Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: »Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии».Стр 1 из 35Следующая ⇒
Лекция 1. План: 1. Предмет гигиены и экологии человека; История развития гигиены. 2. Основные положения гигиены. 3. Разделы гигиены и экологии (методология гигиены). 4. Антропогенное воздействие на окружающую природу и человека (глобальные экологические проблемы) 5. Методы гигиенических исследований.
1. Гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: социальная гигиена, личная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений и т.д.
Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения. Основная задача гигиены – сохранение и укрепление здоровья человека, изучение влияния факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье и трудоспособность человека, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Задачи: 1. Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека; 2. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий; 3. прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую перспективу.
Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей. Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда здоровых условий и образа жизни человека, питания, физической культуры и предупреждения болезней. Великий древнегреческий врач Гиппократ, в своих трактатах «О здоровом образе жизни» и «О воздухе, водах и местностях». Изложил наблюдения и рассуждения о влиянии ряда факторов внешней среды на здоровье человека. Истоки названия дисциплины гигиена находим в словарях греческого и латинского языков: hygienos (греч.) — здоровье, приносящий здоровье; sanitas (лат.) — здоровье. В древнегреческой мифологии находим еще одно толкование термина «гигиена». У Асклепия (бога врачебного искусства) была дочь Гигиея — богиня здоровья. Она была воспета поэтами, запечатлена живописцами и скульпторами в прекрасных произведениях искусства, где изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеей. Греческие писатели – философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании. Стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д. Наследниками культурных богатств греков являлись, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Эпоха возрождения (XV – XVI в.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный тракт итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области .
История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60 —70-е гг. XIX в., когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах. Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно – медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842 – 1889). Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый российский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию. Велика заслуга А. П. Доброславина в практической реализации профилактической медицины. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции, Петербургского и губернского земства.
В 1991 г. был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который существенно изменил содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России. Законы гигиены: 1). Нарушение уровня здоровья людей возникает только при наличии: источника вредности, факторов или механизмов передачи, восприимчивого организма. При незначительном влиянии факторов на организм отрицательных сдвигов в его работе не происходит. Поэтому необходимо учитывать ПДК, ПДУ, максимально допустимые нагрузки (МДН). 2). Закон отрицательного воздействия на среду деятельности человека. В связи со своей производственной, физиологической и бытовой деятельностью люди оказывают отрицательное воздействие на среду. 3). Закон отрицательного влияния на среду природных экстремальных явлений (катаклизмы: вспышки на Солнце, вулканическая деятельность, землетрясения). В 1938 г. А.П. Виноградов развил учение В.И. Вернадского о биогеохимических принципах – о заболеваниях природного происхождения, связанные с избытком или недостатком какого-либо элемента на территории. Такие заболевания «эндемические» (эндемический зоб). 4). Закон положительного влияния среды на здоровье человека (природные факторы: солнце, чистый воздух, вода, пища укрепляют здоровье людей). 5). Закон отрицательного воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека. При контакте с окружающей средой, загрязненной бытовыми и технологическими отходами наступают изменения состояния здоровья. Учащаются случаи бронхиальной астмы, пороков развития, анемии, злокачественных новообразований.
Санитария – практическая реализация (претворение в жизнь) гигиенических законов и мероприятий. Экология - наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов и среды их обитания, законы развития существования биогеоценозов как комплексов взаимодействующих живых и не живых компонентов в различных участках биосферы. Экология тесно связанна с другими биологическими дисциплинам: *Зоология *Ботаника *Зоогеография *Этология (поведение животных)
Основные составляющие экологии: 1. Природные факторы 2. Популяция 3. Популяционная экология - изучение жизни отдельных популяций, определение причин их изменений. 4. Биоценоз - устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью и само подержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других факторов. 5. Экология сообщества. 6. Биотоп - жизненное природное пространство. 7. Экосистема -биотоп вместе с сообществом, в которых длительное время поддерживаются устойчивые взаимоотношения между элементами живой и неживой природы. Границы между экосистемами размыты. Это самостоятельный объект -в ней имеется всё, что необходимо для её существование. 8. Биосфера - совокупность всех экосистем земли. В ней протекают очень сложные процессы. Все живые организмы тесно взаимосвязаны между собой и своим окружением, состоящим из элементов неживой природы. 9. Глобальная экология - изучение биосферы. 10. Экология человека - ставит в центр внимания человека. Из формулировки понятий «гигиена» и «экология человека» ясно, что эти науки изучают, по сути, одни и те же явления, а именно влияние факторов среды на человека и, таким образом, оценивают роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения.
Факторы, влияющие на формирования здоровья: *Образ жизни - 50% *Наследственность - 20% *Окружающая среда - 20% *Медицинская помощь - 10% Предмет изучения экологии: 1.Физиология отдельного организма в естественных условиях; 2.Поведение отдельных организмов; 3.Рождаемость; 4.Смертность; 5.Миграция; 6.Внутренние отношения; 7.Межвидовые отношения; 8.Поток энергии; 9.Круговорот веществ.
Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» - дом, «логос» - наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения. Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта. Задачи экологии: 1. остановить процесс ухудшения биосферы, 2. вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы. Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на Планете. Экология человека – изучает воздействие экологических факторов на организм человека и его здоровье. Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов, протекающих в организме человека, в зависимости от действия факторов внешней среды. Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обитания человека и общества. Практическая задача экологии человека – создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.
|