Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фаза третья: соглашение о постоянном статусе и окончание конфликта
Целью этой фазы плана является " консолидация реформ и стабилизация палестинских структур власти, эффективная работа палестинских служб безопасности и палестино-израильские переговоры по установлению постоянного статуса Палестины в 2005 году". Будет созвана вторая международная конференция, на которой будут утверждены соглашения, достигнутые Израилем и Палестиной об окончательных границах, статусе Иерусалима, беженцев и поселений. Далее ожидается, что арабские государства восстановят " нормальные отношения с Израилем". На этом этапе будет полностью завершен арабо-израильский конфликт.
«Дорожная карта» - список предложений, созданный по аналогии с планом ближневосточного урегулирования и представленный осенью прошлого года. Первоначально предполагалось, что срок осуществления программы - 1 сентября 2004 года, однако сейчас очевидно, что его придется существенно сдвинуть. Официальной реакции Анкары на эти курдские предложения не последовало, однако явочным порядком некоторые преобразования все-таки произошли - например, кое-где было разрешено преподавание на курдском языке. Ближневосточная политика российского правительства занимает важное место в исследованиях американских политологов. Особое внимание уделяется политике России на Ближнем Востоке после второй войны в Персидском заливе...... Роберт Фридман - один из ведущих политологов, следящих за развитием событий в России и на Ближнем Востоке. Его послужной список весьма внушителен. В прошлом - президент, а ныне профессор политических наук балтиморского Еврейского университета, доктор Фридман автор четырех книг на тему советской внешней политики. Под его редакцией вышло четырнадцать книг о Ближнем Востоке. В настоящее время он заканчивает книгу о российской ближневосточной политике после распада СССР и начал писать новую книгу об американской политике по отношению к арабо-израильскому конфликту. Недавно доктор Фридман выступил в Институте по изучению Ближнего Востока с лекцией на тему «Россия и Ближний Восток». После лекции я попросил его ответить на ряд вопросов касающихся российской политики в отношении Ирака, Ирана и Израиля, а также охарактеризовать американо-российские отношения с учетом израильско-палестинского конфликта. Мой первый вопрос касался Ирака. Россия не поддержала внесенную Соединенными Штатами в ООН резолюцию ликвидировать режим Саддама Хуссейна военной силой. Какие цели преследовала Россия? Роберт Фридман: Я думаю, что президент Путин преследовал три главные цели: защиту интересов «Лукойла» в Ираке, возвращение иракской задолженности России в размере восьми миллиардов долларов и увеличение контрактов российских компаний на основе резолюции ООН «Нефть взамен на продовольствие». Надо полагать, что Путин рассуждал так: чем дольше кризис будет продолжаться, тем выше будут цены на нефть, что принесет больше доходов и, естественно, пойдет на пользу российской экономике и его личной репутации. С приближением выборов в Думу и президентских выборов сильная экономика и повышение уровня жизни населения повысили бы популярность Путина и его партии в предвыборной кампании. Люсьен Фикс: Соединенные Штаты причислили Иран к так называемой «оси зла» - странам, поддерживающим терроризм. Россия поставляет Ирану ядерную технологию и топливо для Буширской атомной электростанции. Соединенные Штаты возражают против этого, опасаясь, что Иран воспользуется российской помощью и, в конечном счете, создаст атомное оружие. Каковы мотивы политики России в данном вопросе? Р.Ф.: Я считаю, что Путин преследует в Иране сразу несколько целей. На Ближнем Востоке Иран - главный союзник России, хотя они конфликтуют из-за Каспия. Но они сотрудничали по вопросу о Таджикистане и в свержении «Талибана» в Афганистане. Иран с самого начала занял сдержанную позицию в отношении войн в Чечне. Не следует забывать, что во время этих войн было убито много мусульман, а Иран - ведущая мусульманская страна. Это объясняется тем, что Россия - главный поставщик военной техники Ирану, в том числе танков, самолетов и подлодок. Что касается российских интересов… Помимо того, что Россия добилась от Ирана сдержанной позиции в отношении Чечни и Центральной Азии, и чтобы Иран не подогревал страсти на Кавказе, у России есть ряд других целей. Во-первых, Путин хочет продавать ядерные реакторы, и главным покупателем является Иран, потому что, в отличие от Китая и Индии, Иран расплачивается твердой валютой. Это помогает российской экономике в целом и предприятиям высоких технологий в частности, обеспечивая занятость инженеров. Проблема состоит в том, что Буширский реактор вырабатывает плутоний, который может быть использован при производстве атомного оружия. Соединенные Штаты на протяжении долгого времени добивались, чтобы отработанное ядерное топливо переправлялось из Ирана в Россию. В последние недели Россия, видимо, согласилась удовлетворить это требование. Вторая проблема это так называемый «дополнительный протокол», на котором настаивает Международное агентство по атомной энергии. Если Иран подпишет этот протокол, инспектора МАГАТЭ смогут без предварительного оповещения посещать все их атомные реакторы с целью проверки. Соединенные Штаты настаивают, чтобы Россия не поставляла ядерного топлива Буширскому реактору до тех пор, пока Иран не подпишет дополнительный протокол с МАГАТЭ. Буширский реактор, согласно договоренности, должен был вступить в действие в 2004 году. Остается всего полгода. Но совсем недавно глава Минатома России Александр Румянцев заявил, что Буширский реактор не будет задействован до 2005 года. Это дает России дополнительное время, чтобы убедить Иран изменить свою позицию, что также очень важный жест в сторону Соединенных Штатов, учитывая позицию, занятую Россией в отношении войны в Ираке. Л.Ф.: Давайте поговорим о Ближнем Востоке. Россия в последнее время играет важную роль в попытке урегулировать израильско-палестинский конфликт. Министр иностранных дел России Игорь Иванов и министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом 9 июня обсуждали в Москве предложенную президентом Бушем так называемую «Дорожную карту» мира для Ближнего Востока. Обрисуйте в общих чертах, отношения между Россией и Израилем. Р.Ф.: Отношения между Россией и Израилем сейчас намного лучше, чем в советский период. Они стали улучшаться в последние годы правления Горбачева. В настоящее время торговый оборот между двумя странами достигает цифры свыше миллиарда долларов. У России и Израиля сложились очень крепкие культурные отношения. В Израиле живет самая большая, за исключением самой России, группа русскоязычного населения. Растут также военные связи. Россия и Израиль начали совместное производство вертолетов, которые они надеются продавать Турции. Они также производят самолеты, оборудованные системами раннего обнаружения и предупреждения АВАКС, которые они надеются продавать Индии. Мне кажется, что Путин сочувствует Израилю, связывая терроризм палестинских экстремистов с терроризмом в Чечне. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон во время визита Москву в начале октября 2002 года привез с собой несколько бывших россиян, пострадавших от одного из взрывов палестинского террориста-самоубийцы. Одна из них сказала: «Мы в Израиле переживаем то же, что вы в Чечне». Но в отношениях между Россией и Израилем есть две серьезные проблемы. Первая - министерство иностранных дел, на которое до сих пор оказывает большое влияние бывший министр иностранных дел Евгений Примаков, склоняется больше в сторону арабов, чем Израиля. И в то время, как Соединенные Штаты и Израиль не хотят иметь ничего общего с Арафатом, Россия по-прежнему поддерживает Арафата, считая его лидером палестинцев. Членство в так называемом «квартете» - США, Европейский союз, ООН и Россия - по урегулированию арабо-израильского конфликта, а также визит министра иностранных дел Израиля в Москву создают для России две возможности: во-первых, показать, что она остается важным игроком на международной арене. Это, как мне кажется, очень важно для Путина. Это указывает на то, что Россия, некогда великая держава, вскоре намерена вернуть себе былое могущество. Во-вторых, это свидетельствует о том, что Россия идет на сближение с Европой, а не с Соединенными Штатами. С другой стороны, Россия всецело поддерживает предложенную Соединенными Штатами «Дорожную карту» мира на Ближнем Востоке. ********************************************************************************************* В выступлениях участников парламентских слушаний указывалось, что вторжение турецких войск в Курдский автономный район Ирака и аннексия части его территории привели к новому геноциду курдского народа. Касаясь курдской проблемы выступавшие отмечали, что курдский фактор в настоящее время играет чрезвычайно важную роль в решении сложных геополитических задач. Курдистан находится в эпицентре событий Ближнего и Среднего Востока, где сталкиваются интересы крупных мировых и региональных держав. США резко активизировали свою политику в этом регионе, создав военно-политический альянс с Турцией и Израилем. По мнению экспертов, Россия, выстраивая свою внешнеполитическую линию в регионе, должна учитывать, что борьба курдского народа объективно стала преградой перед экспансией политики пантюркизма и панисламизма на постсоветское пространство, а также то, что Курдистан расположен на пересечении мировых путей траспортировки нефти и газа. Курды являются историческими, геополитическими и геостратегическими союзниками России, и в Курдистане есть влиятельные политические силы, ориентирующиеся на Россию - прежде всего Рабочая партия Курдистана. На слушаниях обсуждалась острая ситуация, сложившаяся вокруг Ирака. Выступившие подвергли критике односторонние действия США и высказались за скорейшее снятие международных санкций с Ирака. По итогам слушаний были приняты рекомендации и пять обращений. Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе рекомендовано установить самые тесные контакты с Рабочей партией Курдистана, Парламентом Курдистана в изгнании и оказать поддержку национально-освободительной борьбе курдского народа. Андрей Вдовин, специальный представитель российского министра иностранных дел на Ближнем Востоке, находится в настоящее время в Израиле, принимая активное участие в усилиях международного сообщества, направленных на прекращение израильско-палестинского конфликта. Вдовин прибыл в нашу страну в начале недели с политическим мандатом, обеспечивающим ему возможности для проведения серии встреч с израильскими и палестинскими руководителями. В продолжение своего ближневосточного визита спецпредставитель главы российского МИДа, имеющий статус посла по особым поручениям, посетит Иорданию и Египет. В прошлом Андрей Вдовин возглавлял Департамент Северной Африки и Ближнего Востока в российском министерстве иностранных дел, а затем представлял интересы Москвы при Совете Европы в Страсбурге. Свои контакты с израильскими руководителями Вдовин начал 4 июня со встречи с заместителем премьер-министра и министром жилищного строительства Натаном Щаранским. В ходе состоявшейся беседы российский представитель высказал оценку Москвы, согласно которой палестинцы «устали от интифады» и ищут приемлемую форму политического компромисса, которая позволит им прекратить кровопролитие. В этой связи Вдовин спросил Щаранского, что он может предложить Арафату от имени израильского правительства с целью скорейшего завершения конфликта. Российский представитель выразил недвусмысленную заинтересованность в том, чтобы заявление израильского министра касалось замораживания строительства в поселениях. Щаранский выразил в ходе беседы скептическую оценку намерений Арафата и его способности оставаться политическим партнером Израиля. При этом он подчеркнул, что полное прекращение огня с палестинской стороны должно предшествовать любым переговорам, основанным на рекомендациях комиссии Митчелла. Отвечая на вопрос о том, что передать Арафату, Щаранский сказал: «Вы можете передать ему слова своего президента, прояснившего однажды, где именно надо «мочить террористов». Если бы я спросил вас, что передать от вашего имени Хаттабу, как бы вы мне ответили?». В куда более оптимистическом духе была выдержана беседа Андрея Вдовина с заместителем премьер-министра и министром иностранных дел Шимоном Пересом, состоявшаяся 5 июня. В тот же день спецпредставитель главы российского МИДа провел рабочую встречу с Ясером Арафатом. В продолжение недели Вдовин встретился с послом США в Израиле Мартином Индиком, спецпредставителем Евросоюза на Ближнем Восток Мигелем Моратиносом и спецпредставителем ООН Терье Ларсеном. По окончании этих встреч Вдовин провел беседу с израильским министром национальной инфраструктуры Авигдором Либерманом. Как и лидер ИБА, Либерман заявил российскому представителю, что Израиль не может доверять Арафату. При этом он отметил, что предложения министерства национальной инфраструктуры, направленные на укрепление экономического сотрудничества с палестинцами, были отвергнуты Арафатом. Речь идет о проекте совместного создания опреснительных установок и объединении электросетей Израиля и ПА. В продолжение своего визита Вдовин планирует дополнительные встречи с израильскими политиками, в том числе - с министром внутренней безопасности Узи Ландау. Основываясь на результатах проведенных переговоров, Андрей Вдовин высказал 6 июня в беседе с корреспондентом «Вестей» сдержанную оптимистическую оценку региональной ситуации: «Подводя промежуточный итог своей поездки на Ближний Восток, я могу отметить признаки надежды в связи с возможностью скорого прекращения кровопролития и перехода к политическим переговорам. Имеются явные проблески в той мрачной картине, которая сложилась после преступного теракта в Тель-Авиве. Несмотря на продолжающиеся инциденты, объявленное Израилем и палестинцами прекращение огня в целом сохраняет силу. Похоже, что обе стороны отдают предпочтение рациональным, взвешенным шагам, не полагаясь более на политику силы». - Одной из глобальных проблем мирного процесса как в израильском, так и в палестинском обществе является отсутствие консенсуса по вопросам мира. В течение нескольких десятилетий в них преобладали " ястребы", исключавшие возможность компромисса. Лишь начиная с 80-х годов " голуби" начали набирать силу и составили неуверенное большинство. Однако соглашение Рабина-Арафата стало только декларацией о намерениях. По проблемам возвращения беженцев и особенно статуса Иерусалима компромисса достичь не удалось. - Вопрос об Иерусалиме действительно принципиален для обеих сторон... - Кто виноват в нынешнем обострении ситуации? - Безусловно, виноваты те, кто убивал людей и громил могилу Иосифа. Виноваты силы правопорядка с обеих сторон - палестинские, не предотвратившие разгром могилы Иосифа, и израильские, стрелявшие по демонстрантам на поражение. Но необходимо отметить, что первым поводом к обострению конфликта послужил демонстративный проход Ариэля Шарона по туннелю под Храмовой горой, где находятся мусульманские святыни. По израильским законам вход на Храмовую гору для израильтян закрыт, но является ли туннель под горой, имеющий религиозное значение для иудеев, частью горы или нет - вопрос спорный. Шарон действовал во внутриполитических целях, стремясь нанести удар по правительству Барака, но попал в мирное урегулирование. - Может ли международное вмешательство погасить конфликт? - Ситуация крайне сложная. К уже имевшимся проблемам добавились новые негативные факторы. Общественное мнение на обеих сторонах доведено до белого каления. Даже по тем вопросам, где, казалось бы, достигнут компромисс, есть свидетельства отката назад. Например, обе стороны заверяли, что смогут обеспечить безопасность святых мест - теперь этого нет. Политики-" голуби" не имеют кредита доверия с обеих сторон. Правительству Барака будет очень трудно удержаться у власти. Компромиссный курс Арафата провалился - он не привел к созданию палестинского государства в оговоренные сроки. Так что шансы на то, что международное вмешательство сможет оказать реальное воздействие на конфликт, крайне низки. - В 90-е годы Россия играла на Ближнем Востоке скорее символическую роль, в том числе и в мирном процессе. Не стоит заблуждаться, когда с арабской стороны звучат призывы к России действовать более активно. Россию зовут только потому, чтобы найти какой-нибудь противовес доминирующей роли США, которые, хотя и играют роль " честного брокера", но не забывают, что Израиль - их союзник. То, что Россию не позвали в Шарм-эш-Шейх, показывает: ее статус в международных отношениях недостаточно высок, чтобы без нее там не обошлись.
№ 43 Вопрос: Каковы политические и экономические интересы России в Латинской Америке? Ответ: Отношения с Латинской Америкой имеют для нас самостоятельное, неконъюнктурное значение. Исходим из того, что роль этого региона в современном мире в качестве одного из центров мировой политической и экономической активности, важного структурного звена формирующегося многополярного мира неуклонно повышается. Мы конструктивно взаимодействуем на мировой арене. В политическом плане Россия и страны Латинской Америки выступают как единомышленники и естественные союзники в ООН, на других форумах в решении ключевых проблем современности при опоре на международное право, центральную роль ООН, принципы многосторонности в регулировании международных отношений. Наряду с наращиванием двустороннего сотрудничества, намерены расширять связи со странами региона в многостороннем формате - с Организацией американских государств (ОАГ), Группой Рио, такими интеграционными объединениями, как Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Андское сообщество (АС), Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС), Карибское сообщество (КАРИКОМ) и др. Важная задача - дальнейшее укрепление торгово-экономических связей между Россией и странами Латинской Америки. Сегодня доля стран региона во внешней торговле России составляет около 4%, что, однако, сопоставимо с долей США и Канады - 6%. Годовой товарооборот - порядка 6 млрд. долл. (в 2003 г. - 6, 04 млрд.). На наш взгляд, это не отвечает потенциалу обеих сторон. Возможности расширения сотрудничества мы связываем с возрастающим интересом к региону со стороны крупного российского бизнеса в таких сектоpax, как энергетика, нефтегазодобыча, автомобиле- и машиностроение, металлургия, банковская деятельность, рыболовство, а также с налаживанием кооперационных связей по линии субъектов Федерации. Стратегическая задача - продвижение сотрудничества в области высокиx технологий, мирного использования космоса и атомной энергии. Вопрос: Как оценивают в Москве ход двусторонних переговоров со странами Латинской Америки по вопросу вступления России в ВТО? Ответ: Такие переговоры ведутся с 19 латиноамериканскими странами - участницами Рабочей группы по присоединению России к ВТО. С большинством из них они близки к завершению. В целом оцениваем переговоры как конструктивные. С обеих сторон предпринимаются усилия по поиску развязок имеющихся разногласий. Рассчитываем в итоге выйти на взаимоприемлемые компромиссы. Вопрос: Каковы перспективы военно-технического сотрудничества (ВТС) России с латиноамериканскими странами? Ответ: Рассматриваем ВТС со странами Латинской Америки в качестве одного из важных элементов нашего многогранного сотрудничества. Россия является признанным производителем оружия, которое востребовано нa мировых рынках, в т.ч. в этом регионе. Исходим из того, что осуществление ВТС в соответствии с международными нормами - суверенное право каждого государства. Придерживаемся той позиции, что поддержание должного уровня обороноспособности является объективной потребностью любой страны, а развитие международных связей в военно-технической сфере - нормальной коммерческой практикой. В своей политике в сфере ВТС с латиноамериканскими странами Россия исходит из принципа недопущения появления за счет российского экспорта дестабилизирующих накоплений оружия, способных привести к нарушению баланса сил в регионе. Вопрос: Разделяет ли Россия мнение, что Латинская Америка должна быть представлена в расширенном СБ ООН в случае достижения консенсуса по такой реформе Совбеза? Какая страна региона, по мнению Москвы, является для этого наиболее сильным кандидатом? Ответ: Реформирование СБ ООН должно послужить укреплению всей Организации, повышению легитимности Совета в глазах всех государств-членов ООН. Позиция России состоит в том, что в случае принятия решения о расширении СБ в его состав должны войти представители Азии, Африки и Латинской Америки. Исходим из того, что в рамках этих регионов должны быть согласованы кандидатуры на место постоянных членов Совета. ********************************************************************************************* Россия будет продолжать строить свою внешнюю политику на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и экономической целесообразности, т.е. тех принципов, которые закреплены в Концепции внешней политики России. В этой связи внешнеполитический курс будут гармонично сочетать, с одной стороны, последовательное отстаивание национальных интересов, с другой, – поиск коллективных решений важнейших международных проблем. Исходя из многовекторности российского внешнеполитического курса, вполне очевидно, что надо ожидать дальнейшую активизацию политики России на латиноамериканском направлении. При этом следует подчеркнуть, что такая линия в значительной степени созвучна концепции многосторонности мировой политики, которой придерживаются многие латиноамериканские страны. Показателен тот факт, что уже в первый президентский срок В.В.Путина произошло заметное оживление на данном направлении. Ярким подтверждением этого стали контакты на высшем уровне: встречи российского президента с лидерами Бразилии, Чили, Перу, Мексики, в том числе в рамках саммитов АТЭС. Периодически продолжают осуществляться телефонные разговоры В.В.Путина с главами латиноамериканских государств, в ходе которых затрагиваются важнейшие вопросы международной повестки дня; на регулярной основе проводится обмен личными посланиями. Москва в последнее время неоднократно принимала с визитами глав стран Латинской Америки, а также министров иностранных дел. Наиболее четким и ясным подтверждением линии России на активизацию сотрудничества с Латинской Америкой явилась поездка по ряду стран континента Министра иностранных дел России в конце 2003 г. Накануне своего визита, говоря о политике России в отношении стран региона, он охарактеризовал их как надежных, стабильных и конструктивных партнеров в международных делах. В результате этого визита была заложена солидная база для практического наращивания нашего взаимодействия с регионом в самых различных областях. Сотрудничество с Латинской Америкой уже дает определенные результаты. Так, товарооборот России с латиноамериканскими странами в 2003 г. превысил 6 млрд.долл (почти в 2 раза за последние 4 года). Весомым потенциалом для развития и укрепления торгово-экономических контактов является сотрудничество в области высоких технологий с Латинской Америкой. Отмечается реальный интерес со стороны предпринимательских кругов России к региону. Здесь уже активно работают крупные российские компании, такие как «Роснефть», «Русский алюминий» и некоторые другие. Активный характер приобретает диалог с региональными организациями Латинской Америки, в частности, с МЕРКОСУР, Андским сообществом, Группой Рио. Можно с полным основанием утверждать, что сотрудничество с данными структурами получит свое дальнейшее развитие как в плане наращивания торгово-экономических контактов между сторонами, так и взаимодействия по актуальным международным проблемам, в том числе касающимся поиска ответов на новые вызовы и угрозы. Без всякого сомнения, важной основой как для настоящего, так и для будущего в российско-латиноамериканских отношениях является создание прочной договорно-правовой базы. На этом направлении проделана уже значительная работа по заключению соглашений, призванных дать практическую отдачу в плане обеспечения взаимных интересов. Отношения России с Латинской Америкой в полной мере отвечают концепции многополярного мира и выходят на качественно новый уровень, нацеленный на долгосрочную перспективу. Как представляется, латиноамериканские страны на практике убедились в том, что Россия действительно рассматривает данный регион как один из влиятельных мировых центров, с которым она намерена развивать самые серьезные отношения. В ходе нового президентского срока В.В.Путина латиноамериканское направление будет являться перспективным направлением внешней политики России. Это определяется той важной ролью, которую играет регион в современном мире, схожестью или общностью подходов сторон к актуальным проблемам. Основная задача России в отношении латиноамериканских стран – это закрепление и развитие партнерских отношений с ними на международной арене, придание им прогнозируемого и стабильного характера, расширение взаимопонимания по актуальным вопросам современности. № 44 ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ АФРИКИ К ЮГУ ОТ САХАРЫ В 2005 ГОДУ
Благодаря предпринимаемым настойчивым усилиям в последний период отношения России с Африкой в целом и, в частности, с государствами континента к югу от Сахары приобретают новую динамику. По восходящей линии развивается политический диалог, осуществляется согласование позиций по ключевым аспектам международной повестки дня, включая построение справедливого и демократического миропорядка, укрепление центральной роли ООН, борьбу с терроризмом и экстремизмом, противодействие другим новым вызовам и угрозам. Важное значение придается регулярным контактам с высшим руководством африканских стран. Если брать за точку отсчета 2001 год, то к сегодняшнему дню в активе российско-африканских отношений визиты в Российскую Федерацию лидеров Габона, Гвинеи, Нигерии, Эфиопии, первый визит Председателя Правительства России на континент – в ЮАР, Эфиопию и Танзанию, поездка российского Министра иностранных дел по странам Африки (ЮАР, Ангола, Намибия, Танзания), серия визитов в Россию министров иностранных дел африканских государств. Достаточно интенсивный характер имело российско-африканское политическое взаимодействие и в 2005 г. На саммите «Группы восьми» в Глениглсе состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с президентом ЮАР Т.Мбеки. На регулярной основе осуществлялся обмен посланиями на высшем и высоком уровне, в т.ч. между руководством различных министерств и ведомств, а также по парламентской линии. Дополнительный импульс российско-африканскому сотрудничеству придали визиты в Россию министров иностранных дел Габона Ж.Пинга, Кении А.Мваквере, Нигерии О.Адениджи, Сенегала Ш.Т.Гадио, Эритреи А.С.Абделла, Эфиопии Сейюма Месфина, ЮАР Н.К.Дламини-Зумы, других официальных лиц из ряда африканских государств. За истекший год было организовано более двух десятков политических консультаций с дипломатическими ведомствами африканских стран (Бенина, Буркина Фасо, Габона, Ганы, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Демократической Республики Конго, Замбии, Зимбабве, Кабо-Верде, Камеруна, Кот-д’Ивуара, Маврикия, Мадагаскара, Намибии, Нигерии, Республики Конго, Сенегала, Танзании и ЮАР). Проведенный обмен мнениями в очередной раз подтвердил близость, а во многих случаях и полное совпадение позиций России и государств Африки практически по всему спектру ключевых проблем мировой политики, что служило хорошей базой для конструктивного взаимодействия на международной арене, в т.ч. в ООН. Необходимо отметить заметную роль в развитии связей России с африканскими странами, которую играло межпарламентское сотрудничество. Позитивный резонанс имела поездка российской парламентской делегации во главе с заместителем председателя Госдумы России Г.В.Боосом в Мозамбик и Анголу. Подписан протокол о сотрудничестве между Госдумой России и Ассамблеей Республики Мозамбик. Делегация Госдумы России посетила также Республику Экваториальная Гвинея. В Москве с официальными визитами побывали делегации Сената Мадагаскара, Национальной Ассамблеи Ботсваны во главе со спикером П.Балопи, Сената Демократической Республики Конго во главе с его председателем П.М.Бодо. Особо хотел бы подчеркнуть, что подобные контакты реально способствовали продвижению всего комплекса отношений России с государствами Африки к югу от Сахары, формированию благоприятного политического климата для расширения разнопланового практического сотрудничества с континентом. Важным направлением работы оставалось укрепление взаимодействия с крупнейшей общеконтинентальной организацией - Африканским союзом. Продолжалась проработка вопросов, связанных с подписанием документа о принципах отношений с панафриканским форумом. В октябре 2005 г. посол России в Эфиопии был аккредитован при Комиссии Афросоюза. Осуществлялись контакты с Сообществом развития Юга Африки (САДК), Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС), другими субрегиональными организациями. Российские представители приняли участие в международных мероприятиях по африканской проблематике: консультативной встрече конференции по Району Великих озер в Нью-Йорке, конференции доноров по Союзу Коморских островов в Порт-Луи, ряде других подобных встреч. Приоритетное внимание на африканском направлении продолжало уделяться активизации торгово-экономического сотрудничества, нынешний уровень которого пока не соответствует имеющемуся значительному потенциалу. Важное значение придавалось повышению эффективности деятельности существующих и формированию новых межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Полезную отдачу имели проведенные в 2005 г. заседания МПК с ЮАР и Анголой. Было подписано соглашение о создании российско-намибийской МПК. В поле зрения постоянно держались вопросы расширения и совершенствования договорно-правовой базы российско-африканских связей. Были подписаны Соглашение о сотрудничестве в области морского транспорта с ЮАР, меморандумы о сотрудничестве ТПП России с торговыми палатами Анголы и ЮАР, о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам с Ботсваной. Оказывалось всестороннее содействие расширению присутствия в регионе российских предпринимательских структур, участвующих или заинтересованных в реализации ряда крупных инвестиционных проектов в Африке, в т.ч. в сфере разработки минеральных ресурсов. Речь идет о деятельности прежде всего таких крупных компаний, как Алроса и «Технопромэкспорт» в Демократической Республике Конго (разработка месторождений алмазов) и Анголе (разработка месторождений алмазов Катока, Луо, строительство ГЭС «Капанда» и «Гидрошикапа»), РУСАЛ в Гвинее (разработка месторождений бокситов, производство глинозема), Нигерии (участие в приватизации и модернизации алюминиевого комбината Алскон), Гане (планы разработки месторождений бокситов и приобретения алюминиевого завода), ДРК и Республике Конго (проект создания энергетического пула для обеспечения электроэнергией завода по переработке бокситов), РЕНОВА в Габоне (планы по совместной эксплуатации месторождений марганцевой руды), в ЮАР (разработка месторождений марганцевой руды), «Ключевский завод ферросплавов» в ДРК (совместная разработка редкоземельных металлов), «Зарубежнефть» в Нигерии (получение права на участие в разведке и разработке двух нефтяных участков). В результате продолжал нарабатываться ценный практический опыт взаимовыгодного сотрудничества в хозяйственной сфере, постепенно расширялся «плацдарм» для дальнейшей активизации выхода российских предпринимательских структур на африканские рынки. Развивались российско-африканские научно-технические связи, включая сотрудничество в сфере высоких технологий. В июле 2005 г. в Москве прошла 4-я сессия Комиссии по научно-техническому сотрудничеству между Россией и ЮАР, на которой был подтвержден интерес сторон к проведению совместных исследований в сфере энергетических технологий, в области физики, математики, радиоастрономии, астрофизики, в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Все это способствовало закреплению позитивной динамики товарооборота со странами Африки к югу от Сахары, который, по предварительным оценкам, по итогам 2005 г. вплотную приблизился к 1 млрд. долл. Конечно, применительно к сотрудничеству с африканскими странами в торгово-экономической сфере по-прежнему приходится говорить и о ряде трудностей, включая прежде всего недостаточную информированность российских и африканских партнеров о потенциале и потребностях друг друга. Вместе с тем, хотелось бы еще раз констатировать, что никаких препятствий принципиального характера для успешного развития взаимовыгодного российско-африканского сотрудничества в самых различных областях нет, выразить уверенность, что существующие сложности вполне могут быть и обязательно будут преодолены совместными усилиями. Со своей стороны, российская дипломатия старается этому всемерно способствовать. Наши посольства в странах континента и МИД России на регулярной основе направляют информацию экономического характера в профильные российские ведомства, ТПП, крупнейшие компании, оказывают содействие в организации бизнес-форумов, презентаций, в т.ч. по линии регионов. Было, в частности, обеспечено необходимое дипломатическое сопровождение участия представителей наших предпринимательских структур во Всемирном нефтегазовом конгрессе в ЮАР, международной конференции “Россия-ЮАР: бизнес на развивающихся рынках” и других схожих мероприятиях. В центре внимания российского внешнеполитического ведомства и действующих в Африке дипломатических и консульских представительств нашей страны неизменно находятся вопросы, связанные с защитой прав и интересов российских граждан. В качестве примера могу привести ситуацию с нашими моряками – членами экипажа танкера «Эфрикен Прайд», находившимися под судом в Нигерии. В тесной координации с другими российскими ведомствами и организациями МИД предпринимал энергичные усилия по их освобождению. Эта тема обсуждалась в прямых контактах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с его нигерийским коллегой О.Адениджи, была предметом ряда посланий, направленных нигерийскому руководству. Для разблокирования ситуации был привлечен потенциал межпарламентского диалога, Русской православной церкви, посла доброй воли ЮНЕСКО А.А.Абрамяна, общественных организаций. В результате 14 декабря 2005 г. наши сограждане были освобождены и возвратились на родину. Во взаимодействии с властями Анголы продолжалась кропотливая работа по выяснению судьбы российских пилотов, пропавших без вести в этой стране в 1998-2000 гг. Отдельно хотел бы остановиться на такой важной теме, как участие России в международных мерах в поддержку Африки. Наша страна продолжала способствовать принятию соответствующих решений в ООН и других международных организациях, совместно с партнерами по «Группе восьми» реализовывала План действий по Африке, направленный на содействие осуществлению программы «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), другие договоренности «восьмерки» по африканской проблематике, в т.ч. достигнутые на последнем саммите в Глениглсе. Мы принимали активное участие в деятельности Форума по партнерству с Африкой (ФПА), включая подготовку проекта Совместного плана действий ФПА и документов, которые будут регламентировать работу его секретариата, проработке модальностей создания и налаживания практического функционирования Консорциума по развитию инфраструктуры в Африке. Осуществлялась подготовка к обеспечению преемственности в деятельности «Группы восьми» на африканском направлении в период председательства России в «восьмерке» путем включения африканской проблематики в общий контекст приоритетных тем нашего председательства – таких, как энергетическая безопасность, образование, борьба с инфекционными заболеваниями, а также проведения в октябре будущего года в Москве заседания Форума по партнерству с Африкой. Кроме того, имеется в виду оказать определенное содействие в проведении апрельской встречи Форума в Африке, организовать в рамках ФПА отдельные мероприятия личных представителей лидеров «восьмерки» по Африке и провести в Москве две экспертные встречи по миротворчеству на континенте. Как постоянный член СБ ООН Россия вносила весомый вклад в усилия мирового сообщества по укреплению военно-политической стабильности в Африке, включая выработку в рамках Совета Безопасности стратегии урегулирования конкретных вооруженных конфликтов и определение мандатов соответствующих миротворческих операций. Российские миротворцы были задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке: в Бурунди, Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Судане, Сьерра Леоне, Эфиопии и Эритрее. Прорабатывались практические аспекты подключения российских структур к реализации международных программ укрепления африканского антикризисного потенциала. Одним из важнейших направлений российского содействия Африке оставалось облегчение долгового бремени государств региона в рамках Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ/HIPC). К настоящему времени Россия списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 11, 3 млрд. долл. США, включая 2, 2 млрд. долл. в рамках Инициативы БСБЗ/HIPC. Прорабатывается возможность полного списания Россией долгов беднейших стран с большой задолженностью по займам, не подпадающим под критерии официальной помощи развитию. В случае осуществления данного шага объем дополнительного списания нашей страной долгов африканских государств в рамках Инициативы БСБЗ/HIPC составит 750 млн. долл. США. Работа по урегулированию задолженности государств континента проводилась также на двусторонней основе. В 2005 г. были подписаны соответствующие соглашения с Мадагаскаром, Республикой Конго, Эфиопией, проведены переговоры с Замбией. Государства континента продолжали пользоваться предоставляемыми Россией широкими торговыми преференциями. В соответствии с нашим законодательством товары традиционного экспорта наименее развитых стран, в т.ч. африканских, не облагаются импортными таможенными пошлинами, и в отношении них не применяются количественные ограничения импорта, не вводятся антидемпинговые, компенсационные или иные специальные защитные меры. Под преференциальный режим подпадает основная часть импорта России из Африки. Как и в предыдущий период, существенное содействие африканским государствам оказывалось в сфере подготовки национальных кадров. В 2005 году Правительство Российской Федерации выделило для стран Африки к югу от Сахары в общей сложности около 700 государственных стипендий для обучения в российских вузах и получения постуниверситетского образования. Значительное число африканских граждан продолжали учиться в нашей стране на компенсационной основе. Весомая помощь предоставлялась в сфере здравоохранения. В соответствии с ранее принятым решением о внесении Россией в 2002-2006 гг. 20 млн. долл. США в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией к концу 2005 г. в Фонд было переведено 15 млн. долл. США. В рамках решения о внесении в Фонд в 2005-2008 гг. дополнительного взноса в размере 20 млн. долл. на эти цели в 2005 г. была перечислена четверть названной суммы. В мае 2005 г. была завершена уплата заявленных Россией в 2003-2004 гг. взносов во Всемирную инициативу по ликвидации полиомиелита в размере 8 млн. долл. В ряде африканских странах продолжали работать российские врачи. Сохраняли актуальность вопросы оказания государствам континента гуманитарной помощи. Было реализовано решение о внесении Россией, начиная с 2005 г., взносов на гуманитарную деятельность по линии Всемирной продовольственной программы ООН на регулярной основе. В 2005 г. на эти цели направлено 11 млн. долл., такая же сумма запланирована на 2006 г. Принципиальный курс в поддержку Африки, которого Россия намерена придерживаться и впредь, способствовал решению задач обеспечения глобальной стабильности, созданию более благоприятных условий для развития плодотворного сотрудничества с африканскими странами. В заключение хотелось бы выразить уверенность, что российско-африканские отношения, опирающиеся на прочный фундамент взаимного доверия и уважения, будут и далее развиваться в интересах народов нашей страны и государств континента.
№45 Развивающиеся здесь интеграционные процессы уже сейчас служат мощным стимулом закрепления демократических принципов формирования миропорядка, основанного на признании законных прав всех государств, умении понимать и уважать друг друга. В то же время регион объединяет страны, обладающие мощно развивающейся экономикой, умело воспринимающие опыт других государств и выстраивающие многомерные хозяйственные связи. Весьма важно и то, что региональная интеграция идет не вразрез с набирающей силу (хотя и далеко не однозначной по своим проявлениям и прогнозируемым последствиям) глобализацией, не нацелена на самоизоляцию, но устремлена к плотному вхождению в мировые хозяйственные связи. Нетрудно увидеть, сколь многого добились азиатско-тихоокеанские страны на этом пути. Достаточно взглянуть на Китай и Индию, которые в не столь отдаленном прошлом рассматривались не более как глобальные демографические гиганты, а теперь по темпам роста теснят многих традиционных лидеров. Понятно, что России не может оставаться в стороне от этого процесса. Наша страна - неотъемлемая часть Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем здесь речь идет не только о географическом факторе - ведь три четверти территории России находятся в Азии. Вряд ли кто-то может всерьез игнорировать роль и востребованность нашей страны в решении политических, энергетических, экологических и иных проблем АТР. У России всегда были, есть и будут глубокие политические, экономические, военные и, в более широком смысле, цивилизационно-культурные интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За счет конструктивного участия в развернувшихся региональных интеграционных процессах мы получаем возможность реализовать одну из ключевых составляющих этих интересов - создание благоприятных внешних условий для социально-экономического развития страны, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока. Наиболее активный и перспективный вектор интеграции в АТР сегодня и на перспективу - деятельность крупных многосторонних объединений. Именно их работа создает новые формы и модули сотрудничества стран этого огромного региона. Россия в последние годы все более энергично участвует в их деятельности, завоевывая себе реноме надежного и конструктивного партнера в АТР. Форум “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС), в число участников которого входит Росси, отличается значительным масштабом охвата и широким кругом решаемых задач. Российская сторона исходит из того, что это перспективное объединение является площадкой не только для сопряжения весьма разнообразных экономических интересов стран АТР, но и, что особенно важно, для отстаивания и развития в регионе принципов многостороннего взаимодействия в международных делах. АТЭС дает России возможность действовать в многостороннем формате, наращивая сотрудничество в формировании устойчивой равноправной торгово-экономической системы в регионе и решении острейших региональных и общемировых проблем, а также содействовать собственному социально-экономическому развитию. Свидетельством эффективности такой линии могут служить выводы, сделанные в промежуточном обзоре результатов деятельности АТЭС за последние десять лет, а также по итогам рассмотрения индивидуального плана действий России в АТЭС, - высокая оценка динамики экономического развития России, масштабов и эффективности проводимых у нас экономических преобразований. Участие в форуме мы все активнее подкрепляем конкретными делами, что способствует росту авторитета и веса России в АТЭС. Есть немало сфер приложения кооперативных усилий, где нам предстоит сыграть важную роль. Например, транспортная составляющая хозяйственных связей, которая является основой развития торговли и экономики. В сентябре 2005 года силами Минтранса России при координации со стороны МИД России во Владивостоке проведено заседание рабочей группы АТЭС по транспорту, акцентировавшее в повестке дня форума такие вопросы, как безопасность перевозки людей и грузов, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, внедрение передовых технологий. Эта встреча была эффективно использована российскими участниками и для наглядного показа российских возможностей в обеспечении транзитных транспортных коридоров в регионе. По понятным причинам традиционно приоритетное внимание мы уделяем энергетическому сегменту деятельности АТЭС, продолжаем поиск новых форм нашей вовлеченности в него. Так, в текущем году Россией успешно реализован один из атэсовских проектов повышения энергоэффективности экономики. Приступили к освоению такой ранее не ассоциировавшейся с российскими возможностями области регионального взаимодействия, как цифровая экономика. Уже получены первые практически результаты: форум одобрил финансирование российского проекта применения “лучшей практики”, накопленной экономиками в ряде областей электронной торговли, на 2006 год. С нынешнего года в полном формате заработала российская инициатива общерегионального масштаба - “Диалог АТЭС по формированию благоприятных условий для развития рынков цветных металлов” (ДЦМ), учредителем и сопредседателем которого мы являемся. Позитивная оценка работы ДЦМ дана в итоговых документах июньской встречи министров торговли АТЭС. Хотелось бы отметить, что, продолжая концентрироваться на экономических аспектах региональной жизни, АТЭС не остается в стороне от быстро меняющихся реалий XXI века. Россия поддерживает дальнейшее закрепление в повестке дня задач противодействия международному терроризму и укрепления безопасности торговли, а также формирования новых сфер взаимодействия - борьбы с коррупцией, реагирования на природные и техногенные катастрофы, культурного сотрудничества и др. В 2005 году наша страна выступила в числе главных инициаторов развития в АТЭС широкого сотрудничества по реагированию на стихийные бедствия и вызванные ими чрезвычайные ситуации. Благодаря нашим настойчивым усилиям реализована идея создания действующего на регулярной основе координационного механизма - Группы АТЭС по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям. К числу приоритетных направлений азиатской политики России относится развитие взаимовыгодного взаимодействия с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющей 10 стран этого субрегиона. В пользу такого подхода говорит уже то, что данная организация за свою более чем тридцатилетнюю историю утвердилась в качестве одного из основных полюсов влияния в АТР, центра развития региональных интеграционных процессов. Отношения диалогового партнерства России с АСЕАН, которым в следующем году исполнится 10 лет, носят насыщенный характер и отличаются высокой активностью по основным направлениям кооперации. По итогам общих усилий было принято решение о выведении российско-асеановского сотрудничества на высший уровень - в декабре 2005 года в Куала-Лумпуре состоится первая в истории встреча лидеров России и АСЕАН. Это событие станет ключевым в наших отношениях с ассоциацией. Саммит вместе с приуроченным к нему II Деловым форумом Россия-АСЕАН откроет дополнительные возможности для диверсификации российско-асеановского диалога, придаст мощный импульс углублению связей по линии государственных структур, а также между представителями деловых и общественных кругов, деятелями науки и культуры. Продолжается активное формирование нормативно-правовой базы отношений с АСЕАН. В нашем активе Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (она является главным ориентиром для дальнейшего наращивания взаимосвязей с ассоциацией и продвижения их по всем направлениям), а также Совместная декларация о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, которая позволила приступить к практическому взаимодействию в сфере антитеррора. Наглядно демонстрируя добрую волю в отношении субрегиона, Россия в прошлом году присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, одному из основополагающих региональных правовых актов, в котором наравне со странами АСЕАН также участвуют Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Пакистан, Новая Зеландия и Монголия. Все это свидетельствует о том, что российско-асеановское партнерство становится влиятельным фактором обеспечения мира и стабильности в АТР. Вместе с тем сам по себе политический диалог, остающийся на сегодняшний день развитой сферой наших связей с ассоциацией, не является для российской стороны самоцелью. Он призван обеспечить базу для налаживания взаимодействия в таких сферах, как экономика и торговля, наука и технологии, туризм, культура, образование и др. Это принципиально важно с точки зрения использования возможностей региональной кооперации для решения социально-экономических задач самой России, повышения благосостояния российских граждан. Нам есть что предложить асеановским партнерам, и мы готовы работать над осуществлением различных совместных проектов. Этому в первую очередь призвано способствовать Соглашение о сотрудничестве между Россией и АСЕАН в области экономики и развития, которое планируется подписать до декабрьской встречи в верхах, а также Комплексная программа российско-асеановского сотрудничества на перспективу, которая наряду с политической декларацией лидеров будет принята уже на самом саммите. Особая роль в политической интеграции в АТР принадлежит такому межгосударственному институту, как Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), который остается единственным на сегодня универсальным инструментом общерегионального политического диалога, охватывающего весь спектр актуальных вопросов поддержания мира, безопасности и стабильности в Азии. За десять с лишним лет своего существования он превратился в авторитетный международный форум, оказывающий важное стабилизирующее воздействие на политические процессы в регионе. Состоявшаяся в июле нынешнего года во Вьентьяне (Лаос) 12-я сессия АРФ подкрепила все более рельефную нацеленность форума на консолидацию многосторонних усилий в борьбе с такими новыми вызовами, как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и др. Подтверждение тому - принятое на сессии “Заявление АРФ по вопросам обмена оперативно-разведывательной информацией и защиты документов, удостоверяющих личность”, ставшее очередным весомым вкладом в усилия государств АТР на антитеррористическом треке. Важным итогом встречи министров иностранных дел АРФ стало решение в поддержку предложения России, цель которого - формирование в Азии системы комплексного прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Особо хотелось бы остановиться на довольно молодом объединении, которому 15 июня будущего года исполнится всего пять лет, но которое уже сумело превратиться в инструмент сплочения его участников и серьезный фактор общерегионального масштаба. Речь идет о Шанхайской организации сотрудничества - ШОС. Провозвестница этого объединения, “шанхайская пятерка”, в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, изначально сформировалась для решения пограничных вопросов на базе соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Доказав свою эффективность и убедив участников в необходимости перехода к более масштабным и многовекторным формам кооперации, она выросла в весьма динамичную и влиятельную международную силу: с 2001 года членом ШОС является Узбекистан, статус наблюдателя имеют уже Монголия, Индия, Иран и Пакистан. ШОС - объединение партнеров, ориентированное на поддержание мира и стабильности на ее пространстве. При этом организация открыта для широкого международного сотрудничества на основе учета взаимных интересов и общности подходов к решению и региональных, и глобальных проблем. Шанхайская организация сотрудничества предоставляет нам уникальную возможность участвовать в формировании принципиально новой модели геополитической интеграции. В ее основание государства-члены ставят утверждение рационального и справедливого миропорядка, базирующегося на укреплении взаимного доверия и коллективных начал в международных отношениях, на выстраивании подлинно партнерских отношений без претензий на монополию и доминирование в международных делах. Стабильность в Центральной Азии (где находится территория четырех членов организации, тогда как территория двух других непосредственно к этому району прилегает) по целому ряду параметров является определяющим условием поддержания мира на всем пространстве ШОС. Многое здесь зависит от согласованности усилий всех стран-участниц, от их нацеленности на реальное противостояние новым вызовам и угрозам, к числу которых относятся терроризм, сепаратизм и экстремизм - эти “три зла” современного общества. В настоящее время страны ШОС, как показал их саммит, прошедший в июле 2005 года в Астане, ставят перед собой задачу повысить свою защищенность от террористических атак. Однако достижение этой цели возможно лишь при условии, что жесткая и адекватная контртеррористическая работа в организации будет вестись параллельно с деятельностью по искоренению социально-экономических корней терроризма и экстремизма. Понимая это, государства-члены согласованно принимают меры к тому, чтобы тесно и эффективно взаимодействовать в вопросах обеспечения экономического роста, создания новых рабочих мест, улучшения качества жизни людей. Важнейшим шагом на этом пути стало принятие в 2003 году Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС. В долгосрочной перспективе, до 2020 года, эта программа рассчитана на создание наиболее благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций, максимально эффективного использования региональных ресурсов и постепенный переход к свободному передвижению товаров, капиталов, услуг и технологий. Программа по своей сути является концепцией совместного развития стран региона в первой половине XXI века. Масштабность задач требует скрупулезной проработки форм реализации программы. В этой связи на заседании глав правительств стран ШОС в Бишкеке в 2004 году был принят конкретный план мероприятий, содержащий 127 пунктов (например, раздел о сотрудничестве в сфере топливно-энергетического комплекса представлен 19 темами совместной разработки, в сфере транспорта – 20 темами, а области образования, науки и технологий посвящено почти треть всего плана). Подведением первых итогов его выполнения и целепостановкой на будущее занимались премьеры стран ШОС на встрече в Москве в октябре. Разумеется, российское участие в азиатско-тихоокеанских интеграционных процессах не ограничивается работой в упомянутых форумах. Многосторонняя дипломатия в АТР по темпам своего развития не отстает, а в некоторых случаях опережает аналогичные процессы в других регионах мира. Достаточно упомянуть такие форумы с российским участием, как “Диалог по сотрудничеству в Азии” (ДСА), совещание по мерам доверия и сотрудничеству в Азии (СВМДА) и многие другие. Огромную роль в обеспечении общерегиональных и национальных интересов играют наши двусторонние связи с государствами Азии и Тихоокеанского региона – Китаем, Индией, Японией и другими. Осветить все эти аспекты в краткой статье не представляется возможным. Суммируя усилия российской политики в АТР, хотелось бы особо подчеркнуть следующее. Исключительно важное значение для успеха имеет то, что в своей работе на азиатско-тихоокеанском направлении МИД России ощущает солидную поддержку со стороны различных российских неправительственных организаций, направляющих свою деятельность на развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе. “Народная дипломатия” всегда была и остается нашим внешнеполитическим оплотом и важнейшим ресурсом, и мы намерены и впредь содействовать ее наиболее активному и эффективному использованию в общегосударственных интересах. Яркий пример – деятельность Российского национального комитета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС). Именно РНКТЭС представляет Россию в таких важных региональных объединениях, как Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) и Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), осуществляет активные обмены по линии Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА). Большую роль в деятельности этих неправительственных объединений играют деловые круги. Вовлеченность нашей “народной дипломатии” и представителей бизнес-сообщества в интеграционные усилия в АТР открывает неисчерпаемые возможности для органичного встраивания России в динамичный процесс формирования общерегиональных связей. МИД России будет и далее всячески этому содействовать. Безопасность, стабильность, развитие – это три кита и одновременно три цели российской политики в одном из самых перспективных регионов XXI века. Достичь их можно только согласованными усилиями всех государств и граждан
|