Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходный период от бронзового века к железному






Переходный период от бронзового века к железному на территории Западной Сибири охватывает VIII – VI вв. до н.э. В это время климат стал более холодным и влажным, выросла заболоченность почв, поэтому охотничьи угодья и пригодные для жизни места в тайге сократились. Это вызвало миграцию таёжного населения на юг и юго-запад, вверх по течению крупных сибирских рек. Они принесли с собой керамику, украшенную оттисками крестовых, струйчатых, «змеиных», фигурных штампов. Для Западной Сибири это было время бронзового века, но к югу, в Приуралье, Туве уже складываются основные черты культур раннего железного века, скифо-сибирского мира. Поэтому на Западно-Сибирской равнине, в лесостепной и южно-таёжноё зоне встречаются предметы из этого мира: обломки бронзовых котлов, типично скифские бронзовые втульчатые трёхпёрые наконечники стрел.

Для этого времени выделена позднеирменская культура, которую можно рассматривать как завершающий этап классической ирменской культуры. Уникальным памятником этого времени является городище Чича, открытое в 1979 г. в Новосибирской области. Оно расположено на берегу озера, и с трёх сторон окружено рвами и валами. Площадь – 30 га. По результатам геофизического обследования выделено более 100 западин – остатков жилищ как внутри укреплений, так и вне их. Дома могли быть бревенчатыми, многокамерными, с хозяйственными пристройками. Планировка городища радиально-секторная. Полы в домах земляные, в центре – очаги.

На городище выделены две зоны – «цитадель» и периферия. «Цитадель» является более ранней, её строительство связано с местными позднеирменскими племенами. Они занимались ведением комплексного хозяйства, в котором большое значение имела охота на таежную дичь. Кости промысловых животных обнаружены в основном в жилищах на «цитадели». Основным мясным промысловым животным был лось, а пушным – куница. Формирование периферии связано с притоком мигрантов с юга, из Северного и Центрального Казахстана. Они занимались скотоводством, и в их жилищах обнаруживаются кости в основном коров и лошадей.

На городище был открыт и квартал, где особо часто встречаются следы бронзолитейного производства – так формировался ремесленный квартал. Городище Чича погибло внезапно от пожара.

С позднеирменским временем связано и городище Батурино-1 в расположенное на левобережье Оби у южной кромки тайги в Колыванском районе Новосибрской области.

Примером неукреплённого поселения является Туруновка-4. Здесь раскопана огромная двухкамерная полуземлянка, связанная с необходимостью зимнего содержания скота.

Керамика переходного времени продолжает ирменскую традицию, но появляются и новые черты: исчезают резко профилированные горшки с раздутым туловом, появляется посуда с четко выраженной вертикальной шейкой, уменьшается доля геометрического орнамента, и на смену им приходят зигзаги, елочный узор, наклонные линии; возросла доля гребенчатой техники орнаментации при общем преобладании резной. Так же появляются сосуды с двумя рядами жемчужных вдавлений – выпуклостей в верхней части сосуда. В целом произошло общее обеднение орнаментации, увеличилось число неорнаментированной керамики. Стало применятся лощение поверхности.

Ещё одна особенность позднеирменского периода – появление миниатюрной глиняной скульптуры. В настоящее время нам известно около 50 керамических скульптурок, происходящих из археологических памятников этой эпохи. Боле половины из них обнаружены на «цитадели» городища Чича. В большинстве случаев фигурки помещались в ямы, заполнение которых можно охарактеризовать как хозяйственное (фрагменты керамики, кости животных, рыб, фрагменты глиняных шаров). Все произведения изготовлялись из одного куска глины с естественной примесью песка и органики. Дополнительной обработки поверхности не производилось, о чем свидетельствуют частые шероховатости, наплывы, следы ногтевых вдавлений и папиллярных линий пальцев рук, оставленные при формовке. Судя по плотной структуре и отсутствию трещиноватости, обжиг изделий предваряла сушка. Цвет варьирует от светло-коричневого до коричневого. Фрагменты оранжевого оттенка единичны, обжиг равномерный. По имеющимся местам сколов на фрагментах видно, что внутренняя часть изделий черная, что свидетельствует о восстановительном режиме обжига. Вероятно, фигурки обжигались в костре в закрытом резервуаре без доступа кислорода, затем горячими быстро извлекались, при этом окислительный процесс способствовал осветлению поверхности.

Все скульптурки можно условно разделить на две группы: антропоморфные и зооморфные. Антропоморфные фигуры создавались следующим образом. Голова и верхние конечности вытягивались из кусочка глины, а для оформления ног производилось рассечение острым предметом нижней части заготовки. Привлекает внимание и поза фигурок: мастера придал всем произведениям эффект движения, они застыли в своеобразном «танце» с поднятой вверх левой рукой.

Зооморфная пластика представлена на Чиче 11 скульптурками. В изображении животных доминирует образ медведя, воплощенный в различных стилистических трактовках. Первое направление представлено миниатюрной фигуркой. Животное показано в статичной позе, стоящим на четырех лапах. Мастерски переданы черты зверя – массивное туловище, крупная голова, короткие ноги.

Изготовление в Западной Сибири культовой глиняной пластики следует рассматривать в контексте единых эпохальных поселенческих традиций, свойственных для населения лесостепной зоны Евразии. Зооморфные и антропоморфные скульптурки из глины получили широкое распространение в поселенческих комплексах Поднестровья и Прикарпатья. Причем зооморфные фигурки появляются в XI–IX вв. до н.э., антропоморфные позже – в VIII–VII вв. до н.э., а в Поднепровье – в V в до н.э. Эта традиция затухает в означенном регионе одновременно с окончанием скифской эпохи.

Сакральное значение глиняных скульптурок связано с культом плодородия применительно к скотоводческому хозяйству. Имеет место проявление почитания отдельных животных (медведя), что наводит на мысль о тотемических проявлениях в обрядовой практике.

В лесостепной Зауралье одновременно с позднеирменской развивалась баитовская культура. Некоторые черты этих культур стали основой для сложения саргатской культуры эпохи раннего железа.

Продвижение таёжных племен к югу. С VIII в. до н.э. наступает холодно-влажная климатическая фаза. Повышается уровень грунтовых вод и заболоченность почв, в тайге сокращаются пригодные для жизни, охоты скотоводства пространства. Избыточное население вынуждено было мигрировать к югу.

Из районов Сургутского Приобья, где в эпоху поздней бронзы существовала атлымская культура, началось перемещение населения вверх по Оби Иртышу и их крупным притокам. Группы переселенцев были, вероятно, экзогамными родовыми коллективами, и им пришлось вступать в браки с местным населением. Это привело к слиянию пришлой и местной культурных традиций. Складывается несколько близких археологических культур, которые объединяют в гамаюно-молчановскую культурно-историческую общность. В керамике этих культур особое место занимают оттиски крестового штампа. Самая западная культура этой общности – гамаюновская, была распространена в Зауралье. К востоку племена этой культуры не занимали сплошной территории, а представляли собой изолированные островки. Впоследствии они были растворены в местной этнической среде.

В Среднем Приобье сложилась молчановская культура. Для неё характерны горшки с выгнутой дугообразной шейкой. В орнаменте сочетаются еловские, южные андроновские, позднеирменские мотивы. Встречаются баночные сосуды с оттисками крестового и струйчатого штампа.

Из Среднего Приобья дальнейшее движение таёжного населения на юг шло по р. Чулым и р. Томь. На территории кузнецкой котловины известно несколько памятников с керамикой, украшенной крестовым штампом. Но он отличается от приобского более тонкими линиями, как бы прорезанными. Аналогичная керамика обнаружена на пос. Линёво на р. Иня в Новосибирской области. Здесь же обнаружена и скульптура – это фигурка лося с коротким хвостом. Туловище орнаментировано ромбами и насечками.

Завьяловская культура. Выделена новосибирским археологом Т.Н. Троицкой. Базовыми археологическими памятниками для выделения завьяловской культуры в Новосибирском Приобье явились городища Завьялово-1 и Завьялово-5, расположенные на берегу Караканского залива Обского водохранилища около с. Завьялово. Завьяловская культура рассматривается Т.Н. Троицкой как синтез местной ирменской традиции и пришлой из глубин таежной Сибири. Завьяловское население продолжало сосуществовать с местным позднеирменским населением, возможно, вступая с ним в брачные отношения.

Завьяловские городища частично разрушены водами Обского водохранилища. Однако прослежено, что они были окружены оборонительными системами из нескольких рвов и валов. Жилища двухкамерные площадью от 70 до 200 м2, одно из помещений в которых предназначалось для зимнего содержания скота. Судя по количеству жилищ, на этих городищах одновременно могло проживать около 350 человек. Судя по большому количеству золы и горелого дерева, городище погибло от пожара и было покинуто жителями.

Керамика – это основная масса находок на городищах. Выделяется группа небольших сосудов с округлым или слегка уплощённым дном и дугообразной в профиле шейкой. Есть сосуды баночных форм, кувшины с раздутым туловом, столовая посуда в виде мисок. Орнамент – гребенчатый, крестовый, струйчатый штамп. В ряде случаев сосуды орнаментированы двумя рядами жемчужин. В целом керамику можно разделить на две группы: первая по форме и орнаментации сосудов сходная с позднеирменской; вторая – сосуды, типичные для северного таёжного населения. Всё это указывает на то, что завьяловская культура сложилась в результате синтеза этих двух компонентов.

Погребальный обряд известен только по Томскому могильнику. Известен лишь един могильник завьяловской культуры. Это грунтовый могильник, раскопанный в 1887 - 1889 гг. Исследовано 47 неглубоких могил. Погребенные похоронены по обряду ингумации илежали на правом боку, головой на юг и юго-запад; в нескольких случаях зафиксировано трупосожжение. Этому есть аналоги в ирменских и позднеирменских материалах. Найдено пять целых и обломки двух сосудов. Четыре из них орнаментированы крестовым штампом, который в одном случае нанесен отступающей техникой. Обнаружен многочисленный бронзовый инвентарь: оружие (чеканы, кинжалы, наконечники копий), орудия (ножи), украшения (браслеты) и зеркала.

Среди находок завьяловской культуры надо отметить большое количество каменных грузил для рыболовных сетей, нижнюю плиту зернотерки и роговые мотыжки, предназначенные для вторичной обработки земли. Датировать завьяловские городища помогли двухлопастные бронзовые наконечники стрел скиф­ского типа, относящиеся к концу VIII - началу VI в. до н.э. Интересны предметы мелкой глиной пластики: полумесяц, модель каменного грузила и схематично выполненной животное с длинной шеей. Как указывалось выше, именно на пе­риод поздней бронзы и перехрдного периода падает появление мелкой глиняной пластики. Встречены кости диких и домашних животных и рыб.

Хозяйство. Остеологический материал говорит о значительном отличии завьяловского скотоводства с преобладанием коневодства от ирменского, в котором веду­щую роль играл крупный рогатый скот. Подобное преобладание в остатках кос­тей лошади типично для северного скотоводства. На территории Средней Оби, откуда пришли носители керамики с крестовым штампом, лошадь являлась единственным домашним животным. Подобный характер ско­товодства можно считать типичным для всех культур гамаюно-молчановской общности.

О существований земледелия говорят роговые мотыжки, предназначенные для вторичной обработки почвы, и нижняя плита зернотерки. Большое место в экономике населения занимала охота. Среди костей диких животных по ко­личеству особей первое место занимал лось, дававший много мяса. Значи­тельную роль в питании завьяловского населения играло рыболовство. В ре­зультате промывки грунта через сито удалось обнаружить больше количество костей крупных и мелких рыб. Характер сохранившихся костных остатков по­зволяет считать, что рыба перетиралась в порошок и использовалась ввиде пор­сы, известной обитателям тайги до настоящего времени. Таким образом, в хо­зяйстве завьяловского населения сочетались северные таежные черты с ме­стными лесостепными особенностями.

Мыльниковская культура. Локализована в Барнаульском (Алтайском) Приобье. Представлена бес­курганными могильниками, поселениями и культовыми местами. М. П. Грязнов, впервые открывший здесь памятники переходного времени, отнес их к первому этапу большереченскрй культуры раннего железного века и датировал VII - VI вв. до н.э. В настоящее время памятники переходного периода Алтайского Приобья изучаются А. Б. Шамшиным, который датирует их VIII - VI вв. до н.э. и относит к мыльниковской культуре (названа по поселению Мыльниково). По мнению этого исследователя, данная культура является результатом слияния корчажкинской и ирменской культур эпохи поздней бронзы и проникшего сюда в не­большом количестве северного таежного населения с крестовой орнаментацией керамики.

Первым раскопки памятников этой культуры провел М. П. Грязнов, иссле­довавший поселения и бескурганные могильники в урочище Ближние Елбаны к югу от г. Барнаула. Сейчас на всей территории Алтайского Приобья исследова­но значительное количество погребений этого времени. Погребальный обряд в них в определенной степени перекликается с обрядом захоронения в рассмот­ренном выше Томском могильнике, только коллекция находок значительно беднее. Активные раскопки памятников переходного периода ведутся Алтай­ским государственным университетом.

В настоящее время известно более 40 памятников этого времени, среди которых поселения Ближние Елбаны-1, Мыльниково, Бобровка и др. Раскопан­ные жилища содержат полуземлянки площадью до 100 м2 и более. Хозяйство носило комплексный характер и было аналогично завьяловскому.

Другой путь продвижения северных таежных племен шел по Иртышу. В Среднем Прииртышье открыта серия поселений, среди керамики которой встре­чаются сосуды с таежным крестовым штампом. Культура получила название красноозерской по одноименному поселению. В настоящее время исследовано несколько поселений у урочища Инберень, Новотроицкое поселение и др. Об­наружены небольшие подчетырехугольные полуземлянки. Судя по найденному материалу, большое место в экономике занимали охота и рыбная ловля. Хозяй­ство было комплексным. Стадо состояло в основном из коней, а также из круп­ного и мелкого рогатого скота. Было весьма развито металлургическое произ­водство.

Среди находок красноозерской культуры хорошо представлены керамиче­ские комплексы. Встречаются сосуды с дугообразно выгнутым венчиком. В не­большом количестве встречены крестовый и мелкий струйчатый штамп, оттис­ки гребенчатого штампа, резной орнамент, шагающая гребенка, отступающий штамп. В керамике сочетаются северные таежные и ирменско-сузгунские черты. Встречены бронзовые наконечники стрел скифского и кулайского типов. Особый интерес представляет полое внутри глиняное навершие в виде головы лошади с длинной шеей. Морда лошади раскрошилась. Длина навершия достигает 19 см. Оно сплошь покрыто подтреугольными вдавлениями. В целом навершие отличается схематизацией. Это типичное произведение искусства, характерное для северных мигрантов. Как отмечает В. И. Молодин, скульптура населения переходного периода свидетельствует о достаточной адаптации пришлого населения к новым условиям: появляется совершенно новая тематика – изображение лошади.

В целом время перехода от бронзового века к железному веку характеризуется активным перемещением населения, миграциями и формированием новых исто­рико-культурных общностей. Основной культурой Верхнего Приобья и Средне­го Прииртышья являлась позднеирменская культура. Пришлое северное та­ежное население селилось небольшими группами в лесной полосе по берегам рек. Оно освоило скотоводство и земледелие, но значительную роль играли также рыболовство и охота. Постепенно пришлое население растворилось в местной среде, все больше заимствуя черты позднеирменской культуры - в Новосибир­ском Приобье, а на территории лесостепного Алтая - позднеирменской и кор-чаж-кинской культур. Для искусства переходного периода характерна сильная схематизация. Основным материалом, из которого выполнены дошедшие до нас произведения искусства, являлась глина.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал