Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Третья республика во Франции. Установление четвертой республики во Франции.






По итогам Первой мировой войны Франция вместе с союзниками одержала победу над Германией. По Версальскому миру 1919 года ей были возвращены Эльзас и Лотарингия, выплачена основная доля германских репараций. К Франции перешла часть немецких колоний в Африке, она получила протекторат над Марокко.

Вплоть до гитлеровской оккупации в 1940 году во Франции действовал режим Третьей республики, в конституционные законы 1875 года коренных изменений внесено не было.

В 1927 году полностью была восстановлена мажоритарная система выборов.

Выборы проводились в два тура. В первом туре избранным считался тот, кто получал абсолютное большинство голосов, во втором - достаточно было иметь относительное большинство.

Правительство тщательно разрабатывало границы округов, чтобы растворить левых избирателей среди массы сторонников буржуазии. Этот прием называли «избирательной географией».

Депутат по-прежнему не нес ответственности перед избирателями.

После широкого наступления войск гитлеровской Германии правительство Франции капитулировало. Третья республика пала.

Первое время та часть Франции с городом Виши, где находилось прогерманское правительство не была оккупирована (до ноября 1942 г.). Конституционные законы 1875 г. были отменены. Третья республика прекратила существование.

Решающий вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающейся Франции» во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Окончательное освобождение от оккупантов произошло осенью 1944 года. После окончания войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о характере будущего государственного устройства.

13 октября 1946 года была утверждена Конституция Франции.

По своему характеру Конституция являлась буржуазно-демократической, она подтвердила права и свободы граждан по Декларации 1789 года и оформила государственный строй Четвертой республики.

Основной закон содержал ряд важных демократических положений: право на организацию профсоюзов и проведение забастовок, светский характер образования, право на труд, равноправие мужчин и женщин, запрещала дискриминацию по мотивам происхождения, веры, убеждений, вводит социальное обеспечение.

Провозглашалась демократическая избирательная система. В Конституции содержится отказ от наступательной войны и предусмотрена национализация предприятий, имеющих важное государственное значение.

Провозглашалось равенство всех частей колоний и территорий, подвластных Франции. Вместе с метрополией они образовали Французский союз. Общие вопросы надлежало рассматривать в так называемой Ассамблее союза.

Парламент был двухпалатный: верхняя палата - Совет республики, нижняя - Национальное собрание. Конституция в ряде статей подчеркивает широкие полномочия нижней палаты как высшего представительного и законодательного органа республики.

Только Национальное собрание имело право принимать поправки к конституции и законы, утверждать бюджет, объявлять состояние войны, проводить ратификацию важных международных договоров и соглашений.

Председатель Национального собрания вел совместные заседания обеих палат и фактически являлся вторым должностным лицом страны после президента.

Правительство в лице Совета министров Франции было ответственно только перед Национальным собранием. Это положение является исключительно важным для понимания структуры центральных органов, так как глава правительства имеет огромные правомочия по управлению государством.

Получив декрет президента, председатель совета министров мог распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. В целом его деятельность была подотчетна Национальному собранию.

Для принятия резолюции о доверии или недоверии правительству требовалось абсолютное большинство голосов депутатов Национального собрания. Вскоре это правило оказалось неудобным для монополий, так как вело к смене кабинетов. Все чаще вносились предложения ограничить роль нижней палаты.

Верхняя палата - Совет республики - имела ограниченные права. Она могла вносить поправки, но в случае разногласий между палатами окончательное решение принадлежало нижней палате.

Совет республики был лишен права привлекать к суду президента и министров не мог делать ревизию конституции, членам верхней палаты запрещалось применять интерпелляцию (запрос к правительству с последующей постановкой резолюции о недоверии правительству).

Избирание президента производится парламентом сроком на 7 лет. Всякий акт, исходящий от президента нуждался в подписи соответствующего министра (контрасигнатура).

Президент исполнял функции главы государства, но его полномочия были сужены.

В 1951 году вводится мажоритарная система выборов в Национальное собрание. Партия или блок партий, получивший в избирательном округе свыше половины голосов избирателей, забирал все мандаты в парламенте.

В июле 1953 года за счет сужения полномочий Национального собрания были несколько расширены права председателя Совета министров.

Последующее вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае, Алжире усложнили экономическое положение. Крупные концерны все настойчивее требовали реформы конституции, усилили нападки на левые силы.

Война в Алжире шла четвертый год, ответственность за поражения реакция возложила на «прогнивший парламентский режим». Все эти события привели к отмене Конституции 1946 года.

Суд и полиция. До немецкой оккупации структура судебной системы существенно не изменилась. Сохраняется принцип несменяемости и независимости судей, хотя их назначение зависело от правительства.

Отмечается расширение судейского усмотрения, снижается роль суда присяжных.

Возрастает роль полиции в следствии, в назначении наказаний, особенно для участников забастовок, антиправительственных демонстраций.

Во Франции существовала сеть административных судов. К ним обращались в тех случаях, когда ответчиком был государственный орган. В случае удовлетворения жалобы незаконное решение мэра, префекта, муниципального совета отменялось.

Руководство этими судами осуществлял Государственный совет, состоявший при правительстве. Отделение судебной власти от правительственной в данном случае не проводилось. Это снижало эффективность и авторитет административных судов.

Закон 1938 года расширил права военной юстиции. Преступления против внешней безопасности подлежали юрисдикции военных судов. Он распространялся и на гражданских лиц.

После второй мировой войны судебная система (вплоть до 1958 г.) оставалась в основном прежней. Она отличалась строгой централизацией, судебные должности замещались по декрету президента.

В послевоенные годы был учрежден специальный суд, который до 1949 года рассматривал преступления изменников, лиц, активно сотрудничавших с фашистами.

Верховный суд, состоявший при Национальном собрании согласно ст. 56-59 Конституции, был уполномочен рассматривать должностные преступления министров, а также президента в случае измены.

Решение о предании суду таких лиц должно было приниматься Национальным собранием абсолютным большинством голосов при тайном голосовании.

Кассационный суд мог пересматривать и отменять решения и приговоры, но только за нарушения закона или процедуры. Наиболее тяжкие преступления в департаментах рассматривались судами ассизов с участием присяжных.

Апелляционные суды разбирали жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов, главным образом по фактической стороне дела.

Низшей судебной инстанцией были трибуналы первой инстанции по гражданским делам, трибуналы исправительной полиции и мировые судьи. Последние разбирали так называемые «политические нарушения» и имели право наложить штраф или посадить в тюрьму сроком до десяти дней.

Прокуратура строилась на децентрализованных началах, по-прежнему только она могла возбуждать уголовное преследование. Процессуальное положение обвинителя, т.е. прокурора, в суде было значительно шире прав адвоката.

После 1958 года судебная система подверглась серьезной перестройке за счет дальнейшей централизации и сокращения инстанций. Должности мировых судей были упразднены.

По закону 1937 года численность полиции зависела от количества населения в данной местности. При Генеральной дирекции национальной безопасности были созданы специальные оперативные управления.

Почти в два раза увеличился корпус жандармов. Резервами армии стали государственная полиция, полицейская охрана, лесная, таможенная охрана и туземная охрана в колониях. К началу 30-х годов численность этого резерва составила почти 150 тыс. человек.

Вооруженные силы насчитывали около миллиона человек.

Власть Генеральной полиции национальной безопасности как особого департамента министерства внутренних дел была распространена на всю территорию страны, за исключением столицы, где существовала отдельная префектура полиции Франции.

По декрету от 29 июня 1939 года уголовная полиция и департаментская жандармерия стали подчиняться Генеральной дирекции национальной безопасности.

В крупных городах создавались оперативные центры, возглавляемые дивизионными комиссарами. Полицейские комиссары могли заходить в любое общественное здание в случае массовых беспорядков и сопротивления имели право применять силу. На помощь полиции иногда вызывались армейские части.

После второй мировой войны структура полиции почти не изменилась. Общую координацию ее деятельности осуществляло министерство внутренних дел.

Кроме борьбы с уголовной преступностью, это ведомство давало разрешение на создание новых партий и организаций, следило за соблюдением законов об избирательных кампаниях.

Все полицейские подразделения, кроме полиции столицы и ее окрестностей, подчинялись Генеральной дирекции национальной безопасности, которая являлась важнейшим департаментом в центральном аппарате министерства внутренних дел.

При ней находились четыре оперативных управления: территориального надзора, общественного порядка, общего осведомления и управление уголовной полиции.

Префектура Парижа и департамента Сены - Уазы занимала обособленное положение со своими управлениями. Она же охраняла правительственные учреждения.

Кроме того, имелись специальные подразделения по охране общественной безопасности в лице национальной жандармерии, состоявшей из корпуса безопасности в армии, мобильной жандармерии охранных частей Парижа и департаментской жандармерии.

Последняя была самой многочисленной. Эти подразделения подчинялись военному министерству, но на практике действовали в контакте с министерствами внутренних дел и юстиции.

Право. В период между двумя мировыми войнами во Франции по-прежнему действовали гражданские и торговые кодексы, созданные еще при Наполеоне Бонапарте.

Говоря о развитии национального законодательства, следует отметить провозглашение в 1919 году 8-часового рабочего дня, признание коллективного договора.

Исходя из требований монополий в них были внесены существенные поправки. Закон 25 марта 1925 года ввел новую форму капиталистической монополии в виде товарищества с ограниченной ответственностью. До этого времени основным видом объединения капиталистов было акционерное общество.

Дальнейшее усиление экономической роли государства, приспособление гражданского права к интересам финансовой олигархии проявилось уже в том, что собственник земли стал ограничиваться в пользовании участком.

Не имея соответствующего разрешения государства он не мог применять двигательную силу воды, препятствовать пролету над его землей аэропланов, дирижаблей и других летательных аппаратов; сославшись на интересы безопасности воздушного сообщения, правительство могло снести любое сооружение. Последнее было особенно выгодно крупным авиационным компаниям.

Учитывая интересы крупных фирм, было изменено фундаментальное положение Кодекса Наполеона о свободе договора. Во Франции широкое распространение получил формулярный договор и его разновидность - «договор через присоединение».

Его своеобразие заключалось в том, что более слабый контрагент был вынужден принимать все условия предложенного ему договора. Этот вид договора стал важным средством упрочения господства монополистичеких корпораций.

Характерной чертой развития гражданского права является отказ от принципа безусловной обязательной силы договора. Ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, одна из сторон (как правило, сильная) добивалась через суд отмены контракта пли изменения его условий.

Эта практика стала признаваться еще во время первой мировой войны, а позднее получила закрепление в законе. В интересах предпринимателей в 1928 года был принят закон, разрешающий любой стороне расторгнуть трудовой договор.

Женщина была признана полностью дееспособной только в 1938 году. Некоторые права стали признаваться за внебрачными детьми.

В начале 30-х годов было введено социальное страхование. Наиболее важных социальных завоеваний рабочие и крестьяне Франции добились в период правительства Народного фронта летом 1936 года.

Предприниматели вынуждены были отступить и парламент принял законы о легальности профсоюзов и института цеховых старост, ввел 40-часовую рабочую неделю, коллективные договоры и предоставление оплачиваемых отпусков.

Мелкие лавочники могли получить кредиты на приемлемых условиях. Крестьянам гарантировать твердые цены на пшеницу. Была повышена заработная плата. Вскоре, однако, монополии стали саботировать указанные законы. В 1939 году почти все завоевания рабочего класса были аннулированы.

В 1945-1946 годах вводились новые положения о социальном страховании и социальном обеспечении. Это было достижением рабочего класса и компартии, хотя средства на эти цели покрывались главным образом за счет рабочих.

В 1946-1950 годах принимаются законы о коллективных договорах, в 1952 году - о подвижной шкале заработной платы.

В 1956 году ежегодный оплачиваемый отпуск был увеличен с двух до трех недель. Профсоюзы через свои комитеты на предприятиях с числом рабочих более 50 человек получили право участвовать совместно с администрацией в выработке условий труда.

Профсоюзные комитеты борются за соблюдение коллективных договоров, имеют право участвовать, хотя и в ограниченных масштабах, в управлении предприятиями, в распределении доходов и прибыли.

Законы 1950 и 1953 годов расширили понятие государственной измены, под их действие могли подпадать участники движения за мир, демократы. Преступность во Франции оставалась на высоком уровне.

Ужесточение наказаний, сохранение смертной казни не оправдывали себя. В поисках повышения эффективности наказаний суды и администрация тюрем стали все чаще налагать условные меры пресечения.

Учитывая значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовалось проведение крупных кодификационных работ. В период работы правительства Четвертой республики только с 1951 по 1956 годы ввели в действие девятнадцать своеобразных кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный, дорожный, публичного здравоохранения.

После 1958 года во Франции для осужденных создавались сельскохозяйственные колонии, режим «полусвободы», при котором осужденный может в дневное время уходить из тюрьмы на работу или учебу, а на ночь обязательно возвращается в тюрьму.

Это применяется к тем, кто отбыл большой срок заключения. и к осужденным на непродолжительное время (до 6 месяцев по закону 1970 г.). Этим же актом введен 10-летний институт уголовно-правовой опеки над рецидивистами после отбытия ими заключения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал