Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировка






Для того чтобы лучше понять, как сосуществуют различные виды информации в тексте, разберем стихотворение в прозе И.С.Тургенева

 

«Воробей»

 

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собой свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился. Благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

 

Посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

1. Попробуйте найти фактуальную информацию. Где происходило событие? Кто его участники (персонажи произведения)? Что вы знаете о самом рассказчике, о его собаке и воробьях (молодом и старом)? Что можно сказать о протекании события: Как разворачивается фабула? (Обратите внимание на последовательность событий.) Чем заканчивается рассказанная история? Совпадает ли конец истории и конец текста?

2.Подтекстовую информацию обнаружить сложнее. Проследите еще раз развертывание сюжета, обратите внимание на словосочетание камнем упал. (Какой образ возникает в вашем сознании?) С какими птицами, по-вашему, сравнивается здесь воробей? Как автор называет воробья? Какие глаголы используются в рассказе о главном событии?

3.Присмотритесь к форме текста. Сколько здесь абзацев? Они большие или маленькие? Как вы думаете, это ускоряет или замедляет течение действия? В каком месте повествование резко прерывается? Попробуйте найти еще примеры контраста (что здесь медленное, а что быстрое, что большое, а что маленькое, что жалкое, а что страшное).

4.Концептуальная информация может быть выражена прямо, а может быть «спрятана». А как в этом тексте? Есть ли здесь какие-то слова рассказчика, в которых он говорит «от себя»? Когда вам становится ясно, как рассказчик относится к событию и что он в результате понял?

 

ОТВЕТ 1. Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей. Самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указание на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия. Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: Я возвращался с охоты…собака бежала впереди меня…уменьшила свои шаги…начала красться…увидал молодого воробья…упал из гнезда…собака медленно приближалась…старый воробей…камнем упал…заслонил собой свое детище ( и т.д., до слов: Да, не смейтесь).

2. Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание камнем упал. В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу. Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как ринулся, отчаянный, порыв. Подтекстовую информацию можно обнаружить в словах: … прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а героической птицей.

3. Как проявляется в этом тексте связность текста? Сопоставим следующие словосочетания: уменьшил свои шаги и медленно приближалась, с отчаянным и жалким писком и голосок одичал и охрип, зубастая раскрытая пасть и громадное чудовище. В этих парах реализуется определенная связь: они близки по смыслу, почти синонимичны.

Контраст же обнаруживается не только между громадной собакой и маленьким воробьем, но и между «внешним видом» и «сущностью» этого воробья: с одной стороны, у него голосок, но этот голосок одичал, с другой стороны, он замирал, но все же жертвовал собою. О жалком воробье говорится, что он ринулся спасать, заслонил собою свое детище. Таким образом, само название этого стихотворения в прозе – «Воробей» - вобрало в себя понятия «смелость», «самопожертвование во имя любви» и другие. Конечно, значения эти текстовые, поскольку навязаны слову воробей в данном тексте.

Имеет значение и форма организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Такая структура текста создает впечатление о замедленном течении действия и времени в произведении. Это повествование прерывается словом вдруг, словами ринулся, сорвавшись,

упомянутым выше сочетанием камнем упал.

4. Концептуальная информация выражена словами: Любовь сильнее смерти и страха смерти…только любовью держится и движется жизнь. Этими словами Тургенев утверждает понимание (концепцию) движущей силы мира, т.е. идею текста.

 

Вопросы и задания

Определите в текстах различные виды информации и объясните их.

Текст 1.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал