Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повесть нос.






Утрата носа мыслится Ковалевым как потеря всего. Повесть заключается в оппозиции части и целого, видимого и невидимого. Но нос для человека — это принадлежность к социальным группам, эмблема публичного существования человека. Лишившись носа, Ковалев становится посторонним «без носа ты не можешь видеть и тебя не могут видеть». Когда нос переходит в сферу публичности, превращается в культовый знак человеческого бытия, приобретает свойство статуса. История связана с публичной жизнью майора. Он был коллежским асессором, но, чтобы поднять свой авторитет, заставлял называть себя майором (задирал нос). Религиозная стихия воплощается в появлении носа. Нос находят в хлебе. Хлебные мотивы связаны с беременностью, нос связан с новорожденным. Проообраз носа — сказочный герой «мальчик с пальчик». Он быстро взрослеет (мотив, когда герой попадает в подводный мир и возвращается богачом), нос связан с сакральными образами, повесть открывается точной датой 25 марта — праздник благовещения. Вся история носа связана с сакральной топикой: бросается в воду возле исаакеевского собора, встречается в казанском соборе.

Нос является неестественным путем, непорочным. Нос бросается в реку, нос повторяет Христа. Нос обретает упокоение на лице Ковалева 7 апреля. Это время между православием и католичеством. Последнее звено — дух. У Гоголя нос сам источает запахи. Нос и дух у Гоголя синонимы. Рождение носа, рождение телесного духа, ставшего телом, отсутствие носа в лит традиции — это сифилис.

Ковалев обвиняет в несчастьи то, что его прокляли. Он не обладает производной силой. Нос — сила телесная, телесной репродукции. Антимир, в который приходит антибожество.

Повести Коляска и Рим. Их маргинальность связана с непетербургским характером.

Коляска в пародийном мире представляет устр-во гоголевского Петербурга. Город Б. Возможно, сокращение от Бург-Город. Сначала можно заметить сходство с Коломной. Затем - появление признаков и качеств Петербурга. Мотив самостоятельного существования усов. Ещё один мотив - табачный дым, который наиболее интенсивно проявляет Себя на празднике. Они играет роль петербургского тумана.

Зависимость человека от внешнего мира пародийно реализуется в мотиве бессознательного подчинения человека обстоятельствам. Сама история с коляской тайно выглядит как пародийный двойник рождения. Герой прячется в коляске, он подобен рождению. Человек как ребёнок, как беззащитной сущ-во сталкивается с ситуацией, когда он оказывается в беспомощности.

В коляске проблематикой является субъектно-объектные отношения. В повести происходит агрессивное вторжение в персональное бытие человека; человек не может скрыться от мира.

Рим. Жанровая принадлежность - отрывок, обозначена самим Гоголем. Это отрывок недописанного Гоголем романа об Италии «Аануциато». В Риме героиня может воплотиться в своей красоте. Образ физически воплощенного совершенства, воплощение небесного божества в земных образах. Совершенство это - в полноте. Это то, что невозможно в Петербурге. В форме отрывка Гоголь блокирует типовое развитием сюжета встречи с женской красотой. Зловещая коннотация: встреча с красивой женщиной добром не кончится. Здесь обнаруживается ненадёжность всего привычного, постоянное сокрытие чего-либо от человека. С концентрацией внимания на внешнем проявлении бытия связано понятие художника. Художник может оказаться бессознательным сотрудником зла, потому что он не контролирует свой дар, так как не выходит за рамки внешнего. Сюжет Рима — встреча князя Ануцианто. Здесь сюжет обрывается, чтобы лишить красоту демонизма.

 

7. Драматургия Гоголя. «Ревизор». сюжет «подарил» Пушкин. В основу комедии положен анекдот о мнимом ревизоре. В «Р.» и юмор, и сатира=> сатирич.комед.Сюжет: в г.N показана печальн. картина бю­рократич-го гос-ва, взяточн-во, подхалимство.Фамилии говорящ-е.«Всем досталось, а мне более всех!»-Ник.I.Облич.общ-х пороков-основа соц-й сатиры Гог.но для Гог.важнее нравств-е, философск.знач-е.Типизация героев(хлестаковщина).Путаница происх.из-за страха(«в страхе», «в испуге», «дрожа всем телом»-ремарки).Хлест.пуст, и эта пустота может заполняться чем угодно (он м.б.влюбленным, писателем, светским человеком, ревизором)Хлестаков-лучшее во­площение той абсурдной бюрократ-й систе­мы.Гл.гер.—смех-очищающая сила, позвол-я ч-ку увид.себя со стороны, свои минусы. призыв Г-ля: загля­нуть в себя и произвести «ревизию» в самом себе — пока еще не поздно.Нужно пробуждение подлинной человеческой совести—для этого треб. истинный ревизор — Верховный Судия-смысл Нем.сцены-Это«последняя сцена жизни»(с.)Гоголь.Хар-р символичен.Нем.сцена появ.в окончат.редакции 1842 года-переворот в мировоззрении Г. -осознание того, что русская жизнь рас­колота, русские люди внутренне разобщены-ему по силам предостеречь.Зло, с кот.воюет Г.-внутр.

«Игроки». В СССР счит-сь аморальной. Сюжет вокруг «денежного капитала»-двигатель поступков героев.Жажда обогащения породила паразитический образ жизни.Пародия на жизнь-содерж-е бытия.На один сюжет(литерат-й и наклад-ся 2й(подлинный)-Ихарев все хочет обмануть всех и сам оказ-ся обманутым. Ложь-единствен. истина.Герои-воплащение лит.масок «Реальность» разыграна. «все обман, все мечта, все не то, чем кажется»(с)Гог.Актеры, играющ-е на сцене, играют актеров-актеры в квадрате. «Игроки»-самое смел.произв.д/сцены.Два осн.принципа: отсутствия и мнимого присутствия. «И.» — пьеса без любви(одна из основных эл-в комическо отброшена). Ихарев—безнравственный, упорный, умный, соединение фаустовской изобрет-ти и буржуазной жажды наживы, должен выйти на сцену победителем Зритель находится в простр-ве реаль ности, а сцена в простр-ве театральн-ти. Затем наоборот. (обманщик — един ственный честный и обманутый). Честный че
ловек -обманщик, играющ. роль честного ч-ка=> проблемf двойных ролей.Возник-т вопрос«Что есть истина?» (перевернута «Женитьба Фиг.», все сним.масеи ток в конце)Фигаро крутит всеми сам, а Ихарев(самый ловкий)обманут


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал