Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы.






1. Перечислите особенности развития западных стран, которые способствовали изменениям в духовной культуре общества

2. Какие направления развития искусства преобладали во 2 половине XX века на Западе? Перечислите представителей этих направлений.

3. Назовите главные причины возникновения массовой культуры. В чем ее отличительные особенности?

4. Определите положительные и отрицательные черты массовой культуры.

5. Какую роль играет массовая культура в жизни общества? Какие последствия массовой культуры вы можете назвать?

6. Дайте характеристику направлению посмодернизм? Перечислите предпосылки его возникновения

7. Подготовьте презентации по направлениям постмодернизма в живописи, литературе, театре.

 

Тема 8. Развитие культуры в России во второй

половине XX века

 

План изучения темы

1. Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

2. Советская культура конца 1960-х — 1980-х гг.

3. Диссидентское движение

4. Культура эпохи перестройки

5. Духовная жизнь демократической России

1. Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, благодаря ослаблению цензуры, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее долгое время замалчивавшиеся стороны жизни советского общества.

А.И. Солженицыну удалось опубликовать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю ГУЛАГ а и показал истоки преступлений сталинского режима, в СССР изданы не были, а сам Солженицын вынужден был эмиг­рировать.

В период, когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политическим наследием сталинизма, многие ранее принятые решения о запретах на издание ряда художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, были отменены. Вновь начали публиковаться стихи А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой. Отечественные фильмы, в частности таких режисеров, как С.Ф. Бондарчук (1920—1994) я А.А. Тарковский (1932— 1986), стали представляться на международных кинофестивалях где они занимали призовые места. Звания народных артистов СССР были удостоены музыканты СТ. Рихтер (1915—1997) Г.В.Свиридов (1915-1998),

Г. Н. Рождественский (р. в 1931), творчество которых завоевало всемирную известность.

Общественность страны получила возможность вновь ознакомиться с работами таких композиторов, как Д.Д. Шостакович (1906-1975), С.С.Прокофьев (1891-1953), А.И. Хачатурян (1903- 1978), В.Я. Шебалин (1902-1963) и др., произведения которых власти сочли антинациональными. Несмотря на попытки творческих союзов, контролировавшихся КПСС, отстаивать «чистоту» социалистического реализма в искусстве, все более широкое распространение получали новые направления в живописи и скульптуре. В 1960 — 1970-е гг. появилось так называемое неофициальное искусство. Его представляли скульпторы ВЛ. Сидур (1924—1986) и Э.И. Неизвестный (р. в 1925), художники ИМ. Кабаков (р. в 1933), Э.В. Булатов (р. в 1933), О.Я. Рабин (р. в 1928) и др. Они продолжали традиции русского авангарда 1910 — 1920-х гг. и осваивали современные тенденции западного искусства.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого пытались обращаться к людям с помощью необычных художественных средств — символов, подписей, лозунгов, предполагающих соучастие зрителей в действии. Проводились так называемые художественные акции, цель которых состояла в том, чтобы заострить внимание на волновавших общество проблемах.

Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арт, в иронической и гротескной форме передавало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни, высмеивая официальную пропаганду. Не имея возможности полноценного художественного творче­ства, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жизни. В практику вошли регулярные встречи Н.С. Хрущева с представителями интеллигенции, на которых им указывалось, как и что можно и нужно представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки свободы творчества, подвергались осуждению. Была снесена бульдозерами выставка художников-авангардистов. Многие писатели и поэты — АЛ. Вознесенский (р. в 1933), Д.А. Гранин (р. в 1919), В.Д.Дудиицев (1918-1998), Е.Л. Евтушенко (род. в 1938), К.Г.Паустовский (1892-1968) и др. постоянно подвергались критике за идеологическую невыдержанность их творчества.

2. Советская культура конца 1960-х — 1980-х гг.

С завершением периода «оттепели» КПСС пыталась ужесточить контроль над сферой духовной жизни общества, запретить командно-административными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны метода социалистического реализма. Инструментами выступала партийно­государственная монополия на издательскую деятельность, кино-, радио- и телевизионные каналы. Широко использовалось глушение зарубежных радиостанций, ведущих свои передачи на русском языке («Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», Би-би-си и др.). В них в условиях «холодной войны» власти видели исключительно пропагандистское оружие стран НАТО против СССР, хотя зачастую передачи знакомили граждан СССР с жизнью за рубежом, с развитием миро­вой, в том числе и отечественной, культуры.

Многих писателей и поэтов, рассматривавших советскую действительность в стиле критического реализма, ждали публичное осуждение и изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений.

В 1965 г. за попытки продолжения традиций литературного творчества периода «оттепели» и издание своих работ за рубежом были арестованы и приговорены к лишению свободы писатели АД. Синявский (1925-1997) и Ю.М Даниэлъ (1925-1988). Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В.П.Аксенов (р. в 1932), В.Н. Войнович (р. в 1932), Э.В. Лимонов (р. в 1943), В.Е. Максимов (1930-1995), В.П.Некрасов (1911- 1987), И.А. Бродский (1940-1996), режиссер ЮЛ. Любимов (р. в 1917) и многие другие, не желавшие приспосабливаться к новым условиям.

Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960—1970-е гг. деревенская проза. Ее представители - В. И. Белов (р. в 1932), Ф.А. Абрамов (1920-1983), В А.

В.Солоухин (1924-1997), В.М.Шукшин (1929-1974) открывали читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций, будили интерес к русской национальной культуре. В их произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.

Политика репрессий и «осуждений» в отношении свободомыслящей интеллигенции ускорила падение режима КПСС. Общественное мнение в СССР не могло принять и понять утверждения партийных идеологов, что любимые многими писатели и поэты враждебно относятся к родной стране, сотрудничают с зарубежными спецслужбами.

Карательным органам не удалось изолировать общество от духовного влияния оппозиционно настроенных интеллектуалов. Изданные на Западе, переписываемые от руки их произведения распространялись огромными тиражами. Даже многие классики советской литературы, имеющие официальное признание (такие, как фантасты братья Л.Я. Стругацкий, 1925—1991 и Б.Н. Стругац­кий, р. в 1933), писали «в стол». Их работы также доходили до читателей, передаваясь из рук в руки.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких поэтов и исполнителей, как В. С. Высоцкий (1938—1980), Б.Ш. Окуджава (1924—1997), хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнялись их многочисленными поклонниками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал