Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В облике тетери мапси представляли душу сна (см. № 161).
* Медведь послан Верхним Духом следить за перушимостью клятвы. У хантов и манси было принято давать клятву над лапой или мордой медведя. 7 Шкура медведя считается его шубой, которую «снимают», развязывая завязки или расстегивая пуговицы. Во время свежевания их символизируют палочки, которые кладут медведю на живот, а затем разламывают. Число завязок или пуговиц связано с числом душ: у медведицы — их четыре, у медведя — пять. От пола животного зависит и упоминающееся ниже число дней медвежьего праздника. 8 Для доставка медведя из леса делали «колыбель»: сгибали черемуховый прут дугой и соединяли концы дуги тремя поперечными брусками. 9 Во время медвежьего праздника медведю прикрепляли па глаза монеты либо кружки из жести или бересты. 10 «Кайыг-увиг, кай-уйи»— типичный возглас, обычно в начале и коп- це медвежьей песий. JSs 117 Зап. В. Черпецовым в 1935 г. в сел. Ломым-ус па р. Сев. Сосьва от М. Алпина. Публ. впервые по: 11. Пер. В. Чернецова. Ср. № 22, 23. Из серии песен о происхождении медведя. Здесь он сын бедной женщины Мось, которая с трудом его вырастила. Мать просит сына не ходить на дальний конец поселка, но его привлекли игры детей, и он нарушил запрет. Дети принимают его в игру, но затем в испуге разбегаются, когда у него появляются когти, клыки и медвежья шкура. Он покидает мать и уходит в лес М 118 Зап. И. Авдеевым в 1933—1934 гг. в сел. Хурум-пауль на р. Ляпип? от Г. Лясмапова, 35 лет. Опубл.: 1, с. 51. Пер. И. Авдеева. Ср. № 24, 119-122. Из серии медвежьих песеп о зпамепитых охотниках на медведя. Здесь «писана первая добыча медведя Золотым Богатырем, Мир-суспе-хумом. 1 «Звезда»— глаз медведя. 2 «Пенек»— ухо медведя. 8 «Человек, сидящий на лошади белого цвета»— Золотой Богатырь, Мвр-сусне-хум. 4 «Святилище»— сердце медведя. № 119 Зап. И. Авдеевым в 1933—1934 гг. в сел. Оурьипские на р. Ляпин от Н. Гындыбина, 35 лет. Опубл.: 1, с. 45. Пер. И. Авдеева. Ср. № 24, 118, 120—122. Из серии медвен; ьих песен о знаменитых охотниках па медведя. Здесь это Усынг-отыр-ойка — Городской Богатырь. Он нарушает ряд запретов, установленных Нум-Торумом по отношению к медведю: грубо выбрасывает его на берег, отдает мясо собакам, бросает шкуру с головой в «нечистый» чум, где женщины топчут ее и обливают водой от стирки своей одежды, которая считалась особенно «нечистой» (для женщин вообще был ограничен доступ к убитому медведю). Дух оскорбленного зверя призывает других медведей для отмщения Городскому Богатырю. 1 Имеется в виду мифический медведь-предок, который был спущен с неба. № 120 Зап. И. Авдеевым (см. коммент. к № 119). Опубл.: 1, с. 83. Пер. И. Авдеева. Ср. № 24, 118, 119, 121, 122. Из серии медвежьих песен — описание охоты на медведя. Здесь медведь разоряет запасы пищи старика Филина (о нем см. коммент. к № 131 и 177), и тот добывает его в берлоге. 1 Здесь слово Торум имеет значение «погода».
|