Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Креативный класс







 

Подъем креативной экономики серьезно повлиял на распределе­ние членов общества по группам и классам. Различные авторы в течение многих лет обсуждали появление новых классов в раз­витых промышленных странах. Работы Питера Друкера и Фрица Махлупа периода 1960-х посвящены описанию растущей роли и власти представителей новой профессиональной группы, которых они назвали " ра­ботниками интеллектуального труда" 1. В 1970-х Даниел Белл обратил внима­ние на новую, более меритократическую классовую структуру, охватываю­щую ученых, инженеров, менеджеров и администраторов, возникшую в результате перехода от промышленной экономики к " постиндустриальной". Социолог Эрик Один Райт на протяжении нескольких десятилетий писал о развитии " профессионально-административного класса" 2. Уже в наши дни Роберт Рейх предложил термин " символические аналитики" для описания специалистов, оперирующих идеями и символами1. Все эти эксперты зани­мались экономическими аспектами новой классовой структуры, которой посвящена моя книга.

Другие исследователи рассматривали формирующиеся системы социаль­ных норм и ценностей. Пол Фасселл пророчески включил в теорию " класса Икс" многие особенности, которые я теперь считаю принадлежностью кре­ативного класса. Ближе к концу своей книги " Класс" (1983) — после остро­умного обзора статусных признаков, отличающих, скажем, высший сред­ний класс от " рабочей аристократии" — Фасселл отметил наличие растущей " группы Икс", которая, казалось бы, не укладывалась в рамки ни одной из существующих категорий:

«Никто не рождается человеком группы Икс... мы зарабатываем принад­лежность к ней в процессе напряженного поиска, обязательным условием которого являются нетипичность и оригинальность... Молодые люди, стремящиеся в города, чтобы посвятить себя " искусству", " литературе", " творчеству" — фактически, чему угодно, что может избавить их от выше­стоящих — и есть претенденты в группу Икс... Если, как сказал Ч. Райт Миллс, представитель среднего класса — это " всегда чей-то подчинен­ный", то человек группы Икс не принадлежит никому... Эти люди облада­ют независимым мышлением... Они обожают работу, которую делают, и не бросают своих занятий до самой смерти; понятие " пенсия" имеет смысл только для тех, кто работает по найму или для " рабов зарплаты", которые терпеть не могут свою профессиональную деятельность»'4.

 

В 2000 году Дэвид Брукс обрисовал смешение богемных и буржуазных ценностей, характерное для представителей нового общественного образо­вания, которых он назвал " бобо" (англ. the Bobos, от слов " Bohemia" — бо­гема и " bourgeoisie" — буржуазия). Моя трактовка этого синтеза (см. гл. 11) несколько отличается от взглядов Брукса, поскольку для меня важнее пре­одоление двух этих категорий в новом креативном этосе.

Мне бы особо хотелось подчеркнуть, что базой креативного класса явля­ется экономика. Я выделяю его как экономический класс и утверждаю, что его экономическая функция поддерживает и определяет социальные и культурные решения креативных профессионалов, равно как и их образ жизни. Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности. Таким образом, в него вхо­дит великое множество работников интеллектуального труда, символиче­ских аналитиков, а также лиц свободных профессий и технических специа­листов, но принципом объединения служит их реальная роль в экономике. И моем определении класса акцент ставится на способах самоорганизации людей в социальные группы, а также на общей идентичности, основанной преимущественно на их экономической функции. Социальные и культур­ные предпочтения, модели потребления и социальная идентичность зави­сят именно от последней.

Я не говорю об экономическом классе с точки зрения владения собст­венностью, капиталом или средствами производства. Используя понятие " класс" в этом традиционном марксистском значении, мы остаемся в пре­делах базовой структуры, состоящей из капиталистов, которым принадле­жат средства производства и контроль за ними, и наемных рабочих. Но в паше время обобщенные категории " буржуазии" и " пролетариата", " капи­талистов" и " рабочих" почти утратили свой аналитический потенциал. Чле­ны креативного класса обычно не владеют какой-либо существенной собст­венностью в материальном смысле. Их собственность, проистекающая из творческих способностей, не имеет физической формы, поскольку распола­гается буквально у них в мозгу. Мои практические исследования и интервью дают все больше свидетельств тому, что если представители креативного класса пока и не рассматривают себя в качестве единой общественной груп­пировки, в реальности их объединяют общие вкусы, желания и предпочтения. В этом отношении новый класс, возможно, не имеет таких отчетливых признаков, какие отличали промышленный рабочий класс в период его рас­цвета, но определенным единством он уже обладает.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал