Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В мешке находились души врагов, и потому опи снова оживали.
Л": 37. Зап. С. Паткановым в 1888 г. в сел. Шумиловские на р. Конда. Опубл.: 41, ч. II, с. 38. Пер. С. Патканова. Героическое сказание о богатырях, городок которых — Сонг-хуш — находился на нижней Оби. У богатыря Сонг-хуша, несмотря па многочисленные подарки духу, пот детей. Разгневанный богатырь сжигает подарки и разрубает изображение духа. Сын Торума по велению отца дает богатырю три зернышка, от которых у его жены рождается наследник. Во время эпидемии богатырь и его сын умирают. Сын приходит из мира мертвых, превращается в репейпик, его съедает самка оленя. У нее рождаются три оленепка, которых преследует сып небеспого бога в облике волка. По его приказу один из оленят становится добычей охотника. Сердце и язык его съедают княгиня-хозяйка и рабыня; от этого у хозяйки рождаются два сына, у рабыпи — один. Старший из сыновей княгини предлагает младшему идти в поход за невестой, они собирают войско и отправляются в путь. Текст интересен тем, что повествование в нем ведется от лица героя, трижды возрождающегося на земле. Т. е. пришел в нижний мир. Имеется в виду, что амбар переполнен пушпиной. 8 Богатырь уже стар, и ему требуются удобства. 4 Старик намеревается сжечь духа (топха) вместе с подарками, так как' он не дал ему детей. 5 Изображение духа имело форму столба, прочпо вбитого в землю, с личиной наверху. У мужчин не хватает силы выворотить ого из земли. ' По представлениям хантов, изображения духов пе могли сгореть. Далее С. Патканов налагает сказание прозой. Небесный бог спустил своего сына в колыбели па пени. У хаптов счет велся по лунным месяцам, состоящим пз 28 дней. 8 Женщина по время родов считалась нечистой, ее изолировали. Вероятно, в древности таким местом изоляции было подножие дерева, позднее известны специальные «маленькие дома». Т. е. с помощью гадания. 11 По воззрениям хантов, приход человека из мира мертвых вызы-, вал зевоту. Вероятно, имеется в виду песня-молитва из трех частей,. 13 Душа ребенка пытается вновь поселиться в доме матери, но не мо- жет есть человеческую пищу. 14 Олень должен сам пойти под выстрел, чтобы затем получить возмож- ность возродиться человеком. Это делается для того, чтобы уберечь мясо оленя от собак. 18 «С хозяйкой»— т. е. с бывшей матерью героя по имени Оленья Самоедка с Иловатыми Глазами. Имеется в виду сын рабыни, родившийся одновременно с богатырями. 18 Имеется в виду пебольшой топорик, насаженный на длинную ру- коять; оп применялся в пути для заготовки дров.
|