Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Серебряный век» русской культуры (1880-1920 гг).Стр 1 из 12Следующая ⇒
Лекция 6. Величайшие потрясения в первой четверти ХХ в.
Серебряный век» русской культуры (1880-1920 гг). Особенности культуры России второй половины XIX — начала XX в.: — впитала художественные принципы предшествующего времени: а) внимание к социальным проблемам, б) реалистическое отображение жизни; — сохранила свой национальный характер — народное творчество становилось основой оригинальных произведений деятелей культуры; — продолжала впитывать лучшие западно-европейские достижения — усилилась взаимная связь двух культур. Факторы, влиявшие на развитие культуры России: — освобождение крестьян от крепостной зависимости, увеличившее культурные потребности населения, в первую очередь, в области образования; — капиталистическая модернизация сельского хозяйства и промышленного производства стимулировали научно-технический прогресс, ускоряли внедрение в практику новых научных достижений, усиливали потребность в квалифицированных мастерах и технически образованных рабочих; — реформы 1860—1870-х гг. вызвали необходимость в в специалистах-администраторах, юристах, врачах и преподавателях; — подъем общественного движения и формирование демократической интеллигенции из разных социальных слоев населения; — правительственная политика, воздействие которой проявлялось по трем линиям: — первая была направлена на удовлетворение потребностей государственного управления и экономики и в целом развитие культуры. Поэтому около 10% государственного бюджета тратилось на образование и науку, театр и изобразительное искусство, медицинскую помощь, социальное призрение и др.; — вторая была нацелена на создание препятствий для демократизации культуры; — третья выражалась в воздействии на общественное сознание в духе обновленной теории «официальной народности». Реализация такой политики обеспечивалась правительственным контролем всех сфер культуры. В России, в отличие от стран Западной Европы, не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако возможности приобретения грамотности в пореформенный период постепенно расширялись. Начальное образование во второй половине XIX в. давали школы нескольких типов: — государственные школы, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения; — церковно-приходские школы; — земские школы; — деревенские школы грамотности, существовавшие на основе добровольных сборов крестьян. Начальное образование дети получали в течение 1—3 лет. Их обучали письму, чтению, счету и Закону Божьему. Лишь в земских школах давались некоторые знания по истории и географии. Важную роль в образовании взрослых играли бесплатные воскресные школы. Программа обучения в них была рассчитана на более широкое, чем начальное, образование: давались не только азы грамотности, но и основы знаний по химии, физике и географии, а также элементы профессионально-технических знаний. Преподаватели формировались из демократически настроенной интеллигенции. Во второй половине XIX в. грамотность населения в России повысилась с 6% до реформы 1861 г. до чуть более 30% в начале XX в. Для России это был крупный успех, но она значительно отставала от многих западно-европейских стран, в которых существовала всеобщая грамотность населения, а в некоторых — грамотность достигала 80%. Среднее образование давали: — гимназии (мужские и женские), в которых большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных и древних языков; — реальные училища, в которых упор делался на прикладные, естественно-технические знания; — военные и духовные училища, институты благородных девиц. В 1887 г. «Циркуляр о кухаркиных детях» запретил принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Он наиболее ярко продемонстрировал антидемократическую политику в области среднего образования как способ сохранения его сословности. Количества средних школ было недостаточно для удовлетворения потребности страны в образованных людях. Высшее образование достигло значительных успехов: — созданы университеты в Одессе и Томске; — быстро росло количество специальных высших учебных заведений: Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились и частные высшие учебные заведения; — для девушек были открыты Высшие женские курсы в Петербурге и Москве, существовавшие на общественные средства.
|