Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Григоровича в контексте натуральной школы






Натуральная школа в РусЛите

В 30-40 годы этот термин обозн. писателей, которые в качестве ориентира выбрали Гоголя. Сам термин принадлежал Белинскому.

Физиологический очерк. Применительно к социуму этот термин стал использоваться во Франции. Писатель мыслит себя теперь как классификатор явлений реального мира. Ключевым принципом этих писателей стало выделение типов. Писателем выбирается локальный узкий срез общества:

1. Персонажи выделяются по одному принципу: социальному или сословному. Либо проф критерий.

2. По среде обитания. Сборник Петербургские углы, Петербургские вершины.

3. По описанию бытовых занятий, традиций и обычаев.

Независимо от принципов локализации в таких текстах создаётся образ реального мира, который создаётся независимо от воспринимаемого его сознания. Вопрос: как влияет на человека среда. Сентиментально-натуралистический очерк. Дело, в первую очередь, в природе человека. Деятельность человека не сводится к его сущ-ю. Ярчайшим представителем сентиментального натур. является Григорович (1822-1900). Петербургские шарамнщики - 1846 год. Текст построен как совокупность различных типологий шарманщиков. Шарманшщики по большей части оказываются иностранцами (итальянцами). Стремление вызвать сострадание читателя.

Григорович долго и тщательно изучает " натуру" - уличных музыкантов, жизнь которых заинтересовала его.

Результатом этих наблюдений явился очерк " Петербургские шарманщики", опубликованный в первой части " Физиологии Петербурга" (1845). Альманах этот уподобился манифесту новой литературы, которая становится известной под именем " натуральной школы". Писатели " натуральной школы" первыми обратили внимание на изучение повседневной будничной жизни мелкого чиновника, мастерового, прислуги.

Писатель еще не поднимается до выявления социальных причин бедственного положения бродячих артистов, но правдивое в яркое изображение нищенской жизни городских полупролетариев уже само по себе зачисляло очерк в разряд обличительной литературы, вскрывающей пороки николаевской России. В своей новой повести " Деревня" (1846) Григорович пишет о жизни самых низов общества - крепостного крестьянства. Проблема " крещеной собственности" и связанные с ней многочисленные социальные, экономические и этические вопросы стала к тому времени чрезвычайно злободневной. Он винит в трагедии Акулины не жестокосердого барина, а весь уклад рабовладения. Вначале писатель изобразил помещика, как это явствует из черновика " Деревни", взбалмошным самодуром. В окончательном варианте такая характеристика отсутствует, ибо для Григоровича важно было доказать, что и не притесняющий крепостных барин пагубно влияет на их судьбу.

Гибельная власть плантаторских нравов, убеждает писатель своей повестью, растлевает все, что находится в сфере ее влияния. Рушатся семейные и общественные связи, предаются поруганию человеческие чувства.

Григорович делает в " Деревне" попытку перейти от очерка к сюжетному повествованию, хотя его намерение претворяется в жизнь не всегда последовательно. " Очерковость" в повести сказывается, в частности, в том, что душевный мир героини занимает автора меньше, чем внешние подробности деревенской жизни.

Еще больший успех выпал на долю " Антона Горемыки", напечатанного в 1847 году в некрасовском " Современнике".

В новой повести Григорович сделал значительный шаг вперед. Он не только изображал страдания народные, но и подводил читателя к выводу: терпение крестьян может истощиться, и тогда не миновать новой пугачевщины. Первоначально " Антон Горемыка" так и заканчивался. Мужики, доведенные до отчаяния притеснениями немца-управляющего, брались за дреколье. Антон из зажиточного превращается в последнего мужика в своей деревне, потому что посмел выступить против всесильного управляющего. Многочисленные бедствия, свалившиеся на Антона, надломили его силу и волю, во не ожесточили души. Он делится с нищенкой последней краюшкой хлеба, ласково и заботливо воспитывает чужих детей. Одновременно с Тургеневым писатель раскрывал народную " душу живу", сравнивая ее с " мертводушием" господ и их присных.

Антону противопоставлен в повести сатирический образ управляющего Никиты Федоровича, " подлого холопа, с детства привыкшего служить чужим страстям и прихотям", как охарактеризовал его Белинский. Душевную глухоту, разобщенность мужиков писатель объясняет все тем же крепостным строем, подавляющим в людях все человеческое.

В сороковые годы окончательно формируется мировоззрение Григоровича. Во многом оно базируется на идеях, выдвинутых Белинским и писателями " натуральной школы". Этим идеям Григорович остался верен и в дальнейшем.

1848 год для России знаменовал начало " мрачного семилетья". Николай I, напуганный французской революцией, усилил давление на общественную мысль до последнего предела.

В " Современнике" Григорович печатает остросатирические " Очерки современных нравов" (1857), устанавливая диагноз нравственной болезни чиновного мира - бездушие, карьеризм, низкопоклонство.

Надеясь обрести душевную и творческую форму, Григорович предпринимает в 1858 году путешествие за границу на военном корабле " Ретвизан". он опубликовал путевые записки, которые так и назывались - " Корабль " Ретвизан".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал