Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социоцентрический и антропоцентрический подходы к человеку
Решая задачу управления, практикоориентированный психолог должен определиться с критериями эффективности. На практике эта проблема выступает как проблема позиции психолога, которая проявляется в его выборе клиента – субъекта, чьи интересы психолог считает основными. В этом отношении можно говорить о социоцентрическом и антропоцентрическом подходе к человеку. Социоцентрический подход рассматривает человека с точки зрения требований социальной системы (прежде всего, социальной организации), в антропоцентрическом же сама социальная система понимается как среда жизнедеятельности человека. Пожалуй, наиболее очевидным на сегодняшний день для психологии является социоцентрический подход. С одной стороны он реализуется в инженерной психологии как проблема включения работника в системы " человек - техника". С другой стороны, в социологии (а затем и в психологии) используется понятие статуса, которое характеризует требования социальной организации к человеку, представленные в виде набора его прав и обязанностей. В частности, социоцентрический подход реализуется в понятии социализации, когда она понимается как процесс присвоения индивидом социальных норм и ценностей. Общая позиция по отношению к человеку в соответствии с социоцентрическим подходом заключается в решении двух основных вопросов: а) каковы организационные требования к человеку, переведенные на язык психологических понятий, б) каковы технологии, обеспечивающие соответствие человека организационным требованиям. Психолог, решающий эти вопросы, руководствуется главным показателем - организационной эффективностью (увеличение производительности труда, улучшение работы того или иного подразделения и т.п. за счет повышения работоспособности, уменьшения конфликтности, оптимального подбора на рабочие места, производственного обучения и т.д.). Именно такую позицию К.Аргирис считает характерной для традиционной промышленной психологии (Argyris C., 1976). Антропоцентрический подход в организационной психологии представлен менее очевидно, чем социоцентрический. Прежде всего, он реализуется при решении вопроса о том а) какие возможности предоставляет организация для удовлетворения жизненных интересов ее членов и б) как привести организационные условия в соответствие с этими жизненными интересами. Такой подход, в первую очередь, реализуется в рамках гуманистической психологии и предполагает построение социальной среды жизнедеятельности на основе гуманистических критериев. Антропоцентрический подход заявляется и в применении к организационному развитию. Так, на основе анализа многочисленных исследований последних лет Д.Аустин и М.Бартунек (Austin J.R., Bartunek J.M., 2003) делают вывод о том, что современный психологический подход к организационному развитию состоит в усилении роли гуманистической составляющей этого развития. Однако реализация антропоцентрического подхода в науке и практике сдерживается, по крайней мере, двумя причинами – а) социальный заказ на этот подход в нашем обществе, несмотря на его декларирование, все-таки выражен слабо, б) современная психология (и отечественная, и зарубежная) пока не имеет достаточно разработанной модели жизненных интересов человека - такой модели, которая могла бы составить основу антропоцентрического подхода. Очевидно только то, что в основе рабочей модели должно находиться такое представление о человеке, которое бы заключало в себе основные детерминанты его жизни. Именно из этих детерминант и должны выводиться критерии эффективности, используемые при организации исследования, а затем – в реальном управлении.
|