Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы (компоненты) патопсихологического исследования






1. Постановка цели и выбор методов.

Задачи перед патопсихологом ставятся врачом, который должен быть знаком с перечнем основных диагностических вопросов, требующих применения психологических методов. Формулируя задачу, врач сообщает психологу основные клинические данные о больном, существенные для проведения психологического исследования и анализа его результатов.

2. Изучение истории болезни.

По словам Зейгарник, история болезни представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человка, как-бы «продольный срез его жизни».

История болезни включает в себя следующие блоки:

1) Личные данные: имя, возраст, пол, происхождение, адрес, номер телефона, образование, под занятий.

2) Основная жалоба: краткое объяснение словами пациента почему он обратился в больницу или пришел на консультацию.

3) Анамнез (от гр. «воспоминания») – совокупность сведений о развитии симптомов с начала болезни до настоящего времени. Анамнез может быть объективным, т.е. полученный со слов знакомых больного, и субъективным – со слов самого больного.

4) Предыдущие психические и соматические заболевания.

5) Прошлое пациента – по возможности определяется как происходила беременность и роды у матери пациента; была ли это запланированная, желанная или нежеланная беременность; чем характеризовались ранние этапы развития пациента.

6) Психическое состояние освещает такие темы как внешний вид, двигательное поведение, отношение к собеседованию, настроение, речь, нарушение восприятия, процесс мышления, сознание, память, внимание, адкватность самооценки.

7) Катамнез – сведения о состоянии больного после выписки из больницы.

3. Беседа с больным.

Целями беседы являются:

1) установление первоначального контакта между врачом и пациентом;

2) достижение взаимного доверия и открытости;

3) понимание состояния пациента;

4) определение диагноза;

5) разработка плана лечения.

4. Эксперимент (тестирование).

Достоверность результатов в значительной мере зависит от отношения к нему больного и во многом определяется умением психолога установить контакт с больным, найти правильный тон в общении с ним. Лишь после того, как психолог убедится, что необходимый контакт установлен, больной понял цель исследования, можно приступать к проведению эксперимента. Инструкция должна быть четкой и мотивированной. В ходе исследования следует наблюдать за поведением больного и учитывать его при интерпретации результатов.

5. Наблюдение за поведением во время исследования.

Поведение во время эксперимента, даже то, как больной принимает задание или инструкцию, может свидетельствовать об его адекватности, уровне активности, эмоционально-волевых ресурсах. Особое внимание уделяется мотивации, смысловой значимости обследования для больного, его отношению и поведению в процессе исследования.

6. Анализ полученных результатов.

7. Оформление заключения.

Конкретные патопсихологические экспериментальные исследования проводятся для решения практических задач клиники. Исследуются в основном нарушения развития личности, эмоционально-волевые расстройства, расстройства речи и сознания, нарушения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал