Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девичья башня на Девине






 

Вельможа, который умыкнет деву против воли её родителей, должен вернуть её, а за умыкание пусть отдаст десять молодых волов. Неимущий похититель да будет продан на рынке в рабство.

(Законник святого Штефана)

 

Отправился рыцарь Микулаш, владелец Девинского замка, свататься в далёкую Каринтию, что на реке Драве. Однажды побывал он там на охоте, увидел панну Маргету – и с тех пор только о ней и думал. Путями, которые ведомы одним лишь влюблённым, рыцарь Микулаш узнал, что и он ей приглянулся. И вот теперь он скачет со своей дружиной в доброй надежде, что скоро введёт в замок Девин молодую красавицу-хозяйку.

Ехал он гористыми краями, где леса чередуются то с привольными лугами, то с коварными топями, и добрался наконец до владений семьи панны Маргеты.

Каково же было его удивление, когда отец Маргеты вежливо, но твёрдо отказал ему:

- Твоя просьба, славный владелец Девина – большая честь для меня, сожалею, что не могу удовлетворить её. Дочь моя Маргета, чьей руки ты просишь, давно уже обручена с Господом Богом*. Вскоре она уйдёт в монастырь. Так решил семейный совет во главе с моим братом, аббатом Изенбургским.

Разочарованный вышел рыцарь из негостеприимного замка. И тут, когда он уже на коня садился, незнакомый оруженосец шепнул ему:

- Подожди до завтрашнего утра в пихтовом лесу над излучиной реки.

Ускакала дружина рыцаря Микулаша, скрылась с глаз. Но за холмом всадники спешились и устроили привал в лесу над рекой.

На другой день панна Маргета выехала со своим верным оруженосцем на привычную прогулку. И тут, едва они приблизились к пихтовому лесу, их окружила рыцарская дружина и помчала галопом куда-то далеко, в ту сторону, откуда восходит солнце.

Панну Маргету всё приводило в восторг: и похищение, и незнакомые края, по которым пролегал путь к её новому дому.

А когда она увидела замок Девин над слиянием двух сверкающих рек, у неё невольно вырвался крик восхищения. Высокий замок на скалистом мысу, обнесённый мощными стенами, отражался в дунайских водах, как в зеркале.

В ту же минуту загремели крепостные пушки, зазвонили колокола, затрубили охотничьи рога, с радостными возгласами высыпали из ворот замка слуги.

- Замок Девин приветствует свою будущую госпожу, - объяснил рыцарь.

- Какой прекрасный у тебя замок, рыцарь Микулаш! – воскликнула Маргета. – Прекрасный и, кажется мне, неприступный.

- Большую радость ты доставила мне своими словами, панна Маргета. Замок и в самом деле неприступен. Единственный вход в него без труда защитит даже малый отряд. Здесь нашей любви ничто не может угрожать.

Маргета обнимает взглядом это орлиное гнездо.

- А знаешь, что мне больше всего нравится? Вон та башня над рекой, отдалённая от замка, как большой палец, отдалённый от своих меньших братьев. Большой палец, стоящий на страже, - весело рассмеялась она.

- Ты права, это дунайская сторожевая башня. С неё видно далеко вверх и вниз по Дунаю, - объяснил ей Микулаш.

Славно проходило время в Девинском замке. Один пир за другим, одна охота за другой. Как мухи на мёд слетались сюда игрецы и скоморохи, бродячие певцы, рожечники, волынщики, трубачи и барабанщики, жонглеры, мимы, фокусники. Они и спеть могли о славных богатырских подвигах, и колесом пройтись, и на канате сплясать, и показать всякие штуки с ручными зверями. Всех этих искусников здесь привечали, ведь готовилась весёлая свадьба, и хозяева заранее заботились о том, чтобы гости не скучали.

Однажды, когда владелец Девина со своей дружиной был на охоте, к воротам замка приблизился небольшой отряд воинов.

- Кто вы будете? – окликнула их стража с барбакана**.

- Его милость, господин Рафаэль, аббат Изенбургский, дядя панны Маргеты, - отвечал трубач-герольд, - привёз невесте свадебные подарки.

И он показал рукой на двух навьюченных коней.

Стража даже не удивилась, что аббат одет как воин. В те неспокойные времена это было дело обычное.

Подъёмный мост опустился.

Едва воины вошли в замок, они бросились на стражу и связали её. Изенбургский аббат разыскал в покоях замка непослушную племянницу, выволок во двор. Как она ни кричала, ни отбивалась, он посадил её к себе на коня и поспешил прочь со своим отрядом.

Так, улучив подходящий момент, он выполнил наказ семейного совета: вернуть Богу то, что было некогда завещано Ему.

Спешит, торопится вооружённый отряд, унося невесту от жениха.

Вернувшись с охоты, рыцарь Микулаш услышал рассказ о происшедшем. Ярость охватила рыцаря и словно утроила его силы.

Он поскакал с дружиной по следам похитителей, у них три скачка – у него один. Может ли монах сравняться с ним, опытным охотником, знающим эти края, как свои пять пальцев?

Он настиг их среди топей у реки Литавы. Бой был короткий и беспощадный. Уже занесён меч над головой воинственного аббата, сейчас голова его слетит с плеч. Но Маргета удержала руку жениха:

- Не проливай его кровь, рыцарь Микулаш, иначе горьким будет наше счастье.

С превеликой неохотой Микулаш опустил свой меч.

- Благодари племянницу, монах, что остался в живых! – мрачно сказал он, сажая Маргету на своего коня.

Аббат Рафаэль предостерегающе поднял руку:

- Ты преступаешь все права, рыцарь. Разве ты не знаешь, что гласит закон?

- Я этот закон знаю. Но закон ничего не знает о том, что и у любви есть свои права! – воскликнул Микулаш. – А штраф я заплачу с охотой. За панну Маргету я пришлю не десять, а десятью десять молодых волов. Так и передай своему семейному совету, монах!

Гордо рассмеявшись, он отправился с дружиной в Девин.

Близился день свадьбы. Съезжались первые гости, из подвалов выкатывались первые бочонки вина, пива, медовой браги.

Взошла заря свадебного дня. Залились звоном колокола, торжественно загремели фанфары. В часовне Девинского замка стоят перед алтарём рыцарь Микулаш и панна Маргета. Славная пара. Великолепный свадебный наряд ещё больше подчёркивает красоту счастливых молодожёнов.

В это самое время мчатся по дороге на Девин две кареты с позолоченными гербами. Четыре пары белоснежных коней в роскошной упряжи, увенчанной лентами. Перед каретами и за ними – отряд воинов на лихих скакунах. С первого взгляда видно – гости едут на свадьбу.

Звонкий рог приветствует их со стен. Стража на барбакане уже явно навеселе.

- Кто к нам пожаловал? – спрашивают стражники для порядка.

- Свадебные гости, их высочества граф Ладислав и графиня Анастазия из замка Красный камень! – отвечает трубач. – Поломка задержала их в пути.

Опускается подъёмный мост, гремят по настилу копыта… «Ого, сколько народу! – удивляется дозорный. – Не слишком ли много их понаехало?»

И не успел он додумать, как тут же зашатался и со стрелой в груди полетел головой вниз со своего возвышения.

А незваных гостей всё прибывает. Кто бы мог подумать, что в двух каретах спрячется столько воинов?

Капеллан в часовне замка только что окончил венчальный обряд. Новобрачные поднимаются с колен, на их лицах ещё сияет отблеск торжественной минуты… Нет, это не возгласы «слава!», не ликующий колокольный звон – это бьют в набат! Это воинский клич и лязганье оружия! Это трещат взламываемые двери…

Аббат со своим отрядом прокладывает себе дорогу к часовне.

Рыцарь Микулаш и горсточка свадебных гостей, не потерявших голову от растерянности, стали в углу часовни с обнажёнными мечами.

- Опомнитесь, богохульники! – пронзительным голосом кричит капеллан. – Как смеете вы нарушать мир в эту торжественную минуту? В этом священном месте!

Но его вопль тонет в лязге оружия.

Рыцарь Микулаш, держа одной рукой Маргету, другой – меч, протиснулся в угол часовни, торопливо повернул верхушку одного из каменных украшений.

- Маргета, любимая, - шепчет рыцарь, - беги этим коридором, я задержу их здесь.

Спешит Маргета по тёмному коридору, волоча свадебный шлейф по сырым каменным ступеням, ощупывая руками бугристые стены. Звуки сражения остались где-то далеко позади. Наконец Маргета ощупью добралась до какой-то двери, с трудом отворила её. Тяжёлая дубовая дверь.

Маргету встретил дневной свет. Она шагнула вперёд и оказалась на башенной галерее, окружённой зубчатой стеной. Внизу с гулом катятся мутные волны, река отсюда видна, как на ладони. И тогда Маргета узнаёт, где она находится! Это та самая башня над Дунаем, стоящая поодаль от замка. Большой сторожевой палец…

Вдруг слышится лязг оружия, звук боя. Он всё ближе, ближе, узкий каменный коридор отзывается многократно повторенным гулом.

Последний защитник, рыцарь Микулаш, пятясь, отбиваясь, вступает в башню, захлопывает тяжёлую дверь, задвигает железный засов.

- Не бойся, дорогая, эта дверь нас спасёт, - успокаивает он перепуганную Маргету.

И действительно, дверь стойко выдерживает удары палиц и секир.

Голос аббата приказывает:

- Разведите под дверью огонь!

Тогда закричала Маргета:

- Дядюшка, дядя Рафаэль! Ты слышишь, дядюшка? – всё громче кричит она.

- Слышу, строптивая дщерь! – отозвался голос из-за двери.

- Сжалься надо мной, дядюшка! Разве я не пожалела тебя, совсем недавно, когда над твоей головой повис меч?

Её сокрушённый голос растрогал даже воинов аббата – но только не его самого.

- Я тебя не обижу, Маргета, но ты пойдёшь в монастырь, произнёс неумолимый голос.

- Но я ведь уже обвенчана, дядюшка! Я принадлежу своему мужу!

- Ты принадлежишь Богу, ослушница! – злобно вскричал аббат. И деловито добавил: - Разведите костёр под дверью!

Долго глодал огонь дубовую дверь, и наконец она обуглилась настолько, что не смогла устоять перед ударами секиры. Дверь затрещала в петлях и впустила в башню рой воинов.

В неравном бою сложил голову рыцарь Микулаш.

Когда Маргета увидела, как течёт из его уст красная струйка крови, она произнесла чуть слышно, словно принося присягу:

- Нет мне жизни без тебя, Микулаш, супруг мой! Хочу умереть вместе с тобой!

Тщетно протянулась к ней рука аббата, она успела схватить лишь жемчужный венец невесты.

Мутные волны Дуная погребли Маргету в день её свадьбы.

Эта история верной любви, переходившая из уст в уста, не будет забыта, пока стоит скалистый мыс, омываемый водами Дуная и Моравы. И пока будут возвышаться на нём развалины Девинского замка вместе с той самой сторожевой башней, которая несёт с тех пор имя Девичьей башни.

 

Прим. * То есть должна по обету (добровольному или вынужденному) постричься в монахини.

** Барбакан – навесная башня, обороняющая подъёмный мост.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал