Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КВП 2000






Общие положения:

1) Правовая база

2) Обстановка к 2000 году изменилась, и положения КВП 93 не оправдались

3) Высшие приоритеты внешней политики - защита личности, общества и государства

Цели:

1) Обеспечение безопасности

2) Воздействие на мировые процессы

3) Создание благоприятных условий для экономического и социального развития

4) Создание «пояса добрососедства»

5) Поиск слияния с зарубежными странами

6) Содействие позитивному восприятию России за границей

· Усиливаются тенденции к созданию одномерной структуры мира при экономическом и силовом воздействии США.

· Усилилась роль международных институтов (G8, МВФ)

· Региональная и субрегиональная интеграция

· Тенденция сепаратизма

· Терроризм

Приоритеты России:

1) Достижение разумного баланса между целями и возможностями внешней политики

2) Формирование нового мироустройства (из эффективной деятельности ООН к усилению Большой Восьмёрки)

3) Укрепление международной безопасности (за счёт снижения фактора силы, сокращения объёма ядерного оружия, поддержания режима МКРТ, неприменимость таких понятий, как гуманитарная интервенция и ограничение суверенитета, а также за счёт миротворческой деятельности и борьбы с международным терроризмом).

4) Экономические направления

5) Права человека и международные отношения

6) Приведение законов России в соответствие с нормами международного права

7) Информационное сопровождение

8) Формирование и реализация внешней политики

Указ 375 (Ельцин) 1996: «О координирующей роли МИД России в проведении единой внешнеполитической линии РФ».

Угрозы:

1) Международный терроризм

2) ОМУ

3) Региональные конфликты

Приоритеты:

1) Предстоит сформировать эффективное стратегическое сотрудничество с СНГ, целостную и долгосрочную позицию нашего участия (поддержка интеграционных процессов, защита прав и интересов граждан) «Настало время по созданию специальных центров по работе с нашими соотечественниками»

2) Европа: геополитическое состояние изменилось под действием одновременных расширений НАТО и ЕС. Следует минимизировать потери и продумать, как найти преимущества, которые можно использовать.

3) США: общие проблемы - терроризм, поддержание стабильности, контроль за вооружениями; мало личных отношений.

4) Азиатско-тихоокеанский регион - важен для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока

5) Центрально-восточная Европа, Африка, Латиноамериканский регион: «Нас там ещё помнят». Там находились наши рычаги воздействия. Следует формировать положительный образ РФ за рубежом.

№7Первая ВПК РФ была принята зимой 1992-1993гг. Она закрепила официально прозападный этап внешнеполитической концепции РФ (1992-1994гг).

Концепция внешней политики РФ от 1993г - четкий прозападный крен, включающий солидарность со всеми решениями Запада и копирование западной модели либерального общества.

В период с 1992-1996гг внешнеполитический курс РФ был ориентирован на общедемократические принципы. В январе 93г была принята первая Концепция ВП РФ, а в апрели 93г-Основные направления ВП России (приказом Ельцина).

Итак, базовые идеи этих документов таковы:

Национальный интерес- есть общедемократическая ценность, распространение этих ценностей на международной арене. Демилитаризация, не военное решение вопросов. Экономика

Основные приоритеты ВП РФ по КВП 1993г

Розоружение

Всемерное развитие СНГ (а на самом деле занимаются США- «Уровень отношения к США от партнерства к союзничеству» Партнер и союзник разный уровень разногласий, у партнера больше)

Европа, но не какой внятной политики по отношению к Европе. Но в то же время в Европе 90-х русофобия в Восточной Европе. Ставка на бесконфликтное сосуществование с Западом.

Азиатско-Тихоокеанский регион

В декабре 1993г прошли выборы в Думу и их результаты отчетливо показали несогласие большинства общества с прозападной моделью. Именно итоги выборов в Госдуму и ознаменовали собой начало переориентации на больший учет национальных интересов, крен в сторону патриотических ценностей. Но в целом процесс переориентации во ВП от прозападного курса к сбалансированному продолжался в течение 1994 года. Рубежом явился комплекс событий, произошедших в этот период, в том числе:

НАТО на Балканах: односторонние действия, нет консультаций с РФ, решения принимают без России, её ставят уже перед фактом. Расширение НАТО на Восток: в российском обществе оно оценивается как антироссийское

Односторонние действия в отношении Ирака.

Но сам Козырев начал поворот во внешней политике, уже в начале 1994г он сделал ряд серьезных заявлений на этот счет, в том числе главным приоритетом ВП РФ он называет сотрудничество с СНГ.

№8

ВШП РФ продолжает переживать стадию становления. Становление- разработка принципиальных основ ВШП. На фоне самоиндендитификации Р шло становление ВШП. 90- провозгл сув-т. Самоопределение- выработка общего мнения по базовым ценностям- общество на основе зап-либерал ценностей: 1-правовое гос; 2-идеологич плюрализм, отсутствие оф идеологии; 3-пол плюрализм, право на оппозицию; 4-экон плюрализм, разные формы соб-ти. 3 направления: 1-неозападники (часть Яблоко, Союз Правых Сил): Р д. от Зап взять лучшее, не повторять ошибок; 2-неославянофилы- Р не годится зап модель раз-я; 3- евразийство- Р особая цив-я, не зап и не вос.

91-94-период раннего Козырева(МИД).

отсутсвие явных противоречий в отш с Зап, вш\пол ориентация на Зап либеральные ценности с целью использовать финансовую поддержку и обосновать концентрацию ресурсов внутри страны, а также предотвратить внутр реакцию (в ответ Запад безоговорочно поддерживал Ельцина). налаживание дружест связей с СНГ. наиб резкий обвал связи с ЦВЕ. Освобождение от груза советск дипломатии, готовность к признанию прошлых ошибок. Измен в пол-ке Р в отш ЦВЕ, коммунист режимов, гос 3 мира. Не нужд в «ВЕ буфере», неприятие коммун режимов ЦВЕ.стагнация в отш с АТР, которые активиз-сь в послед годы при Горбачеве

Р уходит из регионов Ср и БлВос. 91 Ельцин запретил всю помощь заруб странам(Китаю)

принятие 1-ой концепции ВШП РФ 1993г- вводило в офиц оборот понятие ВШП, нац интересы, цели, задачи, понятие нац без-ти. Теория бесконфликт-ти развития Р и Зап. Р проводит сбалансированную и прагматическую вп, но при примате нац интересов.

Глобал Приоритетами: безопасность и стабильность в РФ, защита интересов россиян, сохранение влияния в мире, использование вп связей для укрепления внешн и внутр позиций.

Регион приоритеты: 1- СНГ на первом месте; 2- контроль над вооружениями и меж без-ть, курс на разоружение; 3- США- Р б. добиваться устойч раз-я отш с США с установкой на стратег партнерство, а в перспективе –на союзничество по всем сферамю; практические усилия сконцентрированы на: рос-ам отш. СНВ-2 1993г.; 4- Европа.

становление вш\пол сообщества РФ. 1993 принятие новой Конституции. Президентский статус ВШП, ВШП определяет президент, стратегическое решенеие принимает президент. К огранич права парл в сф ВШП. Единств-ое право парл- ратиф или нет договор. Косвен- принятие бюджета на ВШП Дея-ть.

94-96-период позднего Козырева.

накаплив противор в отш с Зап(США)

само понятие Зап диверсифец (США-Европа)отсутствие идеолог противор не означ отсут межгос-х противоречий очищение МИДа, Служб вш разведки от политич назначенцев, которые пришли в нач 90-х.95- оф закрепл координ роль МИДа в сф ВШП приоритет направление- СНГ. -При этом 1 из важ направл- пол-ка на европейск направл. 2 эл-та: 1-пол в отш НАТО, Р против процесс расширения 2-вз\д-е с ЕС. 94-СОгл о Прат и Сотруд м\у Р и ЕС. Отш с Зап ослож 1 чечен компан янв95.

-Другие направления осваиваем: АТР, Китай, Яп

-БлВос- пол-ка Р в стагнации.

97-99- с приходом в начале 96 в МИД Примакова, с которым ассоциируется неофиц доктрина о примате нац интересов, сбалансированной и многовекторной политике:

диверсиф по направ ВШП. Появление в кач оф концепции РФ- конц многополяр мира.

-СНГ сохран свою выс роль среди др приорит, но некая стагнация.

Затем следуют три равновеликие направления –

-АТР. Можно говорить о пол союзе Р и Китая. активно развив отш с Яп.

-Европа(наращ отш с ЕС. С 1 дек 97- в силу Соглаш СПС в 94),

-США (наиб пробл- отш с США. Возн попытки выйти из ПРО, война в Косово), но вместе с тем наметилась линия на противостояние гегемонизму США путем использования противовеса в качестве ЕС (ось Москва-Берлин-Париж) и 3-го мира (Москва-Пекин-Дели)

Что внес Примаков: 1- уравновсил зап и вос вектор, активиз-я на БлВ, сопредседатель мир процесса; 2- правовой подход к МО, отставив принцип МП, УООН; 3- идея демократизации, демилитариз МО.

Период Путина-Иванова. Приход Путина означает поворот к прагматизму и попытку улучшить имидж России.

1 период-лето99-осень 2001.

повыш вним рук-ва к ВШП чрезв обостр пробл в отш с США и сохран предвыбор риторики(критика Клинтона)

акт раз отш с Евр. 1 приор- ЕС актив П в отш СНГ Бл и СВ впервые появл нов акцент. формиров действ блока концепт док. 2000- К нац без-ти, к ВШП РФ, военная доктрина, доктрина инф без-ти.

2 период-переломный момент в связи с событиями 11 сент2001г. Новые акценты ВШП расставил Путин в реш в Греман бундегстаге: -стабил развит отш с ЕС. Открыв ряд проблем рабоч хар-ра: Калининград и расширение ЕС

Азия: межгос договора: с Кит, Монг, Вьетн, КНДР, БлВ, приоритет- ЮА, Пакист, Индия.

 

№9 Образование СНГ.

Экономические связи в бывшем СССР превосходили по ин­тенсивности связи между странами Европейского Союза. В Советс­ком Союзе в межреспубликанский обмен было вовлечено более 20% валового национального продукта, ЕС — 14%. Вновь образовавшиеся государства вступили в трудный этап становления национально-государственных суверенитетов и ради­кальной трансформации экономических систем. Воссоздание обще­го экономического пространства стало значимым стабилизирую­щим положение фактором.

Организационной основой этого процесса явилось образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Оно представляет собой добровольное объединение суверенных стран как самостоятельных и равноправных субъектов международного права в целях регулирова­ния международно-правовыми средствами, межгосударственными до­говорами и соглашениями политического, экономического, гумани­тарного, культурного, экологического и иного сотрудничества государств-участников. СНГ не обладает наднациональными полно­мочиями. Содружество создано в соответствии с Соглашением Респуб­лики Белоруссии, Российской Федерации и Украины от 8 декабря 1991г. (г. Минск), которые, будучи государствами — учредителями СССР в 1922 г, взяли на себя право констатировать прекращение его существования как субъекта международного права и геополи­тической реальности и объявили об образовании СНГ. 21 декабря 1991 г в г Алма-Ате был подписан Протокол к этому Соглашению,

зафиксировавший участие в СНГ Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстана, Киргизской Рес­публики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Рес­публики Узбекистан и Туркменистана. В декабре 1993 г. к нему присоединилась Грузия. Штаб-квартира Содружества находится в г. Минске.

В январе 1993 г. страны-участницы приняли Устав СНГ, фик­сирующий принципы, сферы, правовую базу и организационные формы деятельности этой организации с учетом практического опыта функционирования СНГ с момента его создания.

Принципами взаимоотношений в рамках СНГ провозглашены нормы, отвечающие международному праву: уважение государствен­ного суверенитета, равенство участников Содружества, неотъемле­мое право на самоопределение, признание территориальной целос­тности государств и нерушимости государственных границ, невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга и отказ от применения силы, уважение прав человека и основных свобод для всех, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества и др.

СНГ открыто для присоединения к нему (с согласия всех его членов) других государств, разделяющих цели и принципы Содру­жества и принимающих на себя обязательства, вытекающие из Ус­тава.

Опыт функционирования института Содружества Независи­мых Государств убедительно доказывает, что в сложившихся после распада СССР условиях он, наряду с двусторонними переговора­ми, зарекомендовал себя весьма эффективной организационной формой цивилизованного решения на межгосударственном уровне следующих неотложных задач:

• завершения процессов экономического и государственного раз­межевания (раздел активов и пассивов бывшего СССР, соб­ственности, установление государственных границ и согласо­ванного режима на них и т.д.);

• разработки механизма взаимных торгово-экономических от­ношений на принципиально новой, рыночной и суверенной, основе;

• восстановления в экономически обоснованных пределах раз­рушенных в результате распада СССР межреспубликанских хозяйственных и производственно-технологических связей;

• цивилизованного решения гуманитарных вопросов (гарантии прав человека, трудовых прав, миграции и др.);

• обеспечения систематических межгосударственных контактов по экономическим, политическим, военно-стратегическим и гуманитарным вопросам.

Распад СССР и образование СНГ

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон " Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период". С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90, 3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении[78] Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

- координация внешнеполитической деятельности;

- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

- сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

- миграционная политика;

- борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств " на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств". Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что " с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование". Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

 

№ 10.

Необходимой предпосылкой постепенного преодоления кри­зисных явлений в странах СНГ стали проводимые там экономи­ческие реформы, направленные на формирование рыночной сре­ды. При этом в зависимости от конкретных условий и социально-экономического положения, глубина и темпы систем­ных преобразований в отдельных государствах на начальном этапе существенно различались. Например, если в России и Киргизии доминировали (хотя и не всегда последовательно) элементы «шо­ковой терапии», то в других странах азиатского региона, а также в Белоруссии создание рыночных механизмов происходило более плавно.

Несмотря на сохраняющиеся между отдельными странами раз­личия в механизмах функционирования экономики, в целом мож­но констатировать, что к настоящему времени в государствах Со­дружества заложены основы рыночного хозяйства. При этом основным инструментом институциональных преобразований явилась привати­зация собственности, находящейся в руках государства. Наиболее интенсивно этот процесс протекал в России, Киргизии, Казахста­не и Молдавии.

Все более заметной экономической силой становится частное предпринимательство, в том числе малое. Так, в 1998 г. доля госу­дарств в розничном товарообороте лишь в Белоруссии и Турк­менистане превысила 25%, в большинстве же стран она не превы­шает 2—8%. В то же время, в связи с естественными трудностями этапа становления, главенствующие позиции в экономике в целом частный сектор занимает лишь в Киргизии, Молдавии, Таджикис­тане, Туркмении и Узбекистане. Особенно остро стоит проблема формирования правовой базы, способной обеспечить благоприят­ные условия для развития предпринимательства.

Учитывая серьезнейший (почти вдвое) спад производствен­ной активности в начале 90-х гг. страны Содружества остро нужда­ются в увеличении темпов экономического развития, которое сдер­живается отсутствием финансовых средств как у государства, так и у промышленных предприятий. Доля накопления, по сравнению с долей потребления, сократилась.

В этих условиях существенно возрастает значение иностранных инвестиций. В ряде стран они стали основным источником разви­тия: в Грузии в 1997 г. на их долю пришлось 57% общего объема инвестиций, в Азербайджане — 71%.

Эволюция отраслевой структуры промышленности стран СНГ в целом характеризуется негативными моментами. Даже в государ­ствах с прежде развитыми отраслями с высокой степенью обработ­ки (Россия, Белоруссия, Украина) доля производимой ими про­дукции сократилась в пользу сырьевых отраслей. Удельный вес топливно-энергетического комплекса в общем объеме промышлен­ного производства увеличился: в Белоруссии — до 19, 7%, на Укра­ине — до 24, 6, в России — до 29, 5, в Казахстане — до 38, 7, в Азербайджане — до 68, 3%.

Сложившееся положение в основном объясняется двумя фак­торами: стремлением молодых государств получить валютные по­ступления от экспорта сырья и слабой конкурентоспособностью национальной обрабатывающей промышленности.

В условиях формирующейся рыночной экономики государств Содружества относительно динамично развивается сфера услуг, преж­де всего за счет расширения ее ассортимента. Доля отраслей, произ­водящих услуги, в ВВП в настоящее время колеблется от 27% в Армении до 56% в Казахстане.

Однако дальнейшее развитие сферы услуг все более упирается в ограниченный платежеспособный спрос населения. Поэтому, если стоимостные объемы платных услуг возросли за счет роста цен и тарифов (в первом квартале 1998 г. по сравнению с апрелем 1997 г., примерно на 20%), реальные их объемы остались на том же уровне, а в ряде стран даже сократились (в Молдавии, России, на Украине за тот же период на 1—6%).

Одним из негативных последствий системных преобразова­ний в странах Содружества явилась инфляция, отличающаяся ис­ключительно высокими темпами. Так, в течение 1992—1996 гг. индекс потребительских цен вырос на Украине в 42, 5 тыс. раз, в Белоруссии — в 39, 6 тыс. раз, в Армении — в 26, 4 тыс. раз, в Казахстане — в 21, 6 тыс. раз, в Таджикистане — в 15, 4 тыс. раз, в Азербайджане— в 13, 5 тыс. раз, в России — в 2, 2 тыс. раз, в Молдавии — в 1, 5 тыс. раз, в Киргизии — в 941 раз, в Узбекиста­не в 1992—1995 гг. в 4, 7 тыс. раз, в Туркменистане в 1992—1994 гг. в 4, 2 тыс. раз.

Как правило, инфляционные процессы достигали апогея на этапе наиболее радикальных преобразований: в России — в 1992 г., в Армении, Киргизии, Молдавии, Таджикистане и на Украине — в 1993 г. в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане и Узбекиста­не—в 1994 г.. И хотя в последующие периоды темпы роста потре­бительских цен замедлились, инфляционная тенденция сохраня­ется. В первом квартале 1998 г. среднемесячный прирост инфляции составил: в Азербайджане — 0, 7% (в соответствующем периоде 1997 г. — 1, 1%), в Армении - 1, 5 (1, 8), в Белоруссии - 3, 5 (6, 5), в Грузии — 0, 6 (1, 0), в Казахстане — 1, 0 (1, 3), в Киргизии — 1, 4 (2, 4), в Молдавии — 0, 6 (1, 3), в России — 0, 9 (1, 6), в Таджики­стане - 1, 4(7, 8), на Украине- 0, 7% (1, 1%).

Важным направлением формирования национальной государ­ственности стало создание самостоятельных валютно-финансовых систем. Национальные валюты введены в России (1992 г.), Арме­нии, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Туркмении (1993 г.), Азербайджане, Узбекистане (1994 г.), Грузии, Таджики­стане (1995 г.), на Украине (1996 г.). В подавляющем большинстве государств Содружества проявляется тенденция понижения курса национальных валют по отношению к доллару США. Самые нега­тивные последствия для экономики стран СНГ имел финансовый кризис 1998 г. Его результатом явилось значительное падение кур­сов национальных валют, особенно в Белоруссии — в 2, 1 раза, в Киргизии — на 46, 4%, в Молдавии — на 74%, в Таджикистане — на 30, 6%, на Украине — на 52, 3%.

 

В сложившейся ситуации государства Содружества принима­ют энергичные меры (в том числе совместного характера) по ста­билизации экономики и созданию условий устойчивого разви­тия.

Неотъемлемые элементы новых финансовых систем в стра­нах СНГ — коммерческие банки. В условиях снижения объемов прямого государственного финансирования они призваны решать вопросы кредитования экономики. Однако в условиях финан­сового кризиса их возможности осуществлять эту функцию весьма ограничены.

В ряде стран (Россия, Киргизия) важным инструментом мобилизации финансовых ресурсов в целях развития производ­ства стали фондовые биржи. Масштабы их деятельности опреде­ляются прежде всего достигнутой глубиной процессов привати­зации.

С серьезными проблемами сталкиваются страны СНГ при фор­мировании государственных бюджетов, что во многом обусловле­но неудовлетворительной собираемостью налогов — основы их до­ходной части.

Радикальные системные преобразования породили целый спектр проблем социального характера. В новых экономических реа­лиях наблюдалось снижение уровня жизни населения. Особенно от­четливо это проявилось на этапе либерализации цен, рост которых существенно превышал рост заработной платы. Во второй половине 90-х гг. вследствие усиления социальной составляющей в экономи­ческой политике государств темпы роста денежных доходов превы­сили темпы роста цен. Средняя заработная плата составила в апреле 1998 г. в Азербайджане 43 долл. США (в апреле 1997 г. — 28 долл.), в Армении — соответственно 28 и 21, в Белоруссии — 107 и 74, в Казахстане — 124 и 106, в Киргизии — 40 и 31, в Молдавии — 51 и 41, в России — 172 и 157, в Таджикистане — 9, 7 и 9, 2, в Узбекистане — 58 и 49, на Украине — 91 и 92 долл. США. Практи­чески во всех странах СНГ наблюдаются задержки по выплате за­работной платы. В весьма сложных экономических условиях госу­дарства предпринимают шаги по упорядочению заработной платы и ее индексации.

Новым явлением для стран СНГ стала безработица.. В целом по СНГ, по данным на конец 1996 г., численность официально зарегистрированных безработных составляет 3, 7 млн чел. В сентябре 1997 г. уровень официальной безработицы (отношение числен­ности безработных, зарегистрированных в службах занятости, к численности экономически активного населения) исчислялся в Азербайджане в 1, 3%, в Армении — в 10, 6, в Белоруссии — в 3, 1, в Грузии — в 2, 4, в Казахстане — в 3, 9, в Киргизии — в 3, 2, в Молдавии — в 1, 6, в России — в 2, 9, в Таджикистане — в 3, 1, в Узбекистане — в 0, 4, на Украине — 2, 4%. Для решения этой про­блемы в государствах СНГ реализуются мероприятия по обеспече­нию занятости, в частности налажена профессиональная пе­реподготовка граждан.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал