Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знакомство с заголовком






Хорошее начало не мелочь, хотя начинается

с мелочи.

Сократ

Задача читателя, берущего в руки любой текст, - выделить главное, т.е. понять, ради чего он создан. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка и эпиграфа, своеобразных знаков-кодов, настраивающих мысль читателя.

Заголовок – это «дверь», открывающая читателю путь в текст. Осмысление заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок актуализирует в уже имеющемся опыте представления, на которые будет опираться новое знание. У прочитавшего заголовок читателя чаще всего возникают определенные связанные с ним ассоциации, появляются представления о круге выдвигаемых автором проблем, т.е. ожидания. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого можно выделить три этапа:

I и II – до чтения и в процессе чтения, в ходе них происходит постижение содержания и его главной мысли,

на III этапе (после прочтения) понимание фиксируется с помощью плана, конспекта или краткого пересказа.

Чем лучше сформулирован заголовок (в виде проблемы, вопроса, гипотезы), тем полноценнее будет чтение. Если же заголовок не обращает на себя внимание, он часто не запоминается, и текст может плохо восприниматься.

Анализ заголовка до чтения – это обычно ответы на вопросы: «Что нам уже известно о тексте? О чем можно судить по характеру заголовка?»

Заголовки бывают разными. Выбор заголовка автором очень непрост. Ведь это первые слова книги, которые могут привлечь и заинтересовать или, наоборот, оттолкнуть читателя (в том случае, если название слишком «слащаво» или банально). Хорошо известные нам и, казалось бы, такие простые заголовки, как «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита», - результаты долгих поисков единственного из многих возможных, но чем-то отличающихся, вариантов. Мы не можем представить себе эти произведения названными иначе, но авторы перебрали десятки (!) заглавий, прежде чем нашли как раз то, что они хотели сказать читателю.

Иногда автор с помощью заголовка «готовит» читателя к тому, что ему предстоит в ходе прочтения. В этом случае заголовок – краткое выражение главной мысли. Примерами служат «Сто лет одиночества» Г.Маркеса. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Любовь к жизни» Дж. Лондона. Многие авторы создавали обстоятельные примечания к заголовку, намереваясь сразу рассказать, о чем пойдет речь в каком-то отрывке текста (обычно главе). Это часто выглядело так: «Глава I: Автор сообщает кое-какие сведения о своем семействе. Первые побуждения к путешествию. Он терпит кораблекрушение, спасается вплавь и достигает берега страны лилипутов. Его берут в плен и увозят вглубь страны» (Свифт Дж. «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»). Часто это приводило не только к некоторому ослаблению интереса, но и к тому, что читатели ограничивались прочтением только этого авторского «краткого содержания». Такую манеру пояснять заголовки в своей «Алисе в стране чудес» пародировал Льюис Кэрролл: «Глава седьмая, в которой пьют чай как ненормальные».

Часто автор использует заголовок для того, чтобы сразу поставить вопрос и направить чтение в русло поиска ответа. Примерами служат «Кто виноват?» А.И.Герцена, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Заголовки, содержащие вопрос, часто встречаются в учебной и научно-популярной литературе («Почему на Меркурии нет атмосферы?», «Почему Луна не падает на Солнце?» в «Занимательной астрономии» Я.И.Перельмана). С помощью таких заголовков автор заставляет самого читателя задуматься над данным вопросом и выделить главную мысль. Такие заголовки делают работу читателя с книгой более активной.

Иногда авторы дают произведениям неожиданные и непонятные с первого взгляда заголовки, которые заставляют читателей самих задавать вопросы и искать на них ответы в тексте. Примерами служат «Лужа Бородатой Свиньи» А.Грина, «Чапаев и Пустота» В.Пелевина. Такие заголовки характерны для приключенческой литературы («Всадник без головы» Майн Рида), фантастики, научно-популярных книг. Встречаются необычные (особенно для своего времени) заголовки и в классической литературе («Мертвые души» Н.В.Гоголя).

В некоторых случаях используются заголовки, которые воздействуют не только на разум человека, но и на эмоции [«Хорошо!», «Послушайте!» В.В.Маяковского, «Silentium!»(«Молчание!») Ф.И.Тютчева].

Название произведения может отражать также отношение автора к персонажам, оценку их положения в обществе или человеческих качеств: «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.

Заголовки могут свидетельствовать о том, что в произведении сопоставляются или противопоставляются важнейшие нравственные, социальные или философские понятия: «Война и мир» – у Л.Н.Толстого, «Преступление наказание» – у Ф.М.Достоевского, «Жизнь и судьба» – у В.Гроссмана.

Встречаются аллегорические, то есть иносказательные, заголовки: «Унесенные ветром» М.Митчелл, «Свидание с Нефертити» В. Тендрякова.

Заголовки могут содержать оксюморон, то есть «соединение несоединимого»: «Горячий снег» Ю.Бондарева, уже упоминавшиеся «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

Смысл некоторых названий противоположен содержанию: далеко не «тихие» события описаны в романе «Тихий Дон».

Встречаются и ироничные заголовки (к таким, по нашему мнению, относятся «Идиот» М.Достоевского и «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова)

Иногда в заглавиях встречаются числительные, которые заставляют задуматься над тем, к чему они относятся: «Поэма о 26-ти» С.А.Есенина, «Двенадцать» А.Блока.

Основная масса названий обозначает главное действующее лицо («Дон Жуан» Дж. Г. Байрона), место, время изображаемых событий («В августе 44-ого» В.Богомолова, «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова).

В заголовках может содержаться указание на то, что явилось источником описанных в произведении событий: реальная жизнь, вымысел, устное предание. Например, «Утопия» Т.Мора», «Легенда о Кише» Джека Лондона)

Заголовки могут преподносить «сюрпризы», называя второстепенные детали содержания. К примеру, сказка о мальчике, который обидел старого раненого коня, а потом помирился с ним, называется «Теплый хлеб». «Голубая чашка» А.Гайдара, «Налим» А.П.Чехова – авторы возлагают на эти второстепенные детали большую смысловую нагрузку: обычно они становятся знаком главной мысли, выходящей далеко за пределы сюжета. Предугадать содержание по заголовку может быть трудно или легко в зависимости от того, что вы читаете. В художественной литературе заголовок может и подсказать точно, о чем будет идти речь, а может завести совершенно «не в ту степь»: заголовок «Белый пароход» обещает рассказ о море, а не о короткой трагической судьбе смелого киргизского мальчика; а роман В. Астафьева «Пастух и пастушка» вроде бы настраивает на сентиментальную идиллию, в итоге оказываясь повествованием о битвах и поведении людей в страшное время Великой Отечественной войны.

Нужно ли в таких случаях пытаться предугадать характер произведения по его названию? Этот вопрос обсуждать по меньшей мере наивно, потому что мы это делаем постоянно: и разглядывая корешки на полках в библиотеке, и изучая репертуар театров, и просматривая оглавления газет и журналов.

Делать определенные предположения относительно названия в условиях неопределенности может помочь личный опыт читателя. Например, представление о специфике жанров подскажет, что «Объявленное убийство», скорее всего, детектив, «Маленький принц» – сказка, «Марсианские хроники» – фантастика. Другой такой «ориентир» – представление об авторе. Например, «Этюд в багровых тонах» – вовсе не произведение о живописи, и даже не роман, а детектив, поскольку автор его – Агата Кристи. К какому жанру можно отнести роман с названием «Час быка»? Поскольку автор его И.Ефремов – к фантастике. В предугадывании содержания по заголовку участвует и представление об атмосфере времени, знание его важнейших событий, символов. Например, «Белая гвардия» М.Булгакова – роман о противостоянии двух армий: «белой» и «красной» во времена гражданской войны в Киеве.

Несмотря на то, что наши догадки о содержании произведения по заголовку могут быть неверными, они необходимы. Ведь именно ожидание придает чтению остроту и интерес! Если ожидание оправдывается, читатель может испытать удовлетворение, если нет, удивляется неожиданности. Наиболее интересно то чтение, в котором сочетаются неожиданное и ожидаемое.

А с точки зрения семиотики, заголовок – это знак-символ, который сигнализирует нам: это начало текста, над названием автор долго думал, чтобы создать у читателя определенную установку (об этом дальше!), семантические ассоциации, эмоциональный настрой. Так посмотрим, что у него получилось!

 

 

Вопросы и задания

Определите, к какому типу заголовков относятся следующие.

«Ключи Марии» С.А.Есенина

«Прекрасная свинарка» М.Ларни

«Ювенильное море» А. Платонова

«Мусорный ветер» А.Платонова

«Роман с кокаином» М.Агеева

«Собачье сердце» М.Булгакова

«Роковые яйца» М.Булгакова

«Поднятая целина» М. Шолохова

«Похвальное слово глупости» Э.Роттердамского.

«Географ глобус пропил» А.Иванова

«Капли датского короля» Б.Окуджавы

«Сентиментальный марш» Б.Окуджавы


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал