Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картина мира в ранней прозе Гоголя.






Литература 30-40 гг.

Эти годы завершают в русской литре период, который начался еще на рубеже веков. Это период кризиса субъекта. Он заключается в том, что человек сталкивается с необходимостью заново обосновать свое бытие. Человек теряет уверенность в оправданности своего бытия. В 18 веке человек живёт в гос-ве, является его частью и обладает правом бытия как часть гос-ва. Гос-во - феномен космологического значения. Монарх - в центре гос-ва. Он как посланник Божий. Человек живет в мире, данном свыше. В 30-40 годы знаки теряют смысл, они теряют способность быть расшифрованным, они превращаются в предмет. Вторичное превращение знаков в вещи и характеризует эту эпоху. Мир состоит из плотных вещей, перестаёт быть полупрозрачным одеялом как у Жуковского. Но мир не стал проще. Человек ещё воспринимает мир как знаковый. В культуре сохраняется ощущение, что за миром вещей есть некая реальность. Вещи теперь не намекают на этот мир, а экранируют мир, намекают о его существовании. Жизнь проходит в страхе перед этой скрытой жизнь. В 30-40 годы жизнь наблюдает за людьми. У Тургенева это судьба, которая прячется за внешним миром и следит за человеком. Так и у Гончарова в Обрыве.

Жизнь стремится всех поглотить, всех лишить своей особенности и индивидуальности, хочет сделать его частью себя. Новая онтологическая ситуация перестраивает традиционную систему литературы. Особенно это касается феномена авторства, который претерпевает значительные изменения. В эпоху романтизма, в первую очередь, выражение своего Я. Весь текст пронизан авторской эмоцией, авторским субъективным мировидением. В 30-40 годы все меняется. Писатель в это время живёт под всевидящим оком жизни, он никоим образом не стремиться выразить себя в тексте, это гибельно для него. Теперь текст нужен для того, чтобы себя сокрыть, спрятать. Это эпоха закрытого авторства.

В это время складываются следующие формы авторства:

- объективное авторство. Гончаров. Автор устраняется от личностного участия в тексте. Он просто повествователь. Он отстраняется от эмоции, не выражает отношение к героям, либо оценивает их одинаково. Нет авторских комментариев и намеков. Гончаров в своих романах локально и точечно прописывает свою позицию. Читатель этого не понимает. Из писем можно реконструировать жизненную философию Гончарова.

- Тургенев и Некрасов. Фигура автора заменяется рассказчиком, двойником. Рассказы Тургенева обычно написаны от конкретного лица, с именем или без имени, с конкретной биографией, которая отлична от биографии самого автора. Однако эти чужие люди выражают мнение автора, иногда используя слова его самого. Та же ситуация в лирике Некрасова. Большую роль играет ролевая лирика. Лирика тоже перенимает такие " защитные" черты.

- Тютчев и Фет. Лирическое сознание этих авторов абстрактно, дезиндивизуализировано. Лирическое Я универсально, оно могло бы подойти любому лицу.

Эпоха 30-40 годов сменяется следующим культурным периодом - эпохой 60-х годов. Люди этого времени стали противопоставлять себя людям 30-40 годов. Удобнее всего наблюдать изменение на категории авторства.

 

 

Культура 60-х годов холодно относилась к изящной словесности. Борьба с эстетикой. Писарев писал, что для реализма нужно устранить эстетику. Считалось, что искусство это ложная, навязанная потребность. Это привело к печальным последствиям для русской культуры. Развитие русской литературы приостанавливается. 30-40 годы - последний взлет русской литературы. После Достоевского и Толстого - только Чехов, который в 60-е годы только родился.

Поколен-е-культурн.-хронологич-я катег-я. Завершается период конца 18в.-нач.19в.- «кризис субъекта».Человек ощущает свое положение в мире как ненадежное, неустойчивое. В 19в. человек освобождается от гос-ва, появляется страх пред собственным бытием. Знаки инобытия. В 40х гг. прежние знаки превращаются в вещи, которые не несут никакой информации, но понимают свою ист-ю. Человечество, что за физ. миром находит др. реальность: знаки, говорящие о сущности др. мира. Индивидуальность как случайность, аномальность. Приводит к осознанию сущности литературы. Меняется отношение автора к тексту. В романтизме: текст ориентирован на субъективный мир авт. В лит-ре 40х текст-наиболее удобная форма сокрытия собственного «я», пряч. писателя.

1.Объект-я авт-я манера(Гонч.) - авт.не оцен-т и устранен из текста, не указ-т, как нужн. Поним. Текст. Но завуалировано выск-т свою позиц. (письма)

2.Авт.замен себя расск-м/лир.гер.- выраж.чувст., но приписывает их др.лицу-герою-двойнику.

3.Невозможн-ть конкретиз-и лир.»я»( Фет, Тютч.) - авт-е «я»-челов-е «я»вообще»Я»-люб.ч-к.

Картина мира в ранней прозе Гоголя.

Культура романтизма оказала значительное влияние на Гоголя. Особенно на раннее его творчество. Вечера на хуторе близ Диканьки. Влияние непосредственно немецкого романтизма. Важнее не то, что Гоголь начал как писатель в романтизме, а то, что он на протяжении своей жизни сохранял романтическое восприятие отношений между текстом и автором. Но немного он поворачивается и в сторону реализма. Творчество он интерпретировал как зеркало внутреннего мира, так причал он в Исповеди. Он говорил, что Вечера... вызваны беспредельной авторской тоской (карнвальность и тд). Конкретные формы гоголевской прозы достаточно далеки от романтизма. Однако романтическое в его текстах то, что важную роль играет роль художника-творца. Самый существенный след воздействия на него романтической культуры касается гоголевского мистицизма. Важное влияние на внутренний мир Гоголя оказала мистическая аллегория.

Первая книга Гоголя - стихотворная книга " Ганц Кюхельгартен" 1829. Подписал псевдонимом В.Алов. В ней Гоголь стремится аккумулировать все актуальные на тот момент литературные традиции. Он опирается здесь, в частности, на опыт Ночной поэзии. Гоголь пробует свои силы в разных литературных жанрах. Этими экспериментами обоснованы шероховатости в языке идиллии, в частности, в акцентах и ударении. Большую роль играют мотивы отражения в водной глади. Знаменательный персонаж - оживший мертвец.

Полноценным писательским дебютом Гоголя стал выход в 1831 году первого тома Вечеров на хуторе близ Диканьки. Второй том - 32 год. Все повести воспроизводят одну и ту же картину мира. Некий дуализм. Небо - верхний мир - противопоставлен нижнему - воде и земле.

Ганц Кюхельгартен»-стихотворн.идилия(идеальн.мир)Выпущ.в 29г под псевд. Алов-> раскритикована-> сжег. Текст строится как каталог лит.напр. Написан разн.размерами. Сюжет восх.к нем.идилии «луиза»., ориент.на трад-ю рмантич-й поэмы-гер. стрем-ся бежать в Грец. (идеал вечн.красоты)=> странствует. Странств-е у Гог.-прим.мужск.персон. Конкр.картины идиллии-сжат.реализ-я разл.лит.напр-й и трад-й. Дебют в русск.яз-ке-стилист-е шерохов-ти(неправ-е удар-я). Появл.мотивы, кот.станут сквозными:

1.гер-сирота.(без челов-го рода).

2.Пейзаж, отраж-ся в воде.Обр.переверн-го мира, зеркальн-ть. После «Г.К.»отказ-ся от стихотв-ва, хотя вносит в св.прозу некот.стих-ю структ-ру.

 

«Вечера». В 6ти из 8ми повестей ключ.сюжет-поиск невесты. Невеста-божетв.премудрость, но у Гог.- поиск реальн.невесты. Постеп-но фолькл.образы перех.в содержан., форму мирооущ-я.

 

Сороч-я ярм-ка. В повести СЯ указывается на соотношение неба и воды. Небосвод — жених, река — невеста, которую обнимает жених. Небо, с наступлением утра, снисходит и обнимает реку. В этот момент у Гоголя происходят метаморфозы: образы птиц указывают на материализацию звуком, образы насекомых — драгоценности, неживое превращается в живое. Образы зеркальности: верхний мир отражен в нижнем, пик полноты бытия. Этот миг у Гоголя не вечен. Гоголевская космология подчинена моменту, они сменяются моментом иссекания бытия. Этот момент знаменуется инверсией.

Небо — девушка, вода — старец, который пытается удержать юную деву в своих объятиях. В земном мире образы звезд отражаются в образах демонов, ворующтх звезды.

/

Ключевая система для сборника «вечера..» - свадьба. Только две повести выходят за рамки: «заколдованное место» и «пропавшая грамота».

Любовь у Гоголя — земной отголосок, высшая точка человеческого бытия. У Гоголя пик слияния мужского и женского сменяется спадом.

Образы, связанные с семейной жизнью, представлены негативно. Обычно семьи неполные. Женское начало демонизируется Гоголем, в брачной коллизии у Гоголя помогает нечистая сила. Земной мир в демонической испостаси пытается похитить часть небесного ради метаморфоз.

Заколдованные места в повестях — остатки соединения миров людей и нечистой силы. В «ночи перед рождеством» - это хата Пузатого. «Заколдованное место» место известно, сближение объектов. Страшная месть сжатие пространства. В повестях две линии развития сюжета, две траектории развития человека: победить или попасть под власть нечисти. Задача — встретиться с нечистью, найти огонь и отправить нечисть обратно в пекло. Если метаморфозы не удались, у Гоголя это связано с мотивом остановки. «Страшная месть» построена на повторении одного фрагмента. С образом застывшего мира, в котором отец не смог превратиться в мужа дочери, станет для Гоголя основополагающим. Такой же сюжет разворачивается в повести «Шпонька». Сначала пародийно течение времени замедляется вечным пребыванием. Одни считали, остановка бытия связана с невозможностью для Шпоньки развития. Другие, что герой соединяет в себе черты разных полов. Женское начало акцентируется фамилией, любит раскладывать/рассматривать одежду, что контрастирует с привычками его коллег. Мужское начало оттеняется влиянием и характером его тетушки. Шпонька в детстве был гадкий. Это не просто состояние в прошлом, а оно остается в недоморфном состоянии. Он не любит читать, но читает гадательную книгу, но он читает ее, чтобы найти известные пассажи. Он застыл в своем состоянии, поэтому повесть не может развиваться. Остановившиеся метаморфозы демонизируются.

Итоговая повесть в сборнике Гоголя — это особая форма соотношения повествования. Повесть как жанр устной речи и как жанр письменного различия. Когда повесть напечатана, она теряет измененчивость. Только изменчивая история наделяется истинностью. Сама прагматика слова наделяется налетом утраты, замена устных на печатные слова является утратой.

«Шпонька» построен.необычно, отлич.от др.(как незаконч-е произв-е).Это пародийн.изобр.замкнут-го порстр-ва. Время остановл.(уже 4 г.)Герой на границе, он долж, измениться, но процесс не заверш-н.Он застыл, постоян.отклад-т женитьбу до бесконечн.Все неестеств.(И.Ф.наделен женск.чертами, его тетушка-мужск.)-это пародийн.двойник «Страшн.мести». В осн. «Вечеров» трагич.мироощущ-е, мир превращ-ся в полумертв.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал