Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культуры эпохи ранней бронзы






Ташковская культура раннего бронзового века в Притоболье. Её происхождение связано с появлением в Зауралье населения, принадлежащего к индоевропейской языковой общности и ассимиляцией им местного энеолитического населения шапкульской и андреевской культур. Она выделяется своеобразным типом поселений – с круговой планировкой и одним домом в центре, внутри замкнутой площадки. Уже известно 15 ташковских поселениий. Таковы, например, поселения Ташково-1 и Ташково-II в Курганской обл. (раскопки В. Т. Ковалевой 1982-1987 гг.), Андреевское Озеро-XIII, Иска-III.

Поселения состояли из 10-17 жилищ, расположенных по кругу. Центральная часть оставалась свободной. На двух поселениях на внутренней площадке находился центральный дом. Площадь поселений от 1000 до 3000 м2.

Крупные поселения появились в Среднем Зауралье в начале бронзового века в связи прежде всего с переходом к производящей экономике (металлургия, скотоводство), которая повлекла за собой соответствующие социальные изменения. Поселок служил местом проживания членов производственного коллектива – родственников и свойственников, образующих, возможно, эндогамный коллектив с двумя экзогамными половинами.

Поселение Ташково II состояло из 12 жилищ: 11 вокруг одного центрального помещения. Условной осью оно делится на две половины из шести и пяти жилищ и одного дома (возможно, «мужской дом» или святилище), находящегося в центре ближе к восточной стороне поселения.

В инвентаре жилищ, находящихся на противоположных сторонах поселения, есть различия. В жилищах восточной стороны обнаруживаются наконечники стрел и копий, а также охотничьих ножей. В жилищах западной стороны они полностью отсутствуют. Различия в инвентаре этих половин отмечены наличием наконечников стрел, копий и охотничьих ножей на правой стороне и полным их отсутствием на левой.

Барабинская лесостепь. На лесостепной территории Обь-Иртышского междуречья продолжали развиваться традиции верхнеобской неолитической культуры. На их основе сложилась культура, получившая название игрековской. Сейчас известно несколько похожих на неё культур, которые объединяют в игрековскую культурно-историческую общность. Её памятники известны далеко на севере до г. Сургут. Широко известен могильник Самусь-2 в низовьях р. Томь. Он содержал грунтовые захоронения с разным обрядом: трупосожжение, частичное сожжение, трупоположение. Все погребения обильно засыпаны охрой. Найден многочисленный каменный инвентарь: топоры, ножи, наконечники стрел и дротиков. Керамика плоско- или круглодонная, орнаментированная оттисками гребёнки, резными линиями, отступающей палочкой. Большую известность получила фигурка медвежонка, он стоит на задних лапах, а передние на уровне груди вытянуты вперёд. С большим реализмом передана крупная голова, глаза, характерные круглые уши.

На формирование культуры повлияли продвигавшееся с юго-востока население окуневской культуры. Это проявилось в появлении сплошной орнаментации сосудов рядами насечек и наклонных линий и в очевидном затухании в игрековской керамике линейно-накольчатой орнаментальной традиции.

Усть-тартасская культура. Она относится к игрековской культурно-исторической общности. Выделена по материалам более 100 погребений на могильнике Сопка-2 в Венгеровском районе Новосибирской области, недалеко о впадения р. Тартас в р. Омь. Погребальный обряд отличается разнообразием. Есть могилы с 1, 2 погребенными. В нескольких могилах – до 15 погребённых. Одни лежат вытянуто на спине, другие – скорченно на боку. Есть захоронения скелетов без черепов, есть погребения черепов отдельно. Имеются вторичные захоронения: умершего держали где-то на открытом воздухе, а затем истлевшие останки помещали в могилу. Останки. Веролятно, переносили в мешках или корзинах, поскольку в погребениях кости лежат компактной кучкой. Вариабельность обряда не зависела ни от возраста, ни от пола погребенных. Все погребения объединяет только одно – ориентация на север или северо-восток.

Самые многочисленные находки – это каменные или костяные наконечники стрел, костяные вкладышевые кинжалы. Все это свидетельствует о развитой охоте и военном деле. Имеются так же каменные дротики и миниатюрные шлифованные топоры.

Из кости так же изготавливались проколки, иглы и шилья.

Сосудов найдено всего 5. Они горшковидной формы, сплошь, кроме дна, покрыты орнаментом в виде волнистых линий и отступающего штампа.

Крохалевская культура (кон. 3 – нач. 2 тыс. до н.э.). Распространена в Приобъе, название получила по памятнику Крохалёвка под Новосибирском. Для нее характерна так называемая «текстильная керамика». На поверхности сосудов хорошо видны отпечатки ткани, поверх которых нанесен орнамент в виде насечек, оттисков гребенки, ямок, которые наносились на внутреннюю поверхность сосуда, а на внешней проявлялись в виде выпуклостей – «жемчужин».

Интересны хозяйственные занятия. Обнаружены керамические кружки, сделанные из стенок сосудов с двумя просверленными отверстиями. Они реконструируются как распределители нитей в примитивном ткацком станке. В культурном слое иногда встречаются кости лошади, но это было еще не развитое коневодство, а знакомство с достижениями южных соседей.

Из меди и бронзы изготавливались пронизки и проколки.

Есть предметы искусства – костяная личина, выполненная на трубчатой кости. Рельефно выступает нос, глаза и рот переданы небольшими углублениями.

Сопроводительная пища состояла из мяса лося, крупного рогатого скота, яиц гусей или лебедей, рыбы. В одном из погребений обнаружена скорлупа кедровых орехов.

В Верхнем Приобъе, южнее ареала крохалевской культуры, от Новосибирского водохранилища на севере до предгорьев Алтая на юге, в эпоху ранней бронзы развивалась елунинская культура (кон. III- первая треть II тыс. до н.э.). Памятники этой культуры изучаются экспедицией Алтайского госуниверситета под руководством Ю.Ф. Кирюшина и А.А. Тишкина. Ярким памятником является поселение Березовая Лука.

Керамика характеризуется плоскодонными сосудами, которые сплошь покрыты орнаментом в виде волнистых лент, нанесённых оттисками гребенчатого штампа.

Известны предметы искусства. Это костяное изображение птицы, жезл с навершием в виде головы медведя; каменный сосуд со сценой охоты – быка держат две собаки, одна вцепилась ему в морду, другая в круп. Человек стреляет в быка из лука. За быком стоят две лошади с невысоким туловищем и крупной головой. Над этой композицией изображены горные козлы. Есть находки каменных жезлов с изображением головы мужчины в головном уборе, похожем на головной убор лыжника на рукояти ножа из могильника Ростовка.

Погребальный обряд елунинцев характеризуется захоронениями скорченно на левом боку, с подогнутыми к лицу руками и согнутыми коленями. Эта культура складывалась на местной основе при участии мигрантов из Средней Азии.

Елунинская культура складывается на основе местной энеолитической большемысской культуры. В процессе ее формирования приняли участие группы европеоидного населения восточносредиземноморского типа, пришедшие из районов Средней Азии. С приходом этого населения связан всплеск бронзолитейного производства. Еще один этнический компонент был связан с населением Восточного, а возможно, и Северного Казахстана, являвшимся носителями керамики с гребенчато-ямочной орнаментацией.

Эпоха энеолита и ранней бронзы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Внедрение металла в Восточной Сибири задержалось по сравнению с Западной Сибирью в связи с наличием высококачественного каменного сырья, что позволяло населению совершенствовать свои навыки в его обработке.

В Прибайкалье к эпохе энеолита и ранней бронзы относятся поздние памятники глазковской культуры (кон. III – II тыс. до н.э.). Её первые памятники были открыты в 1904 г. М. П. Овчинниковым. В 1916 г. В. А. Городцов ввел название «глазковская культура». Культура изучена в основном по могильникам, которых известно более 300. Они располагаются в верховьях рек Ангара и Лена. Глазковские могильники имеют вид выложенных камнями площадок. Скелеты находятся в скорченном, вытянутом или даже сидячем положении, ориентировка - головой по течению реки. Мало детских погребений, и почти всегда они сопровождают женские.

Интересно трёхярусное захоронение в могиле 24 Фофановского могильника. В одной яме были последовательно погребены два взрослых и один ребенок около 4 лет. Между погребенными зафиксированы разделяющие их земляные прослойки.

Специфически глазковскми являются так же захоронения мужчин и женщин под одной каменной кладкой, но в двух разных ямах.

В мужских погребениях инвентарь в целом богаче и связан с охотой и рыболовством. В женских погребениях помещались вещи, связанные с домашним производством.

Известно несколько погребений мужчин, умерших от боевых ран стрелами, наконечники которых обнаружены застрявшими в костях скелета. В некоторых погребениях встречаются костяные пластинки прямоугольной формы размерами 24 х 4 х 0, 5 см – вероятно, фрагменты защитного доспеха.

В одном из могильников обнаружены кости домашней овцы – первое свидетельство скотоводства.

Основным инвентарём в погребениях являются орудия труда из камня, но встречаются и из металла, но последних немного. Из металла отливали лезвия ножей, шилья, иглы, украшения. Но медные иглы копируют по форме костяные, а ножи листовидной формы напоминают по форме вкладышевые клинки серовской неолитической культуры. Металлические рыболовные крючки и шилья изготавливались из четырёхгранных стержней.

Очень много каменных наконечников стрел разнообразной формы, что свидетельствует об охотничьих занятиях. Рыболовство тоже было развито, что устанавливается по рыболовным крючкам как из металла, так и по традиционным для региона составным крючкам с каменным или костяным стерженьком.

В глазковских погребениях много украшений, по которым можно реконструировать костюм человека той эпохи. Его частью был передник, украшенный кольцами и кружкам из нефрита или агата, бусами, клыками животных. Головной убор был в виде меховой шапки, на который тоже нашивались связки бус из камня или перламутра, диски из нефрита и мрамора. рядом с некоторыми погребёнными лежали антропоморфные изображения из рога, колотушки из того же материала, которые, вероятно, были шаманскими принадлежностями.

В глазковских погребениях, в отличие от предшествующих серовских, отсутствуют составные луки.

Многочисленны и поселения, на которых встречаются глазковские изделия. Обычно они встречаются в напластованиях, содержащих предметы других культур и выделяются типологически. Однослойные памятники с чисто глазковскими комплексами редки, это как правило, кратковременные стоянки.

Глазковская керамика характеризуется изготовлением способом выбивания из комка глины колотушкой с нарезкой, от чего на её поверхности образовывались рубчатые отпечатки. Выбивание приводило к тонкостенности сосудов, нередко толщина стенок была ок. 1 мм. Техника выбивки вообще характерна для Прибайкальского региона, начиная с эпохи неолита. Посуда в основном остро- или круглодонная, в конце существования культуры появляется керамика с уплощенным дном. Сосуды имеют вытянутые пропорции. Край венчика украшался пальцевыми защипами, оттисками отступающей палочки. Обычно украшалась верхняя треть или половина сосуда. Типичные виды узоров – «жемчужины», линии, выполненные протягиванием палочки с периодическими нажимами, резные линии. Некоторые сосуды украшены изображениями крестов, змей, птиц, рыб. Неподалеку от Шишкинских писаниц на р. Лена открыто глазковское жертвенное место, где обнаружен небольшой сосудик с пятью антропоморфными фигурами. Они очень схематичны, туловища треугольные, головы в виде ромбов.

В Якутии в эпоху бронзы развивалась ымыяхтахская культура II тыс. до н.э. Она сложилась в результате очередной волны миграций из Прибайкалья. Они освоили бассейн р. Лена, где в неолите существовала белькачинская культура. Пришлое население восприняло некоторые элементы этой культуры. Памятники ымыяхтахской культуры распространены по приполярной зоне: от Скандинавии на западе до Охотского моря на востоке. Культура выделена Ю.А. Мочановым по материалам многослойных поселений Якутии – Белькачи-I и Сумнагин-I. Название культура получила по стоянке, исследованной А.П. Окладниковым на средней Лене.

Интересна ымыяхтахская керамика. Сосуды шаровидной или митровидной формы, есть так же круглодонные миски. К глине примешивали шерсть животных – северного оленя, песца, собаки. Лепка сосуда велась путём наращивания кусков глины, которые уплотнялись при помощи колотушки, причём на утонченные места налепливались новые куски глины, что придавало сосудам характерную слоистость. Колотушки, которыми производилась выбивка, имели тонкие нарезки, в результате чего на поверхности посуды получались отпечатки в виде маленьких квадратных ямок. Получавшийся при этом узор напоминал поверхность вафли, поэтому такая керамика получила название вафельной.

Каменный инвентарь культуры очень разнообразен и отличается высокоразвитой техникой изготовления. Большинство орудий сделано на отщепах и сколах, но употреблялись и ножевидные пластины, сколотые с призматических и конических нуклеусов. Пластины шли так же на вкладыши для составных орудий, использовались так же как ножи и скребки, причём нередко без дополнительной краевой ретуши. Наиболее многочисленная категория каменного инвентаря – скребки. Среди них преобладали треугольные с приострённым основанием для крепления в рукояти. Наконечники копий и дротиков имели листовидную форму с черешком. Из орудий труда были распространены прямоугольные и трапециевидные тёсла и долота, стамескообразные орудия из сланца, шестигранные в сечении.

Состав ымыяхтахских орудий указывает на охотничье-рыболовческое хозяйство. Поселения культуры в таежной зоне располагаются по берегам рек, а в лесотундре и тундре приурочены к пунктам, где дикие олени во время сезонных перекочевок переправлялись через реки, что облегчало их добычу и позволяло заготавливать мясо впрок.

Пока неизвестны котлованы жилищ. Возможно, носители культуры жили в легких конусообразных жилищах из жердей и шкур типа чума, либо с дерновым перекрытием. Поселения фиксируются по концентрации находок, по остаткам кострищ, к конструкции которых использовались камни.

Погребальных памятников известно немного. Примером может служить Чучур-Муранский могильник. В нём исследовано 6 погребений, содержащих 18 скелетов, в том числе пяти детей. Умершие лежали вытянуто на спине параллельно р. Лена, ногами вниз по течению. Это связано с представлением об уходе душ умерших вниз по течению реки, на север, где они продолжали вести жизнь, близкую земной. Захоронения совершались в неглубоких ямах. В трёх случаях в погребениях зафиксированы следы кострища. Погребения были в основном коллективными. Инвентарь не дифференцирован в связи с полом и возрастом погребённых.

Бронзолитейное производство. Памятники с его следами сосредоточены в северной части ареала ымыяхтахской культуры, преимущественно в Таймырском Заполярье, где есть месторождения меди. В бронзе присутствует примесь олова – до 7%. Возможно, олово поступало из районов р. Индигирки, где есть месторождения касситерита – оловосодержащей руды. Навыки бронзолитейного производства ымыяхтахцы могли получить от носителей глазковской культуры. В пользу этого говорит сходство кельтов Прибайкалья и Таймырского Заполярья. В восточной части ареала культуры металл был распространен значительно меньше, и обитавшие здесь племена фактически оставались на уроне неолита.

Бронзолитейное производство, однако, не стало основным в хозяйстве племён, владевших богатыми месторождениями меди. Они, будучи мастерами-металлургами, все же оставались охотниками и рыболовами. А такой присваивающий вид хозяйствования не мог высвободить из процесса добывания пищи большое количество людей, необходимое для расширенного производства металла. Только производящее хозяйство, скотоводство и земледелие, позволило в других-, более южных районах выделиться металлургам в особую группу, не занятую процессом непосредственного добывания продуктов питания.

В ареале культуры известны и петроглифы. В отличие от предшествующего белькачинского времени, в ымыяхтахских петроглифах главную сюжетную роль играют антропоморфные изображения анфас или в профиль, на головах рогатые или конусообразные шапки, или с головами в виде развилок. Это изображения шаманов, у которых рогатая шапка является обычным атрибутом. Рисунки выполнялись красной охрой.

На Чукотке выделены две культуры, близкие ымыяхтахской – усть-бельская и северочукотская. С этими культурами связаны петроглифы Пегтымеля. Это самые северные наскальные изображения в мире. Изображения нанесены на темно-серых скалах техникой неглубокой выбивки, прошлифовки или протирания. Композиции многофигурные. Преобладающий сюжет – сидящий в лодке охотник, поражающий фигуру оленя. Обращают на себя внимание грибообразные головные уборы людей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал