Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология ассоциатов по содержанию связи. Реакции как семантические множители: забота 6, верность, привязанность 4.
Реакции как семантические множители: забота 6, верность, привязанность 4. Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией: помощь 31, понимание 14, Библия, доверие, уважение 12, сострадание 9, искренность 4, выслушать, Бог, не убий 2, радость общения, Кришна, тетрадь, сухарики, Форт Боярд, мат, миролюбие, заповеди 1. Реакции, отражающие сферу функционирования: дружба 33, друг 12, общение 5, священник 3, бабушка/дедушка, встречи, отношения, одногруппник, сосед 1. Ассоциативное поле стимула «любовь к ближнему» включает следующие участки: 1. Базовый состав ассоциативного поля формируется следующими ассоциатами: дружба, помощь, понимание, Библия, доверие. 2. «Любовь к ближнему» в мужском языковом сознании сопряжена с положительными эмоциями и чувствами: верность, доверие, радость, понимание, дружба. 3. Значительное место занимает пласт ассоциатов, отражающих христианскую направленность любви к ближнему: Библия, сострадание, священник, не убий, заповеди, миролюбие. Таблица 11 Субконцепт «любовь к ближнему»
4. Отражены этические категории: понимание, доверие, уважение, забота, искренность. 5. Среди ассоциатов встречаются прецедентные имена: Библия, Бог, Форт Боярд, Кришна; прецедентная фраза: не убий. 6. Единичные ассоциаты (никому не верь, не искреннее), вероятно, отражают негативный личностный опыт испытуемого. Анализ ассоциатов к субконцепту «любовь к ближнему» позволяет выявить ассоциативное значение стимула: Любовь к ближнему – это глубокое чувство, основанное на помощи, понимании и доверии, реализуемое, прежде всего, в виде дружбы, и неотъемлемой частью которого являются сострадание и уважение. Стереотипными ассоциатами для стимула «любовь к ближнему» являются: дружба 33, помощь 31, понимание 14, Библия, доверие, друг, уважение 12, сострадание 9, забота 6. В области количественного анализа ассоциатов к субконцепту «любовь к ближнему» в гендерном формате значительных отличий не обнаружено (cf.: общее число реакций 184 vs 193, число разных реакций 34 vs 42 у мужчин и женщин соответственно, число отказов 4 vs 3, число единичных реакций 17 vs 18). В целом, количественный анализ показывает повышение показателя стереотипных реакций по сравнению с такими субконцептами как «материнская любовь», «отцовская любовь», «любовь мужчины к женщине», «любовь женщины к мужчине». Значительное расхождение встречаем на 1-й позиции: мужчины ассоциируют «любовь к ближнему» с «дружбой» (33), а женщины – с «уважением» (45). В обеих парадигмах наблюдаем крупный шаг (27 пунктов у женщин) между 1-й и 2-й позициями и 17 пунктов у мужчин между 2-й и 3-й позициями, что можно рассматривать как границу между ядром субконцепта и его периферией. Однако, 2-я, 3-я и 5-я позиции в обеих парадигмах принадлежат одним и тем же ассоциатам – «помощь», «понимание», «сострадание» соответственно; 4-я позиция в женской парадигме принадлежит ассоциату «забота» (6-я позиция у мужчин), а в мужской парадигме ее разделяют следующие ассоциаты: «уважение», «доверие», «друг». В женской парадигме высокий показатель занимают реакции с эмоционально-оценочной коннотацией. В обеих парадигмах специфика семантического наполнения субконцепта отражается в прецедентных ассоциациях, таких как «Библия», «Бог», «не обмани», «Толстой», «не укради», «не убий», что указывает на проникновение и отражение библейских заповедей в подсознании испытуемых на ассоциативном уровне.
Субконцепт «братская любовь» (женская парадигма) Общее число реакций – 196 Число разных реакций – 35 Число отказов – 2 Число единичных реакций – 19
|