Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, признаки и принципы правового государства






 

Правовое государство – это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Кроме обычных признаков, характерных для любого государства, социальное правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, имеет ряд специфических признаков (черт).

1. Связанность государственной власти правом, и его господство во всех сферах общественной жизни. Свобода может быть достигнута лишь в том случае, если государственная власть ограничивается правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права;

2. Соответствие закона праву (правовой закон) и его верховенство, т.е. право как мера свободы и справедливости получает отработанное в законе содержание;

3. Связанность законом в равной мере как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. В отношении граждан и их объединений действует обще разрешительный принцип: «разрешено все, кроме прямо запрещенного законом». В отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально-разрешительный принцип: «Разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом»;

4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека – наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямой конституционной защиты);

5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности, как лицо является ответственным перед государством, так и государство отвечает перед личностью за неисполнение обязанностей.

6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами: их независимость и единство; недопустимости подмены функций друг друга; действенность механизма «сдержек и противовесов»;

7. Законный (легальный) путь принятия законов и их изменения – путь выявления воли народа непосредственно (референдум) либо опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его ячейки;

8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов – отлаженная работа прокуратуры, полиции, государственной безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов;

9. Возможность личности добиваться конкретного минимума социальных благ благодаря гарантированию государством его социальной безопасности – минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение.

10. Возможность граждан добиваться обеспечения государством их социальной защиты, поднятие уровня социально-экономических прав граждан до уровня основных прав – формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля за условиями труда;

Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально-экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.

Государство является социальным и правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления: – как индивиду, который отличается от других физическими и психическими качествами, то есть имеет индивидуальность;
– как члену социального организма, каким является гражданское общество, то есть индивиду, который входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций; – как гражданину, который является подданным государства.

Правовое государство отличается от обычного государства следующими характерными принципами:

1) верховенство права и правовых законов над подзаконными нормативными актами, политической и физической силой государства;

2) разделение власти, которая принадлежит народу, на законодательную, исполнительную и судебную;

3) верховенство гражданского общества и его представителя – Парламента над государством и его аппаратом;

4) юридическое закрепление основных прав и свобод человека в Конституции и других законах и их фактическое обеспечение;

5) взаимное уважение и взаимная ответственность личности и государства;

6) гражданину позволено делать все, что не запрещено законом, а государству и его чиновникам только то, что разрешено законом;

7) демократический плюрализм и гласность – деятельность легальных политических партий и движений, относительная свобода средств массовой информации и т.п.

Нужно подчеркнуть, что для реализации идеи построения правового государства необходимо много времени. Во многих странах Запада эта идея провозглашена уже давно, но еще ни одно государство его не построило. Идею правового государства нужно рассматривать как идеал, как социальную цель демократического общества, поскольку реализация принципов правового государства дает возможность развивать демократию, обеспечивать законность и правопорядок, права и свободы человека, обеспечивать свободное развитие каждого человека как условии свободного развития всех.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал