Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Общие основания психологического проектирования организаций
Основные требования к прикладному психологическому исследованию Пожалуй, наиболее последовательно дифференциация современной психологической науки обосновывается в концепции В.Н.Панферова, который выделяет три основных направления профессиональной деятельности психолога – академическую, прикладную и практическую психологию (Панферов В.Н., 1999). По его мнению, с одной стороны, эти направления пересекаются, имея общий предмет, но с другой – различаются по целям, технологиям и результатам. Цель деятельности академических психологов состоит в разработке концепций психической организации человека, прикладных – в «усовершенствовании условий предметно-практической деятельности людей посредством организации среды жизнедеятельности», практических - оказание психологической помощи людям. В соответствии с этим основной технологией академической психологии выступает эксперимент, прикладной психологии - моделирование условий жизнедеятельности, а практической – создание специфических технологий влияния и воздействия на человека со стороны специалиста по психологической помощи (Там же). Развитие психологии как науки, конечно же, подчиняется общим закономерностям, справедливым для науки вообще. Говоря о логике развития научного знания, методологи науки разделяют подходы в зависимости от общей исследовательской цели и признают специфичность исследований, направленных на изменение жизни, на проектирование (Поппер К., 1983; Бунге М., 2003). В соответствии с этим используются и разные понятийные аппараты: прикладное исследование, в отличие от академического, использует язык не описания, а управления, то есть прикладная исследовательская программа направлена на преобразование действительности на основе определенных критериев эффективности. В этой связи имеет смысл обратиться к общей схеме управления – так, как она представлена в теории управления. Итак, выделяются следующие компоненты управления: а) определение идеального состояния объекта, б) оценка реального состояния, сравнение с идеальным и определение рассогласования, в) построение программы, направленной на устранение рассогласования, г) реализация программы, д) оценка результатов. В соответствии с этими компонентами можно определить некоторые требования к прикладной исследовательской программе: · система теоретических понятий, входящих в прикладную исследовательскую программу, должна давать представление как об идеальном, так и о реальном состоянии объекта; · система теоретических понятий, образующих прикладную исследовательскую программу, должна быть реализуема в совокупности эмпирических показателей и методов, лежащих в основе диагностики состояния объекта (первичной, оперативной и итоговой); · результаты диагностики состояния объекта должны быть реализуемы в программе, направленной на преобразование объекта; · прикладная исследовательская программа должна предусматривать специальные методы, обеспечивающие реализацию программы. Такую точку зрения можно встретить в работах, обсуждающих методы психологии. Так, В.В.Новиков и Ю.М.Забродин разделяют эти методы на научно-исследовательские, связанные с добыванием знаний, и научно-практические, ориентированные на применение этих знаний через управление явлениями (Новиков В.В., Забродин Ю.М., 1992). В этой связи В.М.Аллахвердов считает, что основным критерием обоснованности практического метода выступает не критерий истинности, а критерий эффективности (Аллахвердов В.М., 1999). Такой же подход характерен и для современной организационной психологии. Так, Л.Джуэлл читает, что в рамках организационной психологии существуют две психологии - научная и прикладная, ориентированная на решение практических проблем. (Джуэлл Л., 2001). И К.Арджирис различает теории описания и управления, имея в виду, что последние направлены на созидание (Арджирис К., 2004). Сходную точку зрения демонстрирует и А.Н.Занковский, который, обсуждая типы исследований в организационной психологии, разделяет их на фундаментальные и прикладные, отмечая то, что прикладные исследования направлены на решение практических задач (Занковский А.Н., 2002). Более того, в организационной психологии сложилась система методов организационного развития, включающая в себя две подгруппы методов – методы организационной диагностики и методы вмешательства (интервенции), которые по своей сути являются методами управления организацией (Handbook of industrial and organizational psychology, 1976). Именно такой подход становится определяющим при разработке концептуальных основ и организации психологической службы. Так, Е.В.Таранов, обсуждая принципы работы социально-психологической службы производственной организации, определяет принцип управляющего воздействия, согласно которому работа психолога в организации направлена на решение управленческой задачи и строится на языке управления (Таранов Е.В., 1983). Те же тенденции проявляются и в социальной психологии. Обсуждая специфику практической социальной психологии, А.И.Донцов, Ю.М.Жуков и Л.А.Петровская видят ее отличие от академической в направленности на решение проблем клиента и заказчика (Введение в практическую социальную психологию, 1994). При таком подходе может возникнуть иллюзия того, что академическое и прикладное исследования принципиально различаются по используемым понятиям и методам. Однако существует общее для академических и прикладных психологов поле – это общая в своей основе научная картина мира (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А., 1999). Эта картина, с одной стороны, систематизирует теории и факты, существующие в рамках данной научной дисциплины, а с другой, - служит основанием для построения исследовательских программ (Там же). Таким образом, прикладной психолог в идеале должен владеть двумя научными языками - описания (академическим) и управления (прикладным, практическим), имея в виду, что его основной язык – язык управления. При этом он должен иметь в виду, что решение задач управления всегда связано с проблемой эффективности. Несмотря на то, что большинство исследователей признает важность разработки методов, реализованных на языке управления и ориентированных на человека, разработанность таких методов в современной прикладной психологии все-таки недостаточна.
|