Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие проблемы решались?






Возникла мысль, что покончили с коммунизмом. Первые задачи: в сжатые сроки построить свободное демократическое правовое общество с процветающей рыночной экономикой. Запад - наш главный политический и идеологический союзник в решении поставленных задач. Необходимость стратегического партнёрства по всем направлениям. Запад - наставник на пути успешных экономических реформ. Россия из опасного гиганта превратилась в зону западного процветания. Козырев: Россия должна учиться у западных экспертов. Украина договорилась, что в июне 93 года 200 ядерных боеголовок объявили собственностью Украины. С помощью США удалось вернуть их в Россию, а эта помощь была нужна западу. Россия заявляет, что возмущена нарушением прав человека на Кубе (Индия, Никарагуа). 1993 - Россия запрещает помощь всем зарубежным странам и вернуть долги. 1991 - Россия восстанавливает дипломатические отношения с Израилем. 1991 - «Белый дом», нестабильность. Дума: националисты и коммунисты получили большинство на выборах.

31 января-1февраля 1992 - визит Ельцина в США. Основа отношений в принципах:

Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников: отношения характеризуются дружбой и партнёрством; добиваются уничтожения остатков враждебности. 17 июля 1992 - совместное заседание палат в Вашингтоне - выступление Ельцина: прекращение поставок вооружения в Афганистан, нет больше практики двойных стандартов: хартия российско-американского партнёрства и дружбы. Направления: сокращение стратегического наступления вооружений, разговоры о системе защиты мира от опасности - Глобальная система защиты мира от опасности; уничтожение ядерных боеприпасов; США выделяет средства на покупку у России обогащённого урана, который Россия продаёт. Национальный доход России не дотягивает 10% до американского. Сейчас доля России в мировой торговле - 1%, США - 17%.

Итоги первого этапа: -У элиты завышенные ожидания, что США помогут нам с трудностями переходного периода и материально и на международной арене. Иллюзии в отношении возможностей России в международных делах. Переоценка своей роли в мире, иллюзия бескорыстности США. Начали вползать в финансовую зависимость от кредитных заведений запада. 1994 -- Козырев говорит, надо думать и о национальных интересах при осуществлении внешней политики. 1995 -- Дейтонские соглашения по балканскому вопросу. В России протесты против политики. 1996 - МИД Примаков; выпустили четыре открытых доклада.

 

№4 - №5 Концепция национальной безопасности РФ /2000/; Угрозы нац. безопасности

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Национальная безопасность России, как и любого государства, имеет два измерения – внутреннее и внешнее. В основе всех представлений о безопасности лежит понятие национальных интересов. Речь идет об интересах нации в социально-политическом смысле: о нации, сформировавшей свое общество и государство. Фактически концепция национальной безопасности дает ответ на вопрос о том, каким образом обеспечить национальные интересы. И Концепция национальной безопасности 1997 года, и новая редакция документа, утвержденная в январе 2000 года, состоят из четырех смысловых разделов: 1.Россия в мировом сообществе 2.Национальные интересы России 3.Угрозы национальной безопасности РФ 4.Обеспечение национальной безопасности РФ

Национальные интересы России рассматриваются как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Документ дает подробную дифференциацию внутренних и внешних национальных интересов. Ключевой внутренний интерес РФ лежит в области экономики и состоит в обеспечении устойчивого экономического развития страны: реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации. На угрозе терроризма в тексте 2000 г. сделан особый акцент. Для России эта угроза имеет и внутренний, и внешний аспект. Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Внутренняя сфера: состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Внешние: - стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; - опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; - укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; - возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; - распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; - ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации; - экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

- активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; - укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; - принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; - коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Приоритетной сферой обеспечения национальной безопасности – в соответствии с национальными интересами России – является сфера внутренняя и, прежде всего – экономическая. Особый акцент сделан на задаче отпора терроризму. Константой обеспечения национальной безопасности РФ во внешнеполитической сфере является проведение активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций РФ как великой державы. Второй константой является стремление РФ к сотрудничеству с другими влиятельными государствами и центрами силы на равноправной основе. Кроме того, подчеркивается курс на всемерное укрепление принципов МП и существующих механизмов обеспечения международной безопасности, в первую очередь – ООН и ОБСЕ.

*****

21 марта 1997: Клинтон + Ельцин подписали пять совместных заявлений.

1) По европейской безопасности

2) Параметры будущего сокращения ядерного вооружения

3) Противоракетная оборона

4) По химическому оружию

5) Основополагающий акт

Моргинтау (1904-1980) выдвинул в 1961 году теорию безопасности. Сторонник реализма: «Отношения между государствами строятся на национальных интересах».

· Объективность: географическое положение, количество населения, территория, военная развитость, научно-технические возможности. Национальный интерес может быть сиюминутным, а может быть долговременным.

