Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Леспая женщина посылает зверей семье охотника.






4 Имеется в виду Агатяттэ-пугос—«людей делающий дух»; оп храпит души будущих людей в люльке.

6 Слезы человека, попавшего к лесным людям, возвращаются ему вдесь в виде зверьков, а в других случаях — в виде градинок (см. № 69).

8 Т. е. имели богатую добычу. № 72

Зап. Н. Лукиной (см. коммент. к № 57). Опубл.: 7, с. 159. Ср. № 171. Рассказ о встрече человека с лесным духом, происходящей в охотиичьей избушке самого охотника; находчивость и хитрость героя спасают его. В рассказе ощущается иноэтническое влияние: упоминание о двенадцати часах как времени появления духа (черта); название духа — шайтан; нехарактерное для хантов изображение бога и земли, которое отпугивает черта.

1 Соболь с золотым кольцом на шее — это собака лесных людей. Убив такого соболя, человек в обмен на него может получить от лесного человека охотпичью удачу.

2 Шайтан — заимствованное у татар название духа. Здесь имеется в-виду лесной человек или дух.

№ 73

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной (см, коммент. к № 61). Опубл.: 7, с. 77.

Рассказ о встрече охотников с менквами призван обосновать запрет/ мучить животных.

№ 74

Зап. Н. Лукиной (см. коммент. к № 68). Публ. впервые по: 11.

Из серии рассказов о лесных сверхъестественных существах — мепквах (Сэвс-ики). Здесь менкв выступает как дружественное по отношению к человеку существо, помогая молодому охотнику добыть лосей.

1 Менк-ики откидывает пищу назад, где у пего находится рот; это наводит на мысль о хоботе. На вопрос о мамонтах рассказчик, известный сказочник хантов р. Югап Н. Чалтомов, ответил как само собой разумеющееся: «Менк-ики — это и есть мамопт».

№ 75

Зап. Н. Лукипой (см. коммент. к № 68). Публ. впервые по: 11. В этой версии менкв изображен великаном, который мешает людям передвигаться по Югану, и те роют ему яму-ловушку.

1 Т. е. на собственных лодках. Сейчас ханты-рыбаки являются члепамн государственных или кооперативных артелей, и их доставляют к отдалеп-ным рыбным угодьям па государственном транспорте.

2 В эпизоде с охотой па Менк-ики дано описание древних ловушек па крупных животных, зафиксированных в наскальных писаницах Урала и сохранявшихся до копца XIX в. Ловушки представляли собой ямы внутри загородок.

№ 76

Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукипой (см. коммент. к № 61). Опубл.: 7, с. 78. Ср. № 77, 172.

Этот рассказ о встрече охотника с менквом представляет собой диалог — состязапие в загадывании и отгадывании загадок. Диалогическая форма довольно часто встречается в фольклоре обских угров (см., например, № 10, 101, 102, 172, 192, 197, 198).

№ 77

Зап. Е. Титарепко (см. коммент. к № 16). Опубл.: 7, с. 91.

Еще один текст о состязании человека с духом в остроумии. Здесь героем выступает сказочник Манть-ку, который рассказывает лесному человеку сказку с таким концом, что тот остается в полном недоумении.

№ 78

Зап. Е. Титаренко (см. коммент. к № 46). Опубл.: 7, с. 159. Ср. № 172,

175.

Рассказ о состязании двух великапов между собой, о помощи, которую человек оказывает одному из них, и о богатстве, полученном им в награду. В данном случае великан назван арых-лунк, т. е. «дух нз старинной культовой песпи», «старинный дух».

1 Эпизод с подарком в виде клочка от одежды духа, послужившего началом богатства, часто встречается в фольклоре обских угров (см., например, № 173, 177),

Jft 79

Зап. П. Хатапзеевым в 1953 г. на нижней Оби от Г. Талигина. Опубл.: 8, с. 157.

Таипствеппый вор. спрятавшийся в доме старика и старухи, ворует у ппх еду. Они решают переехать в другоо место и по дороге сбрасывают мешок с пришельцем в воду.

№ 80

Зап. П. Хатапзесвым (см. коммепт. к № 79). Опубл.: 8, с. 152. Ср. № 175.

Рассказ о победе людей (хапта и ненца) пад лесными демонами, мешающими промыслу и стремящимися погубить героев-побратимов, включает эпизоды поединков, сказочный мотив чудесного оружия, по в целом явно сохраняет установку на достоверность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал