Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образы иного мира в «Миргороде».






В сборнике, мир распространяется в пространство, которое противится превращенияяяяяяяяяяяяяяяяяям. Компонент, связанный с тематизацией государства в человеческом бытии, играет не главную роль. Эта тема латентна. Гоголь моделирует ситуацию, когда идеальное гос-во 18 века прекращает эволюционировать. Мир, в котором не работает гос-во, воспринимается по-другому в 18 веке. «Хризомация» - царь, который является магом. Монарх — человек, который преображает природу в культуру. История бытия — это история, когда монарха нет. Теперь обычный человек не защищен от диструктивного влияния мира и земли, которые пытаются смести все человечество.

Следы прежнего гос-ва сохраняются в повести «Старосветские помещики». Мир воспроизводит империческое хозяйство в миниатюре. Главной фигуры нет, миниатюрный гос.мир стремится ограничить себя от природы. Мир, в котором близость стихий проявляется плодородие, рождаемость. Это мир, который не может получить продолжения. Такой мир в этой повести рушится. Пропадает киска, она убегает через щель в полу и возвращается одичавшей. Хозяйка принимает ее как пришедшую смерть и через некоторое время умирает. Как только появляется прореха, все в этом мире рушится, меняется. Мир исчезает, остается одна растительность.

Ключевую роль в семантике текста играет повесть «Вий». Фольклор в повести толкуется как романтический мистицизм. Возникает образ треугольника, когда описывается имение Сотника (око, заключенное в треугольник), когда описывается нечисть в конце повести (два прообраза треугольника). С дороги к поместью происходит наклон вниз. Низшей точкой является церковь.

Встреча с Вием заключает в себе аллегорическую семантику. Полет Хомы на ведьме — открывается стихия земли. Она в облике моря, в глубине — солнце. В глубине темной материи заключена частица света, человек должен выпустить этот свет.

Хома Брут — имя, обыгрывающее латинскую фразу homo brutus – грубый человек. Его бытие сводится к плотским потребностям, встреча с Вием — это встреча с собственной природой ХБ.

Авторский пласт значений связан с изменениями восприятия двух миров: мир нечисти и современный мир. Специфика взаимоотношений между двух миров видна, если обратиться к образу слова.

1. Слабые слова перед силами зла. ХБ теряет дар речи.

2. Расхождение между устной и письменной речью.

3. Слова сравниваются с нестандартными явлениями. Ведьма — смола (риторические тропы).

4. Непредсказуемость реакции, которая последует на речевой акт. Главная причина, которая губит ХБ.

Семантическая рифма к эпизоду начальной сцены будет конечный эпизод «Волчий вой».

Неполное знание о происходящем. Любая человеческая активность приводит к печальным результатам (Паночка оживает от молитвы Брута). Зло, которое существует в Вие, так же существует и в мире, где человек может его избежать. Зло в «Миргороде» агрессивно, от него нельзя спрятаться, оно проникает всюду. Земля сквозная, через которую выходит зло.

 

Тарас Бульба. Сказочные мотивы:

1. Когда в запорожскую сечь прибывает вестник. Упоминается о том, что поляки, как черти запрягли людей. Согласно сказкам, в аду черти запрягали людей в коляски. Польша не христианская страна, а иной мир. Сообщеня между мирами, несколько разных совместных путей.

2. Собачья символика. Собака — маркер демонизма. Поляки и казаки называют друг друга собаками. Андрий сравнивается с бычьим псом.

Несколько разных путей из сечи в речь посполитую (из одного мира в другой):

1. Запорожская сечь в военном походе

2. Андрий попадает в польский мир через подземный ход.

3. Тарас Бульба попадает на казнь Остапа в печи.

Польский мир — женский. Андрий приобретает там женские черты. Запорожцы — это мужской мир. Они пренебрегают красотой, изяществом и женским началом. Поляки стремятся к женской красоте.

Первая встреча Андрия с паночкой: через трубу. Труба — это традиционный канал сообщения, через который проникают черти. Паночка пугается, но потом наряжает Андрия в свои украшения. У Гоголя человек, попавший через трубу в другой мир, приобретает женские черты.

Вторая встреча: Андрий попадает в Дубны через подземный ход — печь. Андрий проникает туда с мукой и хлебом. Печь — традиционный канал между двумя мирами. Там Андрий вновь приобретает женские черты (одет красиво).

Тарас Бульба попадает в Польшу в телеге, которая наполнена кирпичами. Телега уподобляется печи. Янкель выдает его за иноземца, переодевает его в польское шмотье (женские черты). История Андрия повторяет историю Хомы Брута.

В Тарасе Бульбе происходит взаимодействие между женским и мужским мирами. Эта ситуация подвержена испорченности мира. Мир, который поврежден.

 

Пов. о том, как.. Это пародийная повесть Гоголя. Повесть, где разрушается идеальная дружба. Идиллические образы двух Иванов. Человеческий мир не вполне человечен. Это повреждение может расцениваться как причина ссоры. Дружба, которая связана веревкой чертам, неестественная. Причина ссоры: И.Н обозвал И.И гусаком. Первоначальная причина — из-за ружья. Облик И.Н обыгран зоологическими чертами: он тучен, любит лежать на полу без одежды, слухи, что он родился с маленьким хвостом (намек на свинью). В образе И.И нет черт гусака, кроме рта. Зооморфными чертами обладает И.Н. человек, который постепенно принимает черты животного. Одна из черт — постоянное разрастание его в пространстве, он становится все больше, объемнее. И.И вытсупает в роли человека, который превращает природу в культуру. Любит употреблять в пищу дыню, семечки собирает в бумажку и подписывает ее. Если И.Н увеличивается в объеме, то И.И занимается созданием письменных текстов. Письменные документы распространены как природная плоть. Они разрастаются как растительность. Культура редуцирует себя по природному принципу. Ружье становится причиной разделения мира надвое. Ружье — это метонимия прежнего мира, гармония сосуществования. Свиньи в городе находятся за рамкой человеч мира. Куры и гуси выступают как более культурные, нежели свиньи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал