Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Особенности развития техники в новейший период (XX-XXI вв.).
Современную этап развития общества справедливо называют «техногенным», поскольку техника является определяющей сферой, оказывающей влияние на все аспекты бытия человека. Более того, если в предшествующий период техника являлась придаточным звеном науки, то в новейшее время техника рассматривается как сложный и многомерный социокультурный комплекс. В частности в этот период техника выходит за рамки технического знания в сферу философского обобщения, формируя специальную область знаний - философию техники. В конце XIX в. появляются первые концептуальные подходы к определению техники (Ф. Рело, Э. Капп, П. Энгельмейер). Техника также «вырастает» за пределы инженерно-экспериментальных и машиностроительных задач: она становится теорией управления (тейлоризм). Скачок в техническом развитии произошел после Второй Мировой войны, главным событием которого является научно-техническая революция. Ее выражением стало появление ЭВМ, формирование теории информации и кибернетики, становление и развитие микроэлектроники, компьютерной техники. Изменение масштабов и форм взаимодействия науки и техники отразилось на облике всей системы связей человека с миром. Многие исследователи, перечисляя черты нового этапа развития техники, относят их к неклассическому типу рациональности: 1. Появление новых форм организации знаний, связанных новейшими технологиями ЭВМ; 2. Дифференциация отраслей знаний для решения конкретных практических задач; 3. Преобразование традиционных форм, норм и идеалов научного исследования. 4. Появление комплексных исследований, затрагивающих всю совокупность технических, естественнонаучных и общественных наук. Фундаментальное различие между классическими и неклассическими техническими дисциплинами, проходит в области понимания предмета и целей исследования. Так, классические дисциплины ориентированы на определенный проектируемый объект (механизм, машину, устройство). Вторые же, усматривают объект исследования в комплексе сложных научно-технических проблем, имеющие свои уровни и классы, а также не одну, а целый комплекс научных знаний и дисциплин. Соответственно к неклассическим формам технических знаний можно отнести информатику, системотехнику, различные формы системного проектирования, которым свойственно создание сложных технических систем. Другой отличительной чертой неклассического периода является изменение методов и теоретических подходов. Так для комплексного теоретического подхода неприемлемы понятия естественных наук, такие как аксиома, теорема, закон и пр. Результаты, получаемые на практике, фиксируются в форме методических рекомендаций, предписаний: программа, прецеденты, культурные образцы. Эксперимент, проводимый с помощью компьютера, меняет свои былые формы: он становится средством математизации. В последние десятилетия, когда техника с человеком и природой образует особую замкнутую систему, в которой техника нередко определяет развитие данной целостности, появляются призывы к включению ценностных регулятивов для контролирования ее влияния. В этой связи, В.С. Степин, кроме отмеченных классических и неклассических типов рациональности, рассматривает и третий тип развития науки – постнеклассический. Автор характеризует его как соотнесенного не только с пониманием особенностей средств и форм деятельности, но и с анализом ценностно-целевых установок [8]. Главный посыл в сложившейся исторической ситуации, как коэволюции человека – природы и техники, – это формирование в себе способности соотносить свою деятельность с живой экосистемой, предупреждая разрушительные последствия научно - технической деятельности.
|