Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Яблоко жизни






Мария Дюричкова: Братиславский колокол

Братиславские предания, легенды,

И исторические картинки

Младе лета


 

Братиславские предания, легенды

И исторические картинки

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Яблоко жизни

Буканова дочь

Витязь и дракон

Предание о башне

Девичья башня на Девине

Смекалка виноградаря

Железная муха

Белый орёл

Девинский суд

Предание о Чёрной пани на Михальской башне

Топортян

Последнее ведро

Влкоша

Чёртова картина

Братиславский колокол

Предание о скульпторе

Чёртова мельница

Предновогодние гулянья в Братиславе

Утиный фонтан

Братиславский Робинзон

Ян Гергот

Зелёный охотник

Трактир «У чеснока»

Вместо послесловия


МАРИЯ

ДЮРИЧКОВА

 

БРАТИСЛАВСКИЙ

КОЛОКОЛ

 

ЯБЛОКО ЖИЗНИ

 

В тех местах, где медлительная темноводная Морава встречается с быстрым, светлым Дунаем, тянулись когда-то болота и топи, окаймлённые сырыми лесами.

В этих лесах молодой начальник сторожевого отряда, охранявшего дунайский брод, повстречал как-то лесную фею – Белую вилу. Был он рослый и статный как тополь, она – стройная, нежная, как берёзка на раннем ветру. С первого взгляда полюбили они друг друга.

Напрасно Лесной владыка предостерегал Белую вилу: «Опасно любить человека!» - она не поддавалась на уговоры. Вышла замуж за молодого воина и прожила с ним короткое жаркое лето.

С наступлением осени ушёл её любимый на войну, ушёл и не вернулся. Так он и не узнал, что родились у Белой вилы девочки-двойняшки, похожие друг на друга, как две кувшинки в дунайской заводи, как два яичка в гнезде дикой утки посреди тростниковых зарослей.

С любовью и состраданием глядела Белая вила на своих детей. Красоту они унаследовали от своей вечно юной матери – но ведь они так же подвержены страданиям и смерти, как их отец. Как хотелось ей облегчить дочерям их человечью участь! Конечно, она построит им великолепные дворцы – по глупым людским понятиям это большое счастье. Но что из того? Вот если бы она сумела раздобыть для них… да, да, конечно! Она должна попытаться!

Белая вила собрала всю свою смелость и отправилась к Лесному владыке, которого не видела столько лет. Она пала пред ним на колени и склонилась до самой земли.

Лесной владыка сидел на своём деревянном троне, увенчанный короной из свежих липовых веток. При виде Белой вилы он нахмурил брови.

- Значит, надумала вернуться? – прогромыхал его низкий голос. – Признайся, Белая вила: ты разочаровалась в людях? Опротивела тебе их жизнь?

- Жизнь человеческая бесконечно тяжка, владыка, но и бесконечно прекрасна, - тихо молвила Белая вила.

- В этой человеческой жизни у меня родились и выросли две дочери. Рядом с ними я пережила безмерную радость и безмерную печаль. Ведь я знаю, владыка, смерть угрожает им так же, как и всем детям рода человеческого. Вот почему я пришла к тебе. Будь милостив и великодушен, - Белая вила снова склонилась до самой земли, - я прошу тебя: дай им яблоко жизни.

В глазах владыки блеснул гнев.

- Не слишком ли многого ты хочешь, Белая вила? Разве ты не знаешь, что яблоко жизни ещё не доставалось никому из людей?

- Знаю, владыка. Но ведь мои дочери не просто люди – они вилы по матери. Если бы ты видел, как они прекрасны! Они такие милые, добрые! Если ты дашь им яблоко жизни, я навсегда расстанусь с миром людей и вернусь в твоё царство.

Долго думал владыка и наконец сказал:

- Хорошо, Белая вила, я дам тебе яблоко жизни для твоих дочерей. Время покажет, заслуживают ли они этот подарок.

Он протянул ей два яблока и строго сказал:

- Смотри же, помни – ты обещала вернуться!

Поспешила Белая вила к своим дочерям. Две статные девушки были до того похожи, что даже родная мать не всегда их различала.

Она привела дочерей в хорошую знакомую им долину:

- Посмотрите-ка вокруг себя!

Глянули девушки на зелёные луга, на высокие берега – и онемели от изумления. На крутой скале, нависавшей над Дунаем, стоит замок. И на обрывистом берегу Моравы, там, где сливается с нею Дунай, вырос такой же замок. Могучие их башни подпирают синее небо.

- Эти замки я построила для вас, дочери мои, - сказала вила. – Чтобы каждая жила в своём замке спокойно и счастливо.

- А ты, мамочка? – воскликнули дочери в один голос.

- Слишком долго жила я среди людей. Теперь пора мне расстаться с вами, - печально сказала мать.

- На прощанье даю вам по яблоку, - продолжала она.

- Вот они, эти волшебные яблоки, дарующие бессмертие. Пока человек не уронит это яблоко на землю, его жизнь не будет иметь конца. Поэтому берегите их как зеницу ока!

Белая вила поцеловала дочерей в лоб и тут же исчезла. Стали они звать её, плакать – всё напрасно. Осиротели сёстры.

Тут одна из них говорит:

- Знаешь что, сестрица, давай обменяемся яблоками. Я буду оберегать твою жизнь, а ты мою.

- Верно, сестра. Ведь и я твою жизнь буду оберегать заботливее, чем свою собственную.

Обменялись они яблоками жизни, обнялись на прощанье и отправились – каждая в свой замок.

Замок первой сестры назывался Девин: дворы просторные, башни высокие, палаты – одна богаче другой, конюшни полны коней, псарни полны собак. А уж слуг в замке – не перечесть.

Замок второй сестры назывался Городище. И там дворы просторные, башни высокие, палаты – одна богаче другой, конюшни полны коней, псарни полны собак. И слуг в замке не перечесть.

Поселились сёстры в своих замках, осмотрелись, обжились, стали устраивать пиры, на охоту выезжать. И всегда они вместе, водой не разольёшь…

Но как-то раз хозяйка замка Городище вздумалось прогуляться одной. Велела она оседлать коня, выехала из замка и помчалась во весь опор.

Летит она на своём скакуне и вдруг видит: скачет ей навстречу охотник. Волосы, чёрные как смоль, ниспадают на плечи, а взгляд блистает ярче драгоценных камней на его оружии.

Он учтиво поздоровался, она приветливо улыбнулась ему в ответ.

На обратном пути она думала лишь об одном: «Кто бы это мог быть?» Образ прекрасного незнакомца запечатлелся в её памяти, всё время стоял перед глазами.

Через несколько дней она снова выехала на прогулку и сразу направила коня на то самое место, где повстречала незнакомого охотника. И как же она обрадовалась, увидев, что он скачет ей навстречу и приветствует как старую знакомую:

- Благородная панна, а не поскакать ли нам снова наперегонки?

- Наперегонки? – улыбнулась она. – Почему бы и нет?

Но в памяти её отравленным шипом застряло словечко «снова». Ах, что там, наверное, он оговорился, успокаивала она себя.

Они скакали наперегонки, потом стали стрелять птицу над болотами. Она подстрелила трёх уток, а он – на одну больше. Их лица разрумянились, глаза горели.

- Когда же я снова увижу тебя, бесценная панна? – спросил он при расставании.

- Когда? – Её радостный смех выдал намного больше, чем ей хотелось бы. – Когда солнце поднимется в третий раз.

- Ты обрекаешь меня на долгое ожидание, благородная панна.

Какой нетерпеливый, думала она по дороге домой, это нехорошо. Но ведь и я сама такая же! И мне эти три дня покажутся такими долгими. Ах, скорее бы они прошли!

И она не утерпела, на другой же день снова оседлала коня и поскакала в лес, охладить разгорячённую голову.

Мягко стучали копыта в тени могучих деревьев.

Вправо над топью взлетели дикие утки и в низком полёте скрылись в камышах. «Что-то их встревожило», подумала она. Снова всполохнулась, поднялась стая – и тут же две утки, пронзённые стрелами, кувыркаясь, рухнули на землю.

Странное беспокойство охватило её: что это там за охотники? Она перевела коня на шаг, потом и вовсе спешилась и осторожно стала пробираться к тому месту, где по её догадке должны были находиться стрелки.

Сбылось её предчувствие!

Молодой охотник с чёрными как смоль волосами нёс от болота двух подстреленных уток. Вот он бросил их к ногам молодой женщины в охотничьем платье и с самострелом в руках. Он что-то сказал ей, и она громко рассмеялась. Ах, этот смех – он ранит в самое сердце! Это же смех её сестры! Какая змея! И он, коварный злодей! Ах, эта двойная измена!

- Ты ошибаешься, молодой господин! – услыхала она голос своей сестры. – В прошлый раз я подбила не трёх уток, а всего лишь одну. Тебе стала изменять память!

- Прошу простить меня, благородная панна, в твоём присутствии я теряю не только память, но и голову. Когда же ты позволишь мне узнать, где твой дом, чтобы я мог попросить твоей руки? Я утешаюсь лишь надеждой на твой благосклонный ответ.

И снова этот смех, только приглушённый и как бы растерянный.

- Не слишком ли ты нетерпелив? – слышит она слова, которые она бы, пожалуй, сама произнесла в подобную минуту. – Ведь мы виделись всего два раза.

- Всего два раза? А я-то готов был поклясться, что четыре. Вот видишь, бесценная панна: всё, что связано с тобой, имеет для меня двойной вес и двойную цену.

Так они взаимно удивлялись и уличали друг друга в ошибке. Зато хозяйке Городища всё уже было ясно: молодой охотник дважды повстречал её, и столько же раз – её сестру, но был убеждён, что всякий раз видел одну и ту же. Проклятое сходство!

- При следующей встрече я открою тебе, кто я и где я живу, - сказала хозяйка Девина.

- Значит, я могу надеяться! – радостно воскликнул охотник. – Но когда же она наступит, эта встреча?

«Никогда», беззвучно выкрикнула сестра, скрытая кустарником. «Никогда и ни за что!» - и сама испугалась своей яростной решимости.

Поспешно вернулась она к месту, где оставила своего коня, вскочила на него и помчалась с ветром наперегонки, надеясь, что бешеная скачка остудит жгучий огонь в её груди.

Глухо стучали копыта, ветер свистел в её ушах. Однако чем дольше она скакала, тем жарче пылали её щёки, яростнее горели глаза, нестерпимее жгло в груди. Нет, этого ей не вынести, не стерпеть…

Она направила коня к замку, во дворе соскочила с седла и бросилась, как безумная, в своё покой. Там, в великолепном ларце с ожерельями, перстнями, серьгами хранилось яблоко жизни, более драгоценное, чем все эти украшения.

Она схватила его, подбежала к окну.

- Ну что, сестричка, - процедила она сквозь зубы, - ты лишила меня моего счастья, а я сейчас лишу тебя жизни.

Размахнувшись из всей силы, она швырнула яблоко вниз, во двор. Ей почудилось, что земля дрогнула, когда яблоко ударилось об неё. Невольно она перевела взгляд туда, где на далёкой скале стоял во всей красе замок Девин. И она увидела, как стены и башни Девина поднялись на воздух, на миг словно замерли в нерешительности и тут же рухнули на землю. К небу поднялась огромная туча пыли, пронизанная языками пламени.

- Ах я несчастная, что я наделала? – ужаснулась хозяйка Городища. Одержимость мысли, ожесточённость сердца вмиг исчезли, словно их и не было. Ледяной ужас охватил её.

Она посмотрела вниз – и что она видит? Там, где только что ударилось о землю яблоко жизни, на её глазах растёт дерево. Оно тянется всё выше и выше, это яблоня, листья её шуршат глухим упрёком.

- Я убийца! – Ломая руки, хозяйка Городища стремглав бросилась вниз, к яблоне. Обхватила ствол, прижалась к нему, чувствуя, как бьётся под тёплой корой сестрино сердце. И когда она так стояла, прильнув к дереву, ей почудилось, что и сама она превращается в дерево, что руки и ноги её уже обрастают мхом. Нет-нет, какой же это мох – это шерсть! А на голове – что это?... О ужас, ведь это рога! Она хотела закричать, но из горла у неё вырвалось лишь хриплое козье блеяние.

Сбежалась челядь: что это за дерево выросло вдруг посреди двора? И как страшно меняется на глазах у всех хозяйка замка! Она ведь стала чёрной козой!

- Колдовство! Злые чары!

- Бежим, бежим скорее из этого козьего Городища!

Все разбежались прочь, чтобы никогда больше не возвращаться в проклятый замок.

С тех пор это место на вершине скалы иначе не называли как Козье городище.

Покинутый всеми замок ветшал и рушился. В конце концов беспощадное время стёрло последние его следы. О том, что он был когда-то, могучий и прекрасный, свидетельствует лишь это предание.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал