Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семиотика и текст. Мы шепчемся о тайне гробовой,






Мы шепчемся о тайне гробовой,

О небесах, навек недостижимых.

Но тайна – в нас, в мелодии земной,

В доступности явлений ощутимых.

С. Маковский

Культурное пространство, в котором мы обитаем, – это собрание различных текстов, несущих информацию. Понимать какую-нибудь культуру – значит понимать ее знаковую систему, пытаться раскодировать ее, то есть уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. Этим занимается такая область культурологии как семиотика. Семиотика ( от древнегреческого semeiotike – учение о знаках) – это комплекс наук, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный язык, языки программирования, физические, химические знаки, логические и математические исчисления).

Чтобы научиться улавливать значение и смысл знаков и текстов, требуется много усилий. Язык любой культуры уникален, но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем, поэтому важно знать их. Особенно это актуально для молодежи, вступающей в жизнь.

В данном учебном пособии мы будем рассматривать только словесные тексты, то есть написанные словами и предложениями. Следовательно, теперь мы будем говорить о текстах в узком смысле слова. Это могут быть научные, публицистические, учебные, художественные статьи и книги. Основные признаки, о которых мы будем вести речь, у всех них одинаковы и представляют набор определенных «кодов» («знаков»). Человек живет в мире знаков, пользуется знаками и в определенных ситуациях сам как бы является знаком. Походка человека, особенности фигуры, тембр голоса, прическа - вот неполный перечень при знак ов, по которым мы сразу определяем знак омого человека среди множества людей. Одежда человека, его манера поведения многое могут рассказать о человеке тому, кто умеет наблюдать. Знаменитый детектив Шерлок Холмс обладал, как известно, необыкновенной способностью подмечать в окружающем мире такие знаки и явления, которые другим людям казались совершенно незначительными, а ему помогали восстанавливать картину преступления.

Наблюдательность нужна не только детективам: врачи, сопоставляя различные признаки отклонения от нормы, ставят больному диагноз; синоптики по различным знакам предсказывают погоду; мореплаватели по звездам и солнцу ориентируются в океанском просторе (сейчас им помогают приборы!). Да и в повседневной жизни каждый из нас постоянно попадает в ситуацию, когда нужно сориентироваться в окружающей обстановке и принять то или иное решение. То, насколько правильным оно окажется, во многом зависит от нашей наблюдательности, а точнее, от нашей способности осмыслить увиденное и услышанное. В одних случаях ошибка при принятии решения не приводит к катастрофическим последствиям (например, при покупке товара мы не обратили внимания на то, что срок годности, указанный на этикетке, истек). В других – ошибка может дорого обойтись (например, при выезде на перекресток водитель не заметил запрещающего сигнала светофора).

Люди с древнейших времен общались друг с другом при помощи знаков, например, раньше человек сообщал о победе или поражении при помощи дыма или по определенному цвету парусов (вспомним миф о Тесее); или по зарубкам на деревьях – дорогу куда-то.

Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для её приобретения, хранения, переработки и передачи (А.Кармин. Культурология. Санкт-Петербург – Москва – Краснодар, 2003. С.928. С. 22).

Явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.

Понимать какое-либо явление культуры – значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, текста, который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно и становится явлением культуры.

Человек постоянно совершенствует мир вокруг себя, «окультуривает» его, он создает новые предметы быта и при этом совершенствуется сам, приспосабливаясь к новой обстановке, но в любом случае он использует знаки, которые понятны тем, кому они предна знач аются, то есть существует гласная или негласная договоренность о смысле знаков. Вообще-то существуют разные типы знаков; можно выделить 5 основных типов знаков и знаковую систему:

● естественные;

● функциональные;

● иконические;

● конвенциональные;

● вербальные (естественные языки)

● знаковые системы [3]. Мы не ставим своей задачей подробно рассматривать все типы знаков; мы хотим помочь вам находить в знаках подсказки, которые позволят вам постичь текст, и поэтому мы будем говорить о конвенциональных знаках и знаковых системах.

Итальянский культуролог Умберто Эко (вы, конечно же, читали его художественные книги «Имя розы» и «Маятник Фуко») писал: «Благо книги – в том, чтобы её читали. Книга состоит из знаков, говорящих о других знаках, которые в свою очередь говорят о вещах». И добавляет: «Вдали от читающих глаз книги – немы».

Читая, мы вольно или невольно видим эти знаки, знаки вступают в определенные отношения – возникает знаковая система.

Конвенциональные знаки – это искусственно созданные знаки, которым люди «договорились» приписывать определенное значение. Слово «конвенциональный» произошло от латинского conventio – соглашение, договор, условие. Конвенциональный знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком предмета, явления, понятия. Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок, звезды и полосы на погонах, «зебра» на пешеходном переходе.

Существуют три основных вида конвенциональных знаков: сигналы, индексы и символы.

Сигналы – знаки извещения или предупреждения, например, значение цветов светофора.

Индексы – условные обозначения каких-либо предметов или ситуаций, имеющие легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти ситуации из ряда других, например, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, показания приборов.

Символы – это знаки, которые не только указывают на некоторый объект, но, кроме того, еще несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, например, эмблемы, гербы, ордена; знамена, «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» Пикассо и т.д.

Как вы уже поняли, мы ведем к тому, что будем исследовать то, как знаки, которые имеют скрытое значение, помогают понять текст. Значит, будем через значение этих знаков, вступающих в метафорические отношения (метафоры - это скрытые сравнения), «пробираться» к глубинному смыслу текста.

Но мы не будем углубляться в лабиринты этой науки, точнее комплекса наук, а возьмем на вооружение мысль, что за каждым знаком, о котором мы в дальнейшем будем говорить, стоит «договоренность» людей, которая возникла в процессе развития культуры. Конечно, для того чтобы глубже понять семиотический и стоящий за ним семантический (смысловой, относящийся к значению слова и словосочетания) смысл текста, нужно обращаться к дополнительной литературе.

На обложке нашего учебного пособия вы видите картинку, на которой изображены знаки, «изображающие» ученость: шапочка магистра, шар на подставке, который ассоциируется и с глобусом, и с головой ученого, потому что на нем надета эта шапочка, ручка для письма, свитки бумаги. Мы смотрим на эти предметы-знаки и сразу понимаем (хотя эта картинка иронична!), что речь в книжке пойдет о том, как нужно «грызть гранит науки», а не о том, как надо варить суп, или добывать уголь, или водить поезда; хотя всему этому тоже нужно учиться, в том числе и с помощью ручки и бумаги. Но эти знаки так расположены, что мы интуитивно понимаем, что главное здесь – глобус-голова в ученой шапочке, а значит, книга ставит себе цель: показать пути учения, а эти пути идут через постижение текста (свитки - на рисунке), ведь без текста ничему не научишься: ни варить суп, ни добывать уголь, ни водить поезда. Правда, голова дана без лица (ирония!): может быть, еще не овладела путями понимания текста? А может быть, просто отвернулась от нас, многому научившись?

Это отступление мы сделали потому, что хотим сказать о том, что не все так просто в мире знаков, а значит, и в мире текстов.

 

Вопросы и задания

Найдите знаки-символы, относящиеся к древнегреческим богам Зевсу, Гермесу, Афине, Гефесту, Деметре, Аполлону, Фемиде, Асклепию, Гипносу; титану Прометею.

(Ответы в конце книги)

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал