Творец для каждого праведника ША”Й = 310 миров, и т.д. И нельзя сказать, что какую-то часть награды Творец дает в обмен на приложенные усилия, а остальное – как бесплатный подарок, ведь если так, то чему же помогли мудрецы своими исправлениями, поскольку остается дефект стыда перед дающим в оставшейся части подарка, но их слова нельзя понимать буквально, а есть тут глубокий смысл.

Одной мыслью создано и сотворено все творение. И эта мысль – причина, и действие, и ожидаемое вознаграждение, и суть всех усилий.

8) И прежде чем мы углубимся в выяснение сказанного мудрецами, следует понять замысел Творца при сотворении миров и реальности, что перед нами. Ведь Его действия не были в виде множества мыслей, как это свойственно нам, поскольку Он – Один, Единственный и Единый. И подобно тому, как Он прост, так и света, исходящие из Него, простые и единые, безо всякого множества форм и свойств. Как написано: не являются ваши мысли – Моими мыслями и ваши пути – Моими путями. И потому вдумайся и пойми, что все имена и названия, все миры, высшие и низшие, все это простой свет – Один, Единственный и Единый. В Творце и исходящий свет, и замысел, и действие, и деятель, и все, что только сердце может задумать и представить, все это в Нем одно единое.

И в соответствии с этим рассуди и продумай, что одной мыслью создано и сотворено все это творение, высшие и низшие вместе, вплоть до всеобщего конечного исправления. И эта единая мысль, она действует во всем, и она – суть всех действий, она определяет цель и она – суть всех усилий, и она сама – все совершенство и ожидаемое вознаграждение, как пояснил выше Рамбан о категории Один, Единственный и Единый.

Суть сокращения. Каким образом из совершенного деятеля произошли несовершенные действия.

9) Ари подробно рассмотрел в первых главах этой книги понятие первого сокращения. И понятие это – самое серьезное из серьезных, поскольку это обязательно, что и все неисправленности, и всяческие недостатки исходят и приходят от Творца, как написано: излучает свет и творит тьму. И все неисправленности и тьма – это истинная противоположность Творцу, как же могут они исходить из Него и каким образом они приходят вместе со светом и наслаждениями в замысле творения? И нельзя сказать, что это две мысли, отделенные друг от друга, – этого ни в коем случае нельзя говорить и думать. А если так, то как все это исходит из Творца и до нашего мира, полного грязи, страданий и уродства, и как они сосуществуют вместе в едином замысле?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал