Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От художника к пророку: эволюция позднего творчества Гоголя.






Поздний Гоголь выступает не как художник, а как пророк. В поздние годы творчества Гоголь переживал глубокий душевный кризис и был на грани психического расстройства. В эти годы писатель давал своим ранее написанным произведениям неожиданную парадоксальную трактовку. Находясь в тяжелой депрессии. Гоголь уничтожил второй и третий тома поэмы «Мертвые души», и одной из причин этого поступка было болезненное неприятие писателем своего творчества.

В произведениях позднего периода чувствуется мистическая тревога автора, присутствие чего-то зловещего в мире и желание победить это смехом. В петербургских повестях фантастический элемент резко отодвигается на второй план. В произведениях последнего периода («Ревизор», «Мертвые души») фантастический элемент в сюжете практически отсутствует. Изображаются события не сверхъестественные, а скорее странные и необычайные (хотя в принципе возможные). Зато манера повествования (стиль, язык) становится все более причудливой.

Вторая редакция повести «Портрет». Все мотивы поверхностного зла связаны с красотой. Полотно плоское. Художник Чартков изначально мыслит себя человеком, который может фиксировать внешнюю красоту. Исчезает глубина. Потрет — вещь живое изображение. Зловещим оказывается любой портрет. Зло, когда человек привязывается к поврхностному. Нужно не смотреть на мир, а заключать его в свою душу. Образ странника, движение которого нигде не задерживается. Он должен странствовать так, чтобы не видеть ничего. Это уже не писатель, это пророк.

Последней законченной книгой Гоголя стала «Выбранные места из переписки с друзьями».

Выход книги был намечен на 1 января 1847 года. Состоит из выдержек реальных писем людей. Книга — лит произведение, одно из самых изощренных произведений, кот должно было выйти за рамки. Это должно был ознаменовать переустройство мира и преобразование России. Книга вызвала противоположные мнения. Вяземский считал это лучшим произведением Гоголя. Плетнев связывал с этим произведением новую эпоху в рус лите. Но большинство говорило, что Гоголь сошел с ума. Эта книга — плод безумия, а не гения. (Безумцы всех умней (с) Льюис Кэролл)

Гоголь проповедник, учитель жизни. Начинается вступление и продолжает завещанием. Это мотивировано тем, что там доминируют две темы: смерть и паломничество в Иерусалим. В этом завещании возникает мотив страха быть похороненным заживо. Смерть неоднократно была в жизни (говорится в предисловии и завещании). Гоголь оставляет череду неисполненных просьб. Просит опубликовать произведение «Прощальная повесть», но она не была написана. Он не хотел, чтобы его портрет был известен, несмотря на самоуничижение, Гоголь отождествляет себя с Иисусом. После выхода этой книги Гоголь не вернул свои творческие силы. Работа над вторым томом МД не могла состояться. Незаконченность второго тома мотивирована прахом выбранных мест.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал