И трудоустройстве. Государственные органы занятости населения
В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятос- ти и трудоустройства является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости). Нормы данного инсти- тута трудового права содержатся также в некото- рых статьях Трудового кодекса РФ (например, ста- тьях главы 27 «Гарантии и компенсации работни- кам, связанные с расторжением трудового догово- ра» и раздела IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работ- ников»), ряде других федеральных законов и подза- конных актов.
Поскольку вопросы занятости и трудоустройства должны быть предметом пристального внимания не только со стороны центральной власти, но также со стороны региональных и местных властей, постоль- ку важную роль в регулировании этих отношений призваны сыграть — ив ряде случаев играют — за- конодательство субъектов федерации и местные под- законные нормативно-правовые акты.
Свою политику в сфере занятости и трудоустрой- ства государство осуществляет посредством системы специальных органов — государственных органов занятости населения. В эту систему входят Федераль- ная служба занятости населения, соответствующие органы субъектов РФ, государственные учреждения службы занятости на местах (в городах и районах) — центры занятости населения.
Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:
— анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее пред- ложения);
— информирование граждан и работодателей о на- личии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;
— содействие гражданам в поиске подходящей ра- боты, а работодателям в подборе необходимых работ- ников;
— регистрация безработных граждан;
— назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании;
— ряд других функций, возложенных на них за- конодательством.
При этом все услуги, оказываемые государствен- ными органами занятости гражданам по трудоуст- ройству, являются бесплатными.
Для осуществления своих функций государственные органы занятости наделены определенными правами. В частности, они вправе запрашивать и получать в уста- новленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию.
Услуги по трудоустройству, профессиональной ори- ентации и подготовке могут оказывать гражданам и негосударственные организации. Такие организации должны быть юридическими лицами и иметь соот- ветствующие лицензии.
Понятие и формы занятости.Под занятостьюв трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и об- щественных потребностей, не противоречащая зако- нодательству и приносящая, как правило, им зарабо- ток, трудовой доход. Различные виды такой деятель- ности рассматриваются как формы занятости.
В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:
— работающие по трудовому договору, в том чис- ле выполняющие работу за вознаграждение на усло-
виях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (служ- бу), включая сезонные, временные работы, за исклю- чением общественных работ, которые организуются специально для безработных;
— занимающиеся предпринимательской деятель- ностью;
— занятые в подсобных промыслах и реализую- щие продукцию по договорам;
— выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;
— являющиеся членами производственных коо- перативов (артелей);
— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
— проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
— проходящие очный курс обучения в образова- тельных учреждениях, в том числе общеобразователь- ных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения;
— временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособнос- тью, отпуском, переподготовкой, повышением ква- лификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлече- нием к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государствен- ных обязанностей и др.);
— являющиеся учредителями (участниками) орга- низаций, за исключением организаций, участники ко- торых не имеют прав в отношении их имущества — общественных и религиозных организаций (объеди- нений), благотворительных и иных фондов.
Все остальные граждане считаются незанятыми. Однако следует иметь в виду, что незанятый гражда- нин и безработный — это, с точки зрения закона, не одно и тоже.
Безработным в соответствии с трудовым законо- дательством признается гражданин, если он:
— трудоспособен (при этом трудоспособными при- знаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, если они не признаны в установленном по- рядке инвалидами III или II степени ограничения спо- собности к труду);
— не имеет работы и заработка (дохода);
— зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей ра- боты;
— ищет работу и готов приступить к ней;
— не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;
— представил в орган службы занятости все необ- ходимые документы — паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удос- товеряющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три меся- ца по последнему месту работы, а для впервые ищу- щих работу (ранее не работавших), не имеющих про- фессии (специальности) — паспорт и документ об образовании.
При наличии всех перечисленных условий орган службы занятости не позднее 11 дней со дня пред- ставления гражданином необходимых документов принимает решение о его признании безработным. При этом считается, что гражданин является безра- ботным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех необ- ходимых документов.
Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого стату- 124
са составляют государственные гарантии социаль- ной поддержки безработных. В частности, государ- ство гарантирует безработным:
— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
— выплату стипендии в период профессиональ- ной подготовки, повышения квалификации, перепод- готовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
— возможность участия в оплачиваемых обще- ственных работах;
— возмещение затрат в связи с добровольным пе- реездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, прини- мает участие в общественных работах, время, необ- ходимое для переезда по направлению органов служ- бы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
В то же время, как уже было сказано, статус без- работного предполагает наличие у гражданина и оп- ределенных обязанностей.
Важнейшие из них:
— вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
— вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
— по направлению органов службы занятости сво- евременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.
Понятие подходящей работы. Одним из ключе- вых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей рабо- ты. От наличия или отсутствия таковой зависит по-
лучение и сохранение гражданином статуса безработ- ного, размер и сроки выплаты пособия по безработи- це и многое другое.
Подходящей считается работа, соответствующая:
1) профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. По- нятно, что для инженера не будет подходящей рабо- той должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — ва- кансия грузчика или вахтера;
2) условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;
3) состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина ра- бота, противопоказанная ему по состоянию здоровья.
4) транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подхо- дящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с ра- боты будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность под- ходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети обществен- ного транспорта в данной местности.
При соответствии всем вышеназванным услови- ям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа по- стоянной или временной.
Для некоторых категорий безработных подходя- щей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства. К таким категориям от- носятся граждане:
— впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
— не имеющие профессии (специальности);
— уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за на- рушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
— ранее занимавшиеся предпринимательской де- ятельностью;
— стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
— направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
— некоторые другие категории граждан. В любом случае не может считаться подходящей
работа, если:
1) она связана с переменой места жительства;
2) ее условия не соответствуют требованиям тру- дового законодательства;
3) предлагаемый заработок ниже величины про- житочного минимума или — если заработок гражда- нина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработ- ка гражданина, исчисленного за последние три меся- ца по последнему месту работы.
Пособие по безработице. Пособие по безработи- це — наиболее распространенный вид государствен- ной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государ- ства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каж- дый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)
Решение о назначении подобия по безработице при- нимается одновременно с решением о признании граж- данина безработным. Размер пособия зависит от того,
имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.
Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего на- чалу безработицы, и имевшим в этот период оплачи- ваемую работу не менее 26 календарных недель, по- собие начисляется:
— в первые три месяца безработицы — в разме- ре 75% от их среднемесячного заработка, исчислен- ного за последние три месяца по последнему месту работы;
— в следующие четыре месяца — в размере 60%;
— в дальнейшем — в размере 45%. Однако во всех случаях размер пособия не может
превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.
Всем другим гражданам, в том числе впервые ищу- щим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.
Для некоторых категорий безработных предусмот- рен повышенный размер пособия. К таким категори- ям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздей- ствию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице мо- жет быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на пере- говоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы за- нятости или отказа без уважительных причин явить- ся в органы службы занятости для получения направ- ления на работу (учебу).
Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяп при условии прохождения безработным пе- ререгистрации в установленные службой занятости сроки.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как пра- вило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 ка- лендарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработи- це, но только в размере 20% величины прожиточно- го минимума.
В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена. Основанием для этого могут послу- жить:
— отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
— явка безработного на перерегистрацию в состо- янии алкогольного, наркотического или иного опья- нения;
— отчисление гражданина, направленного на обу- чение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
— нарушение безработным без уважительных при- чин условий и сроков его перерегистрации в каче- стве безработного;
— некоторые другие случаи, предусмотренные за- конодательством.
Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина за- нятым в соответствии с Законом о занятости.
Кроме того, выплата пособия по безработице пре- кращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:
— прохождения профессиональной подготовки, по- вышения квалификации или переподготовки по на- 5. А. И. Тыщенко 1 2 9
правлению органов службы занятости с выплатой сти- пендии;
— длительной (более месяца) неявки безработно- го в органы службы занятости без уважительных причин;
— переезда безработного в другую местность.
— в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.
Профессиональное обучение безработных. В це- лом ряде случаев наиболее действенным видом помо- щи безработным гражданам со стороны государства является организация их профессионального обуче- ния: профессиональной подготовки, повышения ква- лификации и переподготовки.
Дело в том, что существуют разные виды безрабо- тицы. В частности, различают фрикционную и струк- турную безработицу. Фрикционная безработица выс- тупает в виде временной потери работы, включая смену места работы, поиск более высокооплачивае- мой, с лучшими условиями труда и т. д. Этот вид безработицы обычно связан с движением рабочей силы с одного предприятия на другое, из одного региона в другой. Фрикционная безработица обусловлена тех- ническим несовершенством рынка труда, отсутстви- ем информации об имеющихся вакансиях, несоответ- ствием между наличной рабочей силой и свободны- ми рабочими местами.
Причиной структурной безработицы является не- соответствие структуры рабочей силы структуре ра- бочих мест, явившееся результатом структурных из- менений в экономике. Подобные изменения приво- дят к тому, что на некоторые профессии спрос резко уменьшается или вообще исчезает, в то время как на другие — включая новые, ранее не существовавшие — увеличивается.
Разница между фрикционной и структурной без- работицей весьма существенна. Если в условиях фрик-
ционной безработицы безработные обладают навыка- ми, которые они могут «продать» при найме на рабо- ту, то в условиях структурной безработицы безработ- ные не могут получить работу — даже при наличии свободных рабочих мест — без дополнительного обу- чения, переподготовки, повышения квалификации. В этих условиях на первый план выдвигается такая составляющая государственной политики в сфере за- нятости, как организация профессионального обуче- ния безработных.
Проблема профессионального обучения безработ- ных является актуальной также в тех случаях, ког- да безработными являются граждане, вообще не име- ющие профессии, или граждане, которые в силу ка- ких-либо причин — например, по состоянию здоро- вья — утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Во всех этих случаях целью профессионального обучения безработных, организуемого органами служ- бы занятости, является повышение конкурентоспо- собности граждан на рынке труда, увеличение их воз- можностей в поиске достойно оплачиваемой работы (или доходного занятия). Естественно, что для этого обучение должно проводиться по профессиям (специ- альностям), пользующимся спросом на рынке труда.
Особенностью профессионального обучения безра- ботных граждан, организуемого органами службы за- нятости, является то, что оно, как правило, является интенсивным и краткосрочным — в большинстве случаев его продолжительность не должна превышать шести месяцев, в отдельных случаях — одного года. Не допускается получение безработными граждана- ми по направлению органов службы занятости второ- го высшего или среднего профессионального образо- вания.
Основными видами обучения безработных граж- дан являются:
— профессиональная подготовка с целью ускорен- ного приобретения обучающимися навыков, необхо- димых для выполнения определенной работы, груп- пы работ;
— переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
— обучение рабочих, имеющих профессии, вто- рым профессиям для расширения их профессиональ- ного профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
— повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста про- фессионального мастерства и повышения конкурен- тоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и дру- гих вопросов по профилю профессиональной деятель- ности;
— профессиональная переподготовка специалис- тов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предус- матривающим изучение отдельных дисциплин, раз- делов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятель- ности, а также получение новой квалификации в рам- ках имеющегося направления подготовки (специаль- ности);
— повышение квалификации специалистов с це- лью обновления теоретических и практических зна- ний в связи с повышением требований к уровню ква- лификации и необходимостью освоения новых спо- собов решения профессиональных задач;
— стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, уме- ний и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения професси- ональных обязанностей. (Стажировка может быть как
Глава ~7
|