Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закат Европы» Освальда Шпенглера
Пожалуй, во всей истории мировой культурологической мысли не было труда, который бы произвел столь сильную сенсацию, чем книга немецкого мыслителя Освальда Шпенглера (1880 -1936) «Закат Европы», первая часть которой вышла в свет в 1918 году. Удивительным было и то, что она представляла собою первую публикацию тогда ещё безвестного учителя истории и математики одной из мюнхенских гимназий, ничего, кроме нескольких газетных статей, до этого не написавшего. Чуть ли не в мгновение ока школьный учитель стал крупнейшим культурфилософом эпохи, «властителем дум» читающей публики в разных странах мира. Стиль Шпенглера – это скорее стиль художника, чем ученого. Он нигде не дает точного определения смысла, который он вкладывает в понятие культуры. Вместо этого он использует ряд метафор, характеризуя культуру то как организм, чтобы подчеркнуть её целостность, то как личность, чтобы указать на её индивидуальное своеобразие, то как художественное произведение, чтобы выразить мысль о наличии в ней общей идеи и единого стиля. Сущность культуры вообще и каждой отдельной, локальной культуры изображается им как принципиально неразрешимая загадка [9].
Текст 2. Сфинкс В Египте, на поле пирамид в Гизе, возле Каира, перед самой большой пирамидой находится статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека. Это Большой Сфинкс. Ему 5 тысяч лет. Но не было в мире статуи, превышающей размерами Большого Сфинкса. Он вытесан из единой глыбы. В нем соединены замечательное творение техники с прекрасным художественным вымыслом. Сейчас Большой Сфинкс сильно поврежден. Лицо изуродовано, как будто по нему били долотом или стреляли ядрами; от «божественной» бороды, символа царского достоинства, остались одни обломки. Время и пустыня объединились в стремлении уничтожить статую. Однако время и пустыня нанесли Сфинксу не такой значительный ущерб, как человеческая глупость. Раны на лице Сфинкса, напоминающие следы от удара долотом, действительно нанесены долотом: в VII веке так изуродовал его некий набожный шейх, дабы выполнить завет Магомета, запрещающий изображать человеческое лицо. Раны, похожие на следы ядер, тоже таковыми и являются. Арабские солдаты использовали голову Сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек. Но, несмотря на разрушительную силу времени и пустыни, несмотря на не слишком почтительное отношение к памятникам культуры, Большой Сфинкс все еще стоит и сторожит Некрополь в Гизе. И это великолепное произведение будет стоять до тех пор, пока будут стоять сами пирамиды [10].
|