Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды информации в тексте
Мы уже говорили, что в тексте есть несколько уровней, или научным языком – «иерархий». Вот как определяет это слово Словарь иностранных слов:
Иерархия (от древнегреческого hierarchia – «священный» и arche – «власть») – 1) расположение частей или элементов от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчиненности.
Иерархии текста – весьма сложное и не до конца исследованное явление, зависящее от многих причин, например, какой текст перед нами: научный, учебный, публицистический, художественный или какой-то другой, но в первую очередь уровни (иерархии) текста связаны с различными видами информации. Познакомимся с видами информации в тексте. Лингвист И.Р.Гальперин выделил три вида информации: 1) фактуальную, 2) концептуальную; 3) подтекстовую.
Текст, как правило, содержит описания фактов, событий, места действия, времени протекания этого действия и т.п. Всё это – фактуальная информация. Иначе эта информация называется темой (если произведение большое и много тем, то – тематикой).
Тема (от древнегреческого «thema») – 1) предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2) постановка задачи, определяющая отбор жизненного материала и жанр художественного произведения; 3) муз. фраза, главный мотив, который является в музыкальном произведении основой для дальнейшего развития; 4) лингв. один из двух компонентов высказывания – известное, данное (ср. рема) В художественном тексте фактуальную информацию передает фабула («сюжет» более широкое понятие, но мы сейчас не будем углубдяться в литературоведческие тонкости – автор) и тема (тематика). Фабула (от лат. fabula – повествование, история) – сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий. Это «основа», «ядро» текста; своеобразная «одежда» авторской идеи. Фактуальная информация почти всегда может быть передана пересказом. Однако ни один автор не садится за письменный стол для того, чтобы просто записать фактуальную информацию. Даже в учебном и научном тексте, кроме фактуальной информации, есть элементы других видов информации, но не в таком ярком виде, как в художественном. Произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его личность даже в учебном и научном тексте(!). Всё это составляет концептуальную информацию. Этот вид информации получил своё название от слова «концепция».
Концепция (концепт) – 1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения; 2) общий замысел (художника, поэта, ученого). 3) Концепт – это главное, что держит текст и не дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения. Иначе мы можем назвать концептуальную информацию (правда, с некоторым преувеличением) проблематикой.
Проблема (от древнегреческого «problema» - нечто, брошенное вперед) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования, а проблематика – совокупность проблем.
Как правило, в художественном тексте фактуальная информация «состоит на службе» у концептуальной. Но служит она ей по-своему: с одной стороны, она наполняет текст жизнью, помогает передать заложенную в нем концептуальную информацию; с другой – сама же её «маскирует», затемняет заложенные в тексте мысли, как бы «отвлекает» от них и открывает возможности для разночтения. Главную мысль текста (и научного, и учебного, а художественного – в первую очередь!) называют идеей. Вот как определяет идею «Словарь иностранных слов».
Идея – 1) мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир; 2) определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы; 3) мысль, замысел; 4)основная мысль чего-либо, например, художественного, научного, публицистического или политического произведения. Однако концептуальная информация не сводится к проблемам и идее (главной мысли); в большом тексте всегда строится целая «модель мира», отражается вся система взглядов автора – это и есть концептуальная информация. Выявить её в большом произведении весьма сложно, поэтому тренироваться нужно на малых текстах: притчах, сказках, новеллах, параграфах учебника - в них идея, как правило, одна. Далеко не всё, что нам нужно понять, бывает сказано прямо, «открытым текстом». Существует ещё подтекстовая информация, или просто подтекст. Что это такое? С понятием подтекста ещё никто не разобрался полностью, да это и невозможно сделать полностью, потому что мир автора неисчерпаем. Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами. А часто – не выражен вообще никакими словами и возникает как бы из ничего. Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, словосочетания, предложения, абзацы, передается с помощью порядка слов, логического ударения, выразительных средств – тропов и риторических фигур. Научиться видеть заложенную автором подтекстовую информацию – очень сложная задача. Но ничего невозможного в постижении текста не бывает, потому что текст создают люди, а другие люди – читатели – эти произведения разгадывают. Создать подтекст помогают ещё «скважины» и «монтаж» (о них мы уже говорили!). Все виды информации в тексте тесно связаны. Так, скрытой (подтекстовой) может оказаться и концептуальная, и фактуальная информации, причем, не только в художественном, но и в научном, и в учебном текстах. Чтобы выявить какой-то один из видов информации, мы должны обращать внимание на все остальные. Но нужно помнить, что в текстах разного типа разное соотношение видов информации: в научном тексте больше концептуальной и меньше фактуальной информации, а подтекстовой – совсем мало; в художественном - больше подтекстовой и фактуальной, а концептуальная более тонкая и тайная. Соотношение разных видов информации – очень сложный вопрос, требующий внимательного анализа на большом фактическом материале. Может быть, вы заинтересуетесь им и создадите свое учебное пособие?
|