Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические основания организационного проектирования
Б.Ф.Ломов выделяет особый вид профессиональной деятельности психолога - проектную деятельность. Он связывает этот вид деятельности с проектированием социотехнических систем и новых видов профессиональной деятельности (Ломов Б.Ф., 1991). Ю.М. Забродин, обсуждая перспективы психологии, связанные с развитием конструктивного подхода, утверждает: конструктивная психология как база практической работы опирается на положение о том, что знание о явлении может позволить управлять явлением. Решение этой управленческой задачи обеспечивается основными функциями практической психологии - консультативной, экспериментальной, проектировочной, нормативно-стандартизирующей и т.д. (Забродин Ю.М. 2002). При этом В.В.Новиков и Ю.М.Забродин утверждают, что психологическое проектирование направлено на определение проблем и формирование идеального объекта, и считают область деятельности психологической службы, реализующей психологическое управление, своеобразной " человеческой инженерией" (Новиков В.В., Забродин Ю.М., 1992). Важное замечание, которое делается В.В.Новиковым и Ю.М.Забродиным относительно реальной практики проектирования, состоит в том, что при проектировании условий жизни, отношений, технологий, орудий труда и пр. психолог должен взаимодействовать со специалистами других областей знаний. Такую же точку зрения демонстрирует П.Д.Дрент с соавторами (Дрент П.Д., Уиллемс П.Д., де Воллф Ш., 1995). Таким образом, общим для прикладных и практических психологов (так же, как и всех социальных инженеров) будет то, что они осуществляют свою деятельность на языке не описания, а управления. А основной формой их деятельности можно считать социальную технологию, которая выступает формой социального управления. При этом социальную технологию можно понимать как совокупность операций, обеспечивающую решение определенной задачи социального управления - задачи перевода социальной организации в заданное состояние. Можно выделить несколько этапов проектирования социальной технологии: 1. Формулировка (или уточнение) цели социального управления: а) постановка проблемы, связанной с удовлетворением жизненных интересов членов организации, б) определение эталона на языке конечного результата, в) диагностика реального состояния системы (человека, среды и/или ситуации жизнедеятельности) на языке эталона, г) определение рассогласования между эталоном и реальным состоянием, д) постановка цели с учетом реальных возможностей ее достижения (включая описание конечного состояния) и определение критериев достижения цели. 2. Проектирование совокупности исполнительских операций, которые собственно и составляют социальную технологию. Включает в себя определение а) набора действий, обеспечивающих перевод системы в конечное состояние и б) лиц, ответственных за исполнение каждого действия. 3. Проектирование операций контроля и оценки результатов: определение а) показателей, позволяющих контролировать исполнительские операции и оценивать полученные результаты и б) лиц, осуществляющих контроль и оценку. Важно отметить, что в реальной практике проектирования может быть выполнена не вся технология, а ее часть – к примеру, определение эталона. Это частичное проектирование может иметь смысл с учетом того, что в проектирование включены члены организации как активные субъекты, которые могут принимать управленческие решения в ситуациях неопределенности. Деятельность в области социальной инженерии принципиально отличается от инженерии технической тем, что социальное проектирование и разработка социальных технологий в обязательном порядке должны основываться на активности самих членов организации. В этой связи актуальна задача подготовки рядового работника к психологическому проектированию. При таком понимании социального управления и, соответственно, социальной технологии ясно, что их разработка лежит в основе не только организационной психологии, но требует особой прикладной отрасли знания - социальной инженерии, актуальность которой отмечается многими исследователями. Эта отрасль знания в настоящее время слабо дифференцирована, что связано, в первую очередь, с недостаточной социальной востребованностью антропоцентрического подхода. Пока сложно отнести тот или иной компонент социального управления в ведение определенной науки (прежде всего, социологии и психологии) и, соответственно, четко определить область организационной психологии. Можно лишь заметить, что, во-первых, психолог может включиться в разработку социальной технологии на том или ином этапе - в зависимости от содержания задачи социального управления. При этом содержание психологического проектирования в значительной степени будет составлять разработка социальных технологий, выполненных на языке жизненных интересов человека, а это, в свою очередь, побуждает определить операциональную модель жизненных интересов и наметить отвечающую ей совокупность социальных технологий. Далеко не все организации в лице их руководителей готовы к участию психолога в проектировании. Так, К.Аргирис, анализируя опыт взаимодействия психологов с руководителями, говорит о том, то руководители старого типа, как правило, выступают против участия психолога в проектировании работ, структуры организации, системы контроля, взаимоотношений топ-менеджеров (Argiris K., 1976). В этой связи актуально определение степени готовности организации осуществлять психологическое проектирование.
|