Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великан Сюкбей — персонаж, близкий менквам.
№ 141 Зап. А. Баландиным в 1933—1934 гг. в сел. Оурья на р. Ляпин от М. Гындыбипа, 35 лет, или в сел. Шекурья на р. Ляпин от И. Сайнахова, 28 лет, или в сел. Нарыкары на р. Малая Обь от И. Яркина, 65 лет. Опубл.: 3, с. 98. Пер. А. Баландина. Из серии сказок об Эква-пырисе: герой помогает работникам освободиться от купца, женится на царевне и становится царем своей земли. № 142 Зап. В. Чернецовым в 1933 г. в сел. Яны-пауль на р. Сев. Сосьва от В. Сампильталова. Опубл.: 10, с. 59. Пер. В. Чернецова. Ср. № 151. Эква-пырись хитростью убивает Русского Богатыря. № 143 Зап. А. Баландиным (см. коммент. к № 141). Опубл.: 3, с. 139. Пер. A. Баландина. Эква-пырись ворожит во сне, как освободить свой народ от поборов; он отправляется в Березов. получает от царя княжеское звание и расправляется с начальником, явившимся непрошеным в его землю. № 144 Зап. В. Чернецовым (см. коммент. к № 116). Опубл.: 10, с. 93. Пер. B. Чернецова. Героическое сказание сосьвинских мапси о богатырях-предках, детях Торума, которые в конце повествования превращаются в местных духов-покровителей. Центральный персонаж — женщина-богатырша, в которой можно усмотреть непобедимую дочь Нум-Торума (ср. эпизод борьбы с ней героя в № 108). К ней сватаются сразу два богатыря — с верховий и с низовий Оби. Их сражениям и колдовскому соперничеству с героиней кладет конец Верхний Дух, и они расходятся каждый в свою землю. 1 «Верховым» Уралом манси называют Южный Урал, а «низовым»— Северный. 2 Аут-отыр — четвертый сын Нум-Торума; живет в низовьях Оби, имеет вид щуки и ведает морской рыбой. 5 «Тэ-э!»— восклицание удивления. 4 «Ащ!»—восклицание порицания, насмешки. 5 У северных обских угров женщины носили платок с бахромой в развернутом виде, прикрывая им верхнюю часть лица. 6 «Кэн!»— восклицание досады, удивления. 7 По объяснению рассказчика, Верхнеобский Богатырь был братом героини. * Топал-ойка (младший брат или старший сын Нум-Торума) эдесь выступает в роли Верховного Духа. 9 У хантов и манси существовал обычай захоронения детей под корнями и в дуплах деревьев; чаще это практиковалось по отношению к мертворожденным детям. X» 145 Зап. Л. Каннисто (см. коммент. к № 107). Опубл.: 22, с. 202. На русском языке публ. впервые. Пер. М. Вахрушевой-Балапдиной. Ср. № 146. Героическое сказание манси р. Конда. Два брата забирают в жепы дочь Трехсаженного Лесного Идола и побеждают преследователей. Их юрод подвергается нападеиию ненецкого богатыря, который забирает в плен старшего брата, но не может его победить и заключает с братьями мир. Новая серия сражений с ненецким богатырем пачинается из-за дочери старшего брата; старший брат погибает, а младший просит Торума назначить ему культовое место и превращается в Ас-ях-Торума — духа-хозяина низовий Оби. ' Образ Сибирской Женщины Резаное Железо связан с Уралом, где манси добывали железо. 2 Это предложение отсутствует в тексте, но оно необходимо для понимания содержания. 3 «Глазные звери» п «глазные птицы» (а также «ротовые звери» и «ротовые птицы»)—помощники ворожеи, которых оп заставляет летать в отдаленные места. Опи могут видеть то, что недоступно обычным людям, и беседовать с глазными-ротовыми птицами тех людей, к которым они посланы хозяином. По представлениям сосьвинских манси, у некоторых люден в правом глазу имеется глазной зверь, предсказывающий погоду. На нижней Конде считалось, что человек может перенять способности умершего ворожея, если возьмет из его брови трп волоска. 4 «Ваша тетка»— имеется в виду дочь Трехсаженного Лесного Идола. 6 «Городской столб»—столб для привязывания жертвенных животных. Перед выступлением в поход герои-богатыри обычно совершают около городского столба жертвоприношения духам и испрашивают силу. 6 Имеются в виду манси, которые, согласно мифологии, создапы верховным богом из слюней или стружек. 7 Очевидно, имеется п виду дух Ас-толах-Торум. или Ас-ях-Торум, который живет вместе с семьей в низовьях Оби, где сливается много рукавов. Это второй сын Торума, ведающий всей обской рыбой, птицей и зверем. № 146 Зап. Е. Кузаковой в 1055 г. в сел. Шугур на р. Конда от А. А. Чу-кутаевой, 55 лет. Публ. впервые, из личпого архива собирателя. Пер. Е. Кузаковой и А. А. Чукутаевой. Ср. № 145. Более поздний по сравнению с предыдущим вариант сказания о Трех-сажешюм Лесном Идоле. Здесь вместо матери похищенной невесты протиь героев выступает мужчина — сам Трехсажепный Лесной Богатырь; нет финального эпизода с превращением героя в духа-предка и т. д. ' У хаптов и мапси колыбель с ребенком зашнуровывалась. 2 В космологических представлениях мапси фигурируют три неба: Пут-Торум, Корс-Торум и Кощар-Торум. Здесь под «нижним» небом имеется в виду земля.
|