Осмысленность

Концепция национальной безопасности: внешняя и внутренняя. Угрозы бывают внешними и внутренними; нужно найти способ преодоления угроз, определить место нашей страны в мире.

«Безопасность нации - модель общения мировых субъектов и превалирующих способов разрешения противоречий для конкретных исторических решений. Концепция - исторична, связана с национальными и международными аспектами безопасности и должна отвечать на вопрос о достижении межнациональной стабильности. Богатуров: «Безопасность - отсутствие угроз для выживания. Стабильность - способность компенсировать угрозы за счёт внутренних адаптационных возможностей системы. Тем стабильнее система, чем более адекватно обеспечение безопасности её участников.

1) Характер угроз в постбиполярном мире

2) Соотношение военных и невоенных методов

3) Соотношение геополитических и социально-экономических параметров

4) Существующие механизмы обеспечения безопасности

Угроза - ядерная война. Стабильность была в биполярном мире. Основная угроза - локальные конфликты, так как есть двойная угроза и ответственность; разделяет мировое сообщество в отношение конфликта. Оружие массового уничтожения, оружие массового поражения временно выводит людской потенциал из строя, «микроволновое оружие», которое может поражать все радиоэлементы.

Иерархия угроз:

Развитые демократии ни разу не воевали друг с другом. Теория гуманитарного вмешательства во времена Клинтона. Санкции ООН к Ираку: информационная война. Распад ССР: геополитически и социально-экономически мы стали слабее. Региональные и субрегиональные европейские группировки. Коллективная безопасность: конфедеративная и эксклюзивная.

История:

Трудность в том, что, ещё при СССР, ничего подобного не было. Когда нет врагов, некого вписывать. Над концепцией национальной безопасности работал Батурин.

В марте 1991 - обзор МИДА «Внешнеэкономическая и политическая деятельность СССР» - первое упоминание национальной безопасности. Понятие национальных интересов и национальной безопасности применяется ко всем национальностям. Декабрь 1993 - конституция РФ. Первая редакция появилась 17 декабря 1997. В 1996 -- Ельцин второй раз стал президентом. Он выдвинул версию национальной безопасности России, но его раскритиковали. 98-99 финансовый кризис; 17 августа Кириенко: «Россия банкрот и не может выплачивать долг». Март 1999 - Косово; США развернули военные действия; апрель 1999 - новая концепция НАТО; несмотря на то, что Россия не является противником, существует возможность действия в пределах своего территориального ареала. Август 1999 - нападение на Дагестан. Ноябрь 1999 - Саммит ОБСЕ, где была принята хартия национальной безопасности. Был поставлен вопрос о терроризме. Лето 1999 - Клинтон утвердил закон о развитии систем национальной ПВО. В результате концепция национальной безопасности появилась 10 января 2000. Подписана Путиным. Затем - военная доктрина. 2000 - руководство определилось со всеми концепциями.

КНБ - система взглядов на обеспечение безопасности в РФ личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Приоритеты:

1) Защита свобод, равенства и достоинства россиян

2) Обеспечение благоприятных внешних условий

3) Мобилизация финансовой и технической поддержки для создания эффективной рыночной экономики

4) Обеспечение рыночной способности экономики российскими производителями и защита их интересов на мировых рынках

5) Формирование принципиально новых, равноправных и выгодных мировых отношений со странами СНГ

6) Обеспечение за Россией роли в мировом балансе влияния, статус мировой державы.

КНБ 1997: - место РФ в мире; - национальные интересы; - угрозы безопасности; - обеспечение безопасности

КНБ 2000: КНБ 1997+ указание на глобальный терроризм, угроза в пограничной сфере (Китай, Япония), наркограницы; угрозы в информационной сфере: стремление некоторых стран к информационной гегемонии и опасность информационной войны.

Внешние угрозы:

1) стремление отдельных государств и военно-политических блоков принизить роль существующих механизмов по обеспечению международной безопасности

2) опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России

3) расширение НАТО на восток и возможность появления в непосредственной близости от границ РФ иностранных баз и войск

4) ослабление связи РФ с СНГ, появление и расширение конфликтов по периметру границ РФ и СНГ

5) притязания на территорию РФ

 

№ 6-7 Концепция внешней политики России /2000/

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими акторами внешнеполитической деятельности. Акторы - государства, зарубежные партии, всемирные и региональные международные организации. Усиливаются тенденции к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США.

КВП 93 (январь 93), КВП 2000 (июнь 2000)

КВП 93 - первый концептуальный документ РФ (играет роль объяснения, что произошло в РФ)

Направления:
1) страны содружества

2) Контроль за вооружениями и национальная безопасность

3) содействие экономической реформе

а) переориентация ВПК на гражданские нужды

б) международное сотрудничество

в) международная торговля и мировые рынки


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал