Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восточный вектор Российской внешней политики
Магистральной вехой в развитии нашего диалогового партнерства с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) стал состоявшийся в Малайзии 13 декабря первый саммит Россия-АСЕАН. Принятые в ходе саммита документы – Совместная декларация лидеров России и АСЕАН о развитом и всеобъемлющем партнерстве и Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг., а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительствами государств-членов АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития заложили прочный правовой фундамент наших отношений на перспективу, определили конкретные шаги по их дальнейшему поступательному развитию. В ходе состоявшихся в Малайзии мероприятий АСЕАН на высшем уровне Президент Российской Федерации В.В.Путин также выступил с речью перед участниками первого Восточноазиатского саммита, проведение которого ознаменовало начало формирования нового многопрофильного интеграционного объединения в АТР – Восточноазиатского сообщества (ВАС). Участие российского президента в этом форуме (в качестве гостя его председателя – Правительства Малайзии) стало весомым свидетельством растущего авторитета нашей страны в азиатских делах, активной и конструктивной российской политики на восточном направлении. Продолжало развиваться взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) во всех областях, закрепленных в основном уставном документе Организации – Хартии. За истекший год ШОС сумела предпринять шаги по укреплению сплоченности и повышению своего международного авторитета. Важный нюанс в жизни ШОС – произошедшее в 2005 г. ее географическое расширение за счет предоставления статуса наблюдателя Индии, Ирану и Пакистану (до этого таким статусом обладала лишь Монголия). По существу Организация превратилась в крупнейшее евроазиатское объединение с более чем 3-миллиардным населением. Сегодня ШОС – ощутимая сила, мнение, позицию и реакцию которой невозможно игнорировать применительно к международным событиям, будь то в центральноазиатском регионе, в Европе, Азии или Тихоокеанском регионе. Проявились реальные перспективы активизации сотрудничества на всех направлениях деятельности Организации, включая военно-политическое, экономическое и гуманитарное. Прошедшие в этом году саммит ШОС в Астане и заседание Совета глав правительств ШОС в Москве поставили целый ряд конкретных задач, которые придают последовательность и поступательность процессу развития Организации как важнейшего фактора региональной стабильности и экономического развития. Активизировалось и приобрело новое содержание российское участие в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Расширился спектр направлений деятельности Форума, на которых работают российские представители, закрепилась тенденция к повышению уровня российского представительства. Обеспечен конструктивный вклад России в дискуссии по наиболее актуальным вопросам повестки дня АТЭС 2005 года – сотрудничеству в противодействии терроризму и другим угрозам безопасности. Наша позиция была учтена при выработке решений саммита Форума в ноябре в Пусане (Республика Корея), на котором Президент Российской Федерации выступил в качестве лидера дискуссии по всему комплексу вопросов безопасности. Важный для России момент – признание партнерами ее существенного вклада в экономическую сферу деятельности АТЭС. В документах Форума закреплена высокая оценка динамики экономического развития России, масштабов и эффективности проводимых у нас экономических преобразований. Форум вновь однозначно поддержал усилия России по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Серьезным успехом стало формирование в АТЭС предложенной Россией схемы регионального сотрудничества в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями и другими масштабными катастрофами. Востребован российский потенциал и в усилиях АТЭС по противодействию «птичьему» гриппу и другим инфекционным заболеваниям. Укрепилась практика организации Россией атэсовских мероприятий. Следует отметить, в частности, наше сопредседательство на первом полноформатном заседании Диалога АТЭС по цветным металлам и проведение на российской территории целого ряда региональных отраслевых встреч в области транспорта, энергетики, повышения готовности к стихийным бедствиям. Данные мероприятия были активно использованы для выдвижения российских инициатив в перспективных для нас областях региональной кооперации, более плотного вовлечения в нее районов Сибири и Дальнего Востока. Расширена российская составляющая в научно-технологическом сегменте АТЭС. Более живой и разноплановой стала деятельность российских деловых кругов на площадке Форума. Еще один новый момент года – в апреле Россия вошла в состав Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА), представительного регионального объединения, деятельность которого направлена на развитие политического диалога и экономической кооперации между государствами-участниками. Наша страна активно подключается к программам взаимодействия, разворачивающегося в рамках ДСА, в т.ч. в таких сферах, как биотехнологии, транспортные коммуникации, образование, энергетика и энергобезопасность. В ходе состоявшегося в сентябре в Нью-Йорке совещания мининдел стран ДСА была одобрена российская инициатива об учреждении нового направления сотрудничества по линии Диалога – в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С активных позиций российская дипломатия продолжала выступать в Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ) – ключевой структуре многостороннего политического диалога по всему спектру вопросов, связанных с обеспечением мира и стабильности в АТР. Делегация России во главе с министром иностранных дел России С.В.Лавровым приняла деятельное участие в работе 12-й сессии мининдел стран-участниц АРФ в июле в Лаосе, в ходе которой была, в частности, поддержана наша инициатива о возобновлении в рамках АРФ работы механизма Межсессионных встреч по вопросам сотрудничества в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В 2005 г. удалось добиться серьезного продвижения в российско-китайских связях. Вступило в силу Дополнительное соглашение между Россией и КНР о государственной границе на ее Восточной части, которое окончательно закрыло пограничную проблему в наших отношениях. В них не осталось крупных политических проблем, способных заметно осложнить поступательное развитие российско-китайского стратегического партнерства. Активно развивались политические контакты между нашими странами. В течение года состоялись два визита Председателя КНР в Россию, прошли еще две двусторонние российско-китайские встречи на высшем уровне в рамках крупных международных мероприятий. Запущен механизм регулярных консультаций по стратегическим вопросам безопасности. Китай посетили председатели обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Позитивные сдвиги в развитии торгово-экономического сотрудничества с Китаем закрепила десятая регулярная встреча глав правительств России и Китая. Быстрыми темпами продолжает расти двусторонний товарооборот. Прогнозируется, что по итогам 2005 г. он может приблизиться к 30 млрд.долл.США. Уплотнялось взаимодействие наших стран на международной арене. В июле главами государств подписана Совместная декларация о международном порядке в XXI веке, отражающая совпадение подходов двух стран к ключевым проблемам современного мироустройства, нашу общую приверженность формированию справедливого и рационального миропорядка. На новый уровень вышли ставшие регулярными встречи министров иностранных дел в тройственном формате Россия-Китай-Индия. Следует упомянуть и еще об одном беспрецедентном для российско-китайского сотрудничества мероприятии: в августе состоялось первое российско-китайское совместное военное учение, продемонстрировавшее способность вооруженных сил двух стран сообща противостоять новым вызовам, прежде всего – международному терроризму. В декабре состоялся визит в КНР Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева, возглавляющего российский оргкомитет по проведению в 2006 г. Года России в Китае. В план мероприятий Года России вошло более 250 пунктов. Год России в Китае и Год Китая в России (намечен на 2007 г.) станут уникальными для наших отношений событиями, тем стержнем, вокруг которого будет выстраиваться работа по развитию российско-китайских отношений в предстоящий период. В 2005 г. продолжало успешно развиваться многоплановое российско-индийское сотрудничество. Отмечена беспрецедентная интенсивность политических контактов. Россию посетили: Премьер-министр Индии (дважды – в мае для участия в праздновании Дня Победы и в декабре с официальным визитом), Президент Индии (с государственным визитом), Председатель ведущей партии правящей коалиции С.Ганди (в качестве личного гостя Президента России) и ряд ключевых министров. Подписанные соглашения придают новое качество взаимодействию на важных направлениях, в частности, в совместном освоении космоса. Приметная веха стратегического партнерства – первые совместные антитеррористические военные учения «Индра-2005», проведенные в Индии в октябре. Яркое событие – начало промышленной добычи в рамках нефтегазового проекта с участием индийских инвесторов «Сахалин-1». Минувший год в российско-японских отношениях прошел под знаком подготовки состоявшегося в ноябре визита Президента России В.В.Путина в Японию. В ходе визита было подписано 18 двусторонних документов, направленных на дальнейшее развитие российско-японских отношений в различных областях. 2005 г. был отмечен также рядом состоявшихся в России и Японии юбилейных мероприятий по случаю 150-летия установления двусторонних межгосударственных отношений. Позитивные сдвиги произошли и в торгово-экономической области. Объем российско-японской торговли заметно вырос и приблизился к 10 млрд.долл. В апреле начала работу Российско-японская организация по содействию торговле и инвестициям, нацеленная на расширение делового взаимодействия двух стран. В июне под Санкт-Петербургом начато строительство первого в России автосборочного предприятия компании «Тойота». Активно продвигалось взаимодействие в других практических сферах, в том числе ранее «закрытых»: контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами и т.д. Поддерживался активный диалог по проблеме мирного договора между Россией и Японией. Хотя позиции сторон по этому вопросу остаются противоположными, мы готовы продолжать переговоры – разумеется, основываясь на наших национальных интересах. В 2005 г. Россия активно участвовала в шестисторонних переговорах, направленных на поиск путей мирного, дипломатического урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. Выработка совместного заявления по итогам 4-го раунда «шестисторонки» в сентябре означала, что впервые за два года после начала переговоров удалось выйти на значимые договоренности, которые в конечном итоге должны привести к комплексному решению вопросов, связанных с обеспечением безъядерного статуса Корейского полуострова, нормализацией отношений между КНДР и США, созданием условий для успешного развития КНДР и региона в целом. Динамично развивались отношения России с Республикой Корея. Президент РК принял участие в торжествах в Москве по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Важнейшим событием в российско-южнокорейских отношениях стал состоявшийся в ноябре рабочий визит В.В.Путина в Республику Корея. В 2005 г. продолжались активный диалог и делегационный обмен между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой в различных областях политики, экономики, культуры, науки и техники. Представители КНДР приняли участие в торжествах в Москве по случаю 60-летия Победы, а в августе и октябре в Пхеньяне побывали высокие российские делегации на праздновании 60-летия освобождения Кореи. Развивалось парламентское и экономическое сотрудничество. Важным событием в российско-монгольских отношениях стала встреча президентов России и Монголии в Астане в июле. Состоялся официальный визит в Россию Председателя Великого Государственного Хурала (парламента) Монголии. Президент Монголии принял участие в праздновании в Москве 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. На состоявшемся в июле в Иркутске заседании российско-монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству намечен ряд конкретных мер, призванных оживить экономические отношения наших стран. Активизировалось межмидовское взаимодействие. Проведена первая встреча на уровне директоров департаментов МИД в тройственном формате Россия-Монголия-Китай. Встречи между президентами (на «полях» юбилейной сессии ГА ООН), главами правительств (в Москве в ходе заседания СГП ШОС) и министрами иностранных дел отметили год в российско-пакистанских отношениях. Наша страна не осталась в стороне в деле ликвидации последствий октябрьского разрушительного землетрясения в Пакистане, оказав существенную гуманитарную помощь. Ровный, дружественный характер сохраняли отношения России с Бангладеш, Непалом, Шри-Ланкой и Мальдивской Республикой. Как и с крупнейшими государствами субконтинента, укреплялось взаимодействие с ними по ключевым проблемам, прежде всего противодействия терроризму и экстремизму. Выделяется в ткани дипломатического диалога визит в Москву министра иностранных дел Непала в октябре. После смены руководства в Иране в июне с обеих сторон в ходе активных контактов, включая встречу президентов в Нью-Йорке, московские переговоры глав дипломатических ведомств, поездку в Тегеран Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и визит в Россию председателя иранского парламента, была подтверждена преемственность курса на укрепление дружественных добрососедских отношений. Партнеры заинтересованно восприняли и поддержали наши инициативы, направленные на укрепление безопасности на Каспии. В контексте укрепления международной стабильности и режима нераспространения Россией были успешно продолжены усилия, направленные на содействие деэскалации напряженности вокруг ядерной программы Ирана, сохранение ее рассмотрения в рамках правового поля МАГАТЭ. Россия продолжала способствовать постконфликтному обустройству Афганистана, оказывала посильное содействие успешному завершению Боннского политического процесса, увенчавшегося в сентябре парламентскими выборами. Активно участвуя в международных, при ведущей роли ООН, усилиях по противодействию террористической, наркотической и другим угрозам с территории этой страны, наша страна взаимодействовала в формате «восьмерки», Совета Россия-НАТО, ШОС и ОДКБ. Упор при этом делался на содействие в строительстве новых вооруженных сил Афганистана (суммарный объем нашей помощи достиг 200 млн. долларов), в сфере восстановления экономики страны – в энергетике, транспорте, коммунальном хозяйстве, в том числе с привлечением финансовых средств российских компаний. В 2005 г. успешно развивались отношения и со странами АСЕАН и южной части Тихого океана. Заметно активизировался политический диалог на высшем уровне. Только в октябре-декабре проведены три встречи Президента Российской Федерации и Премьер-министра Таиланда. В ноябре в рамках саммита АТЭС в Пусане состоялись встречи В.В.Путина с президентами Индонезии и Вьетнама. В ходе саммита Россия-АСЕАН в Куала-Лумпуре он встретился также с премьер-министрами Малайзии и Сингапура. В мае (в рамках празднования 60-летия Победы) состоялись официальные визиты в Россию генерал-губернаторов Австралии и Новой Зеландии, в июне - официальный визит в Россию Султана Брунея. В сентябре в Санкт-Петербурге с частным визитом побывал Верховный Глава Малайзии. Нынешний год отмечен интенсификацией взаимодействия по линии внешнеполитических ведомств. Состоялись официальные визиты в Россию заместителя Премьер-министра, министра иностранных дел Лаоса, министра иностранных дел Таиланда, рабочий визит министра иностранных дел Филиппин. Проведены межмидовские консультации с участием заместителя Министра иностранных дел России с Индонезией, Камбоджей, Мьянмой (дважды), Новой Зеландией и Сингапуром. Развивались парламентские связи. В январе прошел официальный дружественный визит во Вьетнам Председателя Совета Федерации Федерального Собрания С.М.Миронова. Делегация Государственной Думы посетила в сентябре Лаос, где приняла участие в 26-й сессии Генеральной ассамблеи Межпарламентской организации стран АСЕАН (АИПО). В странах региона благоприятно воспринимается тот факт, что Россия одной из первых начала оказание гуманитарной помощи в связи с природной катастрофой – разрушительным цунами – на индонезийском о.Суматра в конце декабря 2004 г. ВИндонезию был поставлен военно-полевой госпиталь стоимостью 3 млн. долл., а также медикаменты, станции очистки воды, электрогенераторы, предметы первой необходимости. В августе Россия безвозмездно, в качестве гуманитарной помощи передала правительству и народу Индонезии 20 тыс. т продовольственного зерна. В целом в 2005 г. был создан существенный задел для дальнейшего поступательного развития отношений России с государствами АТР, наращивания нашей активности в действующих здесь многосторонних объединениях, для закрепления российских позиций в регионе. Будем продолжать эту работу в интересах упрочения региональной стабильности и безопасности, содействия экономическому подъему нашей страны, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока.
|