Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационное развитие и организационное проектирование






Прежде всего, необходимо соотнести понятия организационного проектирования и организационного развития, интенсивно использующиеся в плане управления организациями.

Дж.Л.Гибсон, Д.М.Иванцевич и Д.Х.Доннелли понимают организационное развитие как процесс подготовки и регулирования перемен в организационных условиях (Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х, 2000). А.Н.Занковский понимает организационное развитие как необратимое, направленное и закономерное изменение организации, которое является объективным процессом, независимым от желания членов организации (Занковский А.Н., 2002). В связи с планированием организационного развития он выделяет один из компонентов такого планирования – организационно-психологическое проектирование, целью которого он считает определение социальных аспектов процесса реор­ганизации.

Таким образом, имеет смысл понимать организационное развитие как характеристику направленности организационных изменений (с точки зрения лиц, принимающих управленческие решения - это прогрессивные изменения). А организационное проектирование в этом случае будет являться компонентом организационного развития – планированием организационного развития.

Дж.Л.Гибсон, Д.М.Иванцевич и Д.Х.Доннелли рассматривают две основные модели организационного проектирования – механистическую и органическую (Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х, 2000). В соответствии с механистической моделью осуществляется организационное проектирование, цель которого состоит в достижении высокого уровня производства и эффективности на осно­ве широкого использования правил и про­цедур, централизованной власти и высо­кой специализации работ. Органическая модель организационного проектирования направлена на достижение вы­соких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и про­цедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Цель организационного проектирования, основанного на органической модели, состоит в мак­симальной удовлетворенности персонала, гибкости и развитии организации. Понятно, что именно органическая модель предполагает большую включенность человека в организационное проектирование – во-первых, за счет представленности в целях проектирования удовлетворенности как показателя интересов персонала и, во-вторых, - как активного звена проектирования.

Анализируя опыт проектирования работы (прежде всего – скандинавских стран) в обобщающем исследовании «Проектирование труда в Европе», Б.Андерсон с соавт. выделяет некоторые особенности опыта проектирования в прогрессивных организациях. Прежде всего, они отмечают, что большинство инноваций в области проектирования труда было обусловлено не потребностями персонала, а производственными требованиями к продукции. Однако авторы считают, что в проектировании именно человек, а не техника должен быть «привилегированной составляющей». В соответствии с этим должно проводиться одновременное проектирование технической и социальной систем (Anderson B. et. al., 1981).

К.Аргирис доводит это положение до крайней формы: по его мнению, проектирование более совершенной организационной среды позволяет совершенствоваться и человеку, что улучшает само общество (Argyris C., 1976). А с точки зрения С.Шекшни, развитие сотрудника должно рассматриваться как должностная обязанность и в этой связи являться частью рабочего места (Шекшня С., 2001).

Выводы:

1. В отличие от академической науки, прикладное исследование в качестве основного использует язык управления. При этом прикладная психология в качестве основного использует антропоцентрический подход и в соответствии с этим направлена на проектирование оптимальных условий жизнедеятельности человека во всех сферах его жизни.

2. В основе прикладной психологической исследовательской программы лежит рабочая модель человека в его взаимодействии со средой жизнедеятельности. Эта модель имеет системный характер, учитывает активность человека и содержит в себе набор показателей жизненных интересов человека, выступающих критериями эффективности при проведении прикладного психологического исследования.

3. Системный подход к проектированию представляет его как компонент общей системы управления, обеспечивающий создание определенного эталона, относительно которого строится система управления.

4. Психологическое проектирование – участие психолога, наряду с другими специалистами, в проектировании социотехнических систем в форме социальных технологий. Специфика участия психолога в проектировании состоит в использовании им а) в качестве критериев эффективности жизненных интересов человека, б) специфичной модели социальной организации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал