Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






У обских угров различались люльки дневные и ночные. 8 Ребенок был пожертвован духу огня.






№ 55

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной в 1970 г. в пос. Корлики на р. Вах от К. Ф. Прасипа, 39 лет. Опубл.: 7, с. 148.

1 В другом варианте этой легенды старуха названа «шаманкой по имени Вели-кур» (Оленья Нога).

2 Под гитарой имеется в виду смычковый музыкальный инструмент (хант. кугелъ-юх) с выемками по бокам корпуса, под домброй — щипковый инструмент типа цитры (хант. наркас-юх, панан-юх). Игра на музыкальных инструментах, в том числе на бубне, говорит о сверхъестественных способностях сыновей, которые в другом тексте прямо названы шаманами.

№ 56

Зап. Н. Лукипой в 1970 г. в сел. Айполово на р. Васюган от А. II. Ая-жипой, 64 лет. Опубл.: 7, с. 149.

1 Нюкуль-велъ, нюкулъта-ку — гиппотизер, ворожей, ясновидец, организатор своеобразного представления, описанного в тексте. В отличие от шамана он пе обращается к Торуму, не совершает молитв, не путешествует в иные миры, пе пмеет специального костюма, и его атрибут — не бубеп, а музыкальный инструмент.

Зап. Н. Лукиной в 1969 г. в сел. Озерном на р. Васюган от П. Колма-кова, 37 лет. Опубл.: 7, с. 152. Ср. № 58—59.

Бытовой рассказ о двух расположенных рядом священных местах» бассейне р. Васюган. Одно из них считалось местом инициации музыкантов (умение играть на музыкальных инструментах расценивалось как дар, полученный от духов; ср. № 55, 66). Второе озеро считалось местом обитания водяного чудовища Вэс, которое ханты называют «мамонтом».

1 Очевидно, место древней кузницы; имеются устные сведения о других кузницах неподалеку от места записи текста — в нос. Айполово, Салаги-чи и др.

№ 58

Зап. В. Кулемзиным (см. коммент. к № 23). Опубл.: 7, с. 156. Ср.

№ 57, 59.

Две следующие былички — рассказы очевидцев о столкновении с Вэс — водяным чудовищем, местами обитания которого считались не замерзающие зимой участки рек и водоемы, куда не садились перелетные птицы. По поверьям, в Вэс превращаются очень старые щуки, у которых вырастают рога; в него могут превратиться также ваяц или собака. Рассказы о Вэс широко распространены среди хантов. О том, как они представляли себе его внешность, можно судить, папример, по следующему рассказу: «Ханты рассказывают, что в реках и омутах живут какие-то животные Вэс. В озерах пе живут. Животные сами роют себе яму в реке, видимо, землю едят. Старик Прохор Пыгатов видел, как всплыло это животное. Рога у него двадцати сантиметров толщипой, на спину отходят два длинных рога. Концы' их заглажены, это ледоход их сглаживает. Туловище длинное, покрытое шерстью. Это в воде мамопт живет. В сороковых годах один старый хант нашел рог такого зверя и привез в поселок. Ханты просили его отдать рои па упряжь для оленей, по тот решил продать подороже какому-то приезжему начальнику — за пять рублей. Ханты смеялись, что он продал очень, дешево. Некоторые успели тайком отрезать куски от этого рога на упряжь» [7, с. 156].

№ 59

Зап. В. Кулемзиным (см. коммент. к № 2). Опубл.: 7, с. 156. Ср. № 57, 58,

Л" 2 60

Зап. Н. Лукиной (см. коммент. к № 39). Опубл.: 7, с. 169.

Быличка о столкновении людей со сверхъестественным существом По-чак. По поверьям, в него превращается выкидыш или ребенок, умерший в возрасте нескольких дней. Чтобы избежать этого, ребепка следовало похоронить либо в общей со взрослыми могиле, либо на специальном кладбище, либо в дупло.

№ 61

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной в 1973 г. в сел. Пим па р. Пим от Ф. Д. Вандымовой, 25 лет. Опубл.: 7, с. 165.

Быличка о приходе маячки — умершего (души умершего)— в дом к родственникам обосновывает необходимость неукоснительно соблюдать обычаи. В этом рассказе женщина «видит» свою покойную бабушку. По другим сообщениям, маячки невидимы для люден; ср.: «Я один раз еду на лошадях, никого кругом нету, ничего не видно, а лошади в сторону шарахаются. Это они увидели маячек. Олени, лошади, собаки лучше видят, чем человек. И другие звери тоже. Человек не видит маячек, а звери видят, вст и шарахаются в сторону» [7, с. 165].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